Оцените материал

Просмотров: 23951

Французские запасы

Анна Савицкая · 18/12/2008
Письма Матильды Кшесинской, фотографии последнего русского императора и живопись Баранова-Россине на аукционах во Франции

©  Aguttes

 Ладо Гудиашвили. Сцена в кабаре. 1920-1926. Холст, масло. 205х225 см.

Ладо Гудиашвили. Сцена в кабаре. 1920-1926. Холст, масло. 205х225 см.

В декабре центром проведения русских торгов становится Франция, а Париж принимает эстафету у Лондона. Как и акулы арт-рынка Sotheby’s и Christie’s, все крупные французские аукционные дома дважды в год формируют коллекции русского искусства. Впрочем, сделать такие торги во Франции не такая уж и сложная задача, учитывая традиционные тесные культурные связи двух стран и три волны русской эмиграции в ХХ веке.

©  Coutau-Begarie

 Набор из 10 открыток с изображением цесаревича Алексея Николаевича

Набор из 10 открыток с изображением цесаревича Алексея Николаевича

Французские аукционы имеют свои особенности: разнообразие предметов, низкие цены и преобладание вещей из разряда семейных реликвий. Живопись на таких аукционах представлена в основном работами неизвестных художников русского зарубежья. Громкие имена вроде Гончаровой или Анненкова тоже встречаются, но по таким низким ценам, что поневоле начинаешь сомневаться в их подлинности. Знатоки уверяют, что, обладая хорошим глазом и терпением, на французских торгах можно найти настоящие шедевры.

©  Tajan

 Костюм Жизели, принадлежавший Татьяне Рябушинской

Костюм Жизели, принадлежавший Татьяне Рябушинской

Одна из главных аукционных площадок Парижа — отель Друо, где проходит по нескольку торгов в день. Именно там 17 декабря прошел русский аукцион Coutau-Begarie: все выставленные предметы были не дороже €2 тыс.; в основном это литографии с портретами членов царской семьи (€100—200), серебряные табакерки (€300—600), иконы XVIII—XX веков (€400—800).

Часто с молотка уходят целые архивы, семейные или личные. На парижском Tajan 18 декабря будет продаваться архив балерины Татьяны Рябушинской, дочери владельца знаменитого особняка на Спиридоновке и ученицы Матильды Кшесинской. Среди прочего выставят и письма Кшесинской к ученице (эстимейт €2—3 тыс.), а также костюм Жизели, принадлежавший Рябушинской, — самый дорогой лот аукциона (€5,5—7 тыс.). В остальном торги ничем не выделяются на фоне множества других — галлиполийские кресты, фотографии участников Белого движения, даже удостоверение личности офицера Добровольческой армии (диапазон цен от €400 до 1500).

©  Damien Leclere

 Лев Лагорио. Переход реки вброд. Бумага, акварель. 1861. 24х33 см

Лев Лагорио. Переход реки вброд. Бумага, акварель. 1861. 24х33 см

Русскую живопись можно будет приобрести 20 декабря в Марселе, на аукционе Damien Leclere. Самая дорогая работа этого раздела торгов — футуристическая композиция Ивана Пуни (€40—50 тыс.). Пожалуй, это единственный лот, чья цена приближена к рыночной. Акварель Льва Лагорио оценена в €1,5—2 тыс., такой же эстимейт у работы Мартироса Сарьяна, чуть дороже — за €2—3 тыс. — можно приобрести рисунки Любови Поповой и Нади Ходасевич-Леже. Выгодной сделкой может стать покупка полотна очень востребованного сейчас Рихарда Зоммера за €8—10 тыс. На аукцион в Марселе выставлено сразу больше 20 работ малоизвестного художника Аркадия Столыпина (1896—1992); правда, по очень скромным ценам, €200—300.

©  Damien Leclere

 Иван Пуни. Композиция «Фрак». 1917. Холст, масло. 55х65 см

Иван Пуни. Композиция «Фрак». 1917. Холст, масло. 55х65 см

Живопись подороже будет представлена на торгах Aguttes 22 декабря. Этот аукционный дом с отделениями в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен и в Лионе давно проводит регулярные торги русского искусства и уже заработал неплохую репутацию в этой области. Однако осторожность никогда не помешает, особенно если предлагается, например, поздняя работа Константина Коровина. Известно, что на рынке множество подделок, намеренных и случайных. Его сын тоже был художником, и их работы часто путают, а порой специально подписывают картины Алексея инициалами отца. На ближайших торгах Aguttes появятся сразу две вещи Коровина-старшего — «Большие бульвары» (эстимейт €80—100 тыс.) и «Площадь Республики» (эстимейт €50—70 тыс.), обе поздние.

©  Aguttes

 Константин Коровин. Большие бульвары. Около 1930. Холст, масло. 73х100 см

Константин Коровин. Большие бульвары. Около 1930. Холст, масло. 73х100 см

С эстимейтом €60—80 тыс. будет продаваться пейзаж Владимира Баранова-Россине 1928 года с подтверждающим подлинность сертификатом сына художника. Такие цены на Баранова-Россине давно, казалось бы, остались в воспоминаниях — теперь его работы уходят за один, а порой и два миллиона британских фунтов. По очень привлекательной цене (всего €30—40 тыс.) покупателям предлагается зимний пейзаж Владимира Маковского, но уже без всяких подтверждающих документов.

©  Aguttes

 Василий Шухаев. Портрет Владимира Мейерхольда. 1922. Холст, масло. 71,5х56,2 см

Василий Шухаев. Портрет Владимира Мейерхольда. 1922. Холст, масло. 71,5х56,2 см

Среди самых дорогих лотов — композиция Леопольда Сюрважа (эстимейт €100—120 тыс.), «Портрет Мейерхольда» Василия Шухаева (€120—150 тыс.), и «Сцена в кабаре» Ладо Гудиашвили (€1—1,5 млн), последняя — с сертификатом французского специалиста Жака Ранка и дочери художника.

Кроме недорогих произведений знаменитых художников, на аукционах Aguttes представлено множество работ почти неизвестных в России и забытых во Франции русских французов — Бориса Пастухова, Константина Терешковича и Ильи Павиля. Цены колеблются от €1500 до 15 тыс. Одним из самых востребованных в этой категории считается Георгий Лапшин, чьи полотна получают все большую известность на родине, поэтому во Франции цены на него также постоянно растут. На аукционе 22 декабря его натюрморты и пейзажи выставлены с эстимейтами €30—60 тыс. Покупая произведения художников-эмигрантов, коллекционер, безусловно, рискует — он вкладывает деньги в малоизвестную, еще не раскрученную и часто вторичную, хотя и качественную живопись. Застрахован он лишь от одной опасности — фальшивок. На изготовление подделки может потребоваться куда больше средств, чем можно выручить от ее продажи.


Другие материалы рубрики:
Анна Савицкая. Торги широкого профиля, 15.12.2008
Ольга Абрамова. Пух перед Рождеством, 12.12.2008
Анна Арутюнова. Пилюли для коллекционеров, 10.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›