Оцените материал

Просмотров: 36549

Не рассчитали сил

Анна Савицкая · 14/11/2008
От майских рекордов не осталось и следа: общая сумма продаж на аукционах современного искусства в Нью-Йорке сократилась почти вдвое

©  Christie’s

 Жан-Мишель Баския. Без названия (Боксер). 1982. Холст, смешанная техника. 193x239см

Жан-Мишель Баския. Без названия (Боксер). 1982. Холст, смешанная техника. 193x239см


©  Christie’s

 Абстрактная картина (710). 1989. Холст, масло. 260х200см

Абстрактная картина (710). 1989. Холст, масло. 260х200см

Торги современного искусства, прошедшие в Нью-Йорке 11—13 ноября, в очередной раз подтвердили ранее наметившуюся тенденцию: две трети работ продано по достаточно высоким ценам, однако общая сумма продаж не дотягивает до нижней границы эстимейта. Sotheby’s 11 ноября удалось продать 43 из 63 лотов на сумму $125,1 млн при предварительном эстимейте $202,4—280,4 млн. Christie’s на следующий день продемонстрировал аналогичные результаты: общий итог составил $113,6 млн, что на 100 с лишним миллионов меньше, чем самые скромные ожидания организаторов. Это связано с тем, что не у дел оказался «козырь» аукциона — «Автопортрет» 1964 года Фрэнсиса Бэкона (эстимейт $40—60 млн).

©  Christie’s

 Фрэнсис Бэкон. Автопортрет № 1. 1964. Холст, масло. 152,4х140см

Фрэнсис Бэкон. Автопортрет № 1. 1964. Холст, масло. 152,4х140см



В октябре эту работу привозили на выставку в Москву, и тогда глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Бретт Горви говорил о надеждах, возлагаемых на Бэкона: «Мы с волнением ждем результатов торгов, так как столь значительных автопортретов Бэкона до сих пор на аукционах не было. Это уникальная возможность приобрести первоклассную картину, и я думаю, что коллекционеры ею воспользуются, несмотря на экономические сложности».

©  Christie’s

 Люсьен Фрейд. Стоящая обнаженная. 1999-2000. Холст, масло. 109,2x77,5см

Люсьен Фрейд. Стоящая обнаженная. 1999-2000. Холст, масло. 109,2x77,5см

Действительно, у руководителей отделов современного искусства Christie’s и Sotheby’s были все основания полагать, что финансовый кризис не скажется на продажах наиболее коммерчески успешных художников вроде Бэкона или Фрейда (его «Обнаженная» с эстимейтом $9—12 млн не нашла покупателя на торгах Sotheby’s). Ведь еще совсем недавно, весной этого года, «Триптих» Фрэнсиса Бэкона продан на Sotheby’s за $86,5 млн, а работа Люсьена Фрейда легко достигла на торгах Christie’s внушительной для живущего художника суммы $33,6 млн.

За прошедшие полгода ситуация на рынке кардинально изменилась, однако каталоги торгов формировались летом, когда никто не мог предсказать столь драматичного падения фондовых рынков.

©  Phillips de Pury

 Дональд Джадд. Без названия. 1977. Нержавеющая сталь, синее органическое стекло. 15,2x68,6x61см

Дональд Джадд. Без названия. 1977. Нержавеющая сталь, синее органическое стекло. 15,2x68,6x61см

Осенью были предприняты меры по корректировке эстимейтов и, возможно, резервных цен, однако этого оказалось недостаточно, чтобы избежать провала.

В число непроданных лотов попали работы даже таких титанов, как Рой Лихтенштейн (Sotheby’s, «Пол-лица и воротник», эстимейт $15—20 млн) и Энди Уорхол (Christie’s, «Портрет Мао» $4,5—6,5 млн). Подавляющая часть лотов, которые удалось продать, ушли по ценам ниже заявленного эстимейта. Еще более удручающе выглядят результаты вечернего аукциона Phillips de Pury, общий итог которых ($9,6 млн) даже не приблизился к нижней границе скромного эстимейта, составлявшей $23 млн. Из топ-лотов была продана только работа «Без названия» Дональда Джадда ($2,8 млн), тоже намного ниже эстимейта ($4—6 млн). Даже баловень судьбы Дэмиен Херст оказался невостребованным на торгах Phillips de Pury.

©  Sotheby’s

 Филипп Гастон. Радости нищих. 1954-1955. Холст, масло. 180,7x173,1см

Филипп Гастон. Радости нищих. 1954-1955. Холст, масло. 180,7x173,1см

Какими бы печальными ни казались результаты торгов, спрос на современное искусство сохраняется: «Абстрактная картина (710)» Герхарда Рихтера продана на Christie’s за $14,8 млн (эстимейт $13,5—15,5), там же «Боксер» Жан-Мишеля Баскиа ушел за $13,5 млн. На Sotheby’s фаворитами стали Ив Кляйн (его работа достигла внушительных $21,4 млн — впрочем, эстимейт был около $25 млн) и Филип Гастон, чьи «Радости нищего» были приобретены отнюдь не нищим — новый владелец заплатил за лот $10,1 млн. Востребованной

©  Sotheby’s

 Виллем де Кунинг. Женщина I. 1951. Бумага, уголь, карандаш, пастель. 54,6x41,9

Виллем де Кунинг. Женщина I. 1951. Бумага, уголь, карандаш, пастель. 54,6x41,9

(вещи уходили в диапазоне от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов) оказалась и коллекция графики Арчила Горки,Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана и Аньес Мартин, предложенная Christie’s. Самыми дорогими стали «Без названия» Ньюмана ($2,9 млн) и «Женщина» де Кунинга ($2,7 млн).

Так или иначе, цены на современную графику по-прежнему могут превышать отметку в миллион долларов, а живопись и инсталляции классиков вроде Рихтера или Баскиа по-прежнему перешагивают отметку в 10, а то и в 20 миллионов долларов. Неудачи прошедших торгов, безусловно, серьезно ударили по аукционным домам: завышенные эстимейты, непроданные топ-лоты, многие из которых были гарантированы, неизбежно приведут к большим убыткам для организаторов. Но итоги аукционов не разочаровывают, а, напротив, вселяют надежду на то, что рынок современного искусства выстоит.

©  Sotheby’s

 Ив Кляйн. Архиспонж. 1960. Доска, губка, галька, сухой синий пигмент. 200x165см

Ив Кляйн. Архиспонж. 1960. Доска, губка, галька, сухой синий пигмент. 200x165см

Ведь по-прежнему находятся коллекционеры, готовые в столь сложных экономических условиях платить миллионы за качественные работы.


Еще по теме:
Итоги торгов импрессионистов и модернистов в Нью-Йорке
Анна Савицкая. Искусство для бедных
Анна Савицкая. Вся надежда на Фрейда
Анна Арутюнова. Кризис во время Frieze

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›