Оцените материал

Просмотров: 21477

Молодец среди овец

Ольга Абрамова · 15/08/2008
Арт-рынок замер в ожидании: быть или не быть новым австралийским рекордам?
 Альберт Такер. Незваный гость и попугаи. 1965. 90,3 х 120,8 см

Альберт Такер. Незваный гость и попугаи. 1965. 90,3 х 120,8 см

Все знают, что Австралия — «зеленый континент», там кенгуру и антиподы. Это как про нас и медведей. Сложнее понять, что такое австралийское искусство и кого считать его законными представителями — аборигенов, потомков британских каторжан или вольных поселенцев времен «золотой лихорадки»? Тем не менее проблемы пресловутой национальной идентичности не мешали и не мешают австралийским художникам работать, а публике их любить и, что самое замечательное, активно покупать.

Первые аукционные дома появились в Австралии еще в конце XIX века, в русле традиций метрополии. Сейчас на растущий арт-рынок пришли гиганты — они всегда там, где выгодно. Christie’s начал заниматься австралийским искусством еще в 60-е, Sotheby's — в начале 80-х, а в начале двухтысячных появился Bonhams, который вместе с австралийскими специалистами образовал новый холдинг Bonhams & Goodman.

Местные институции тоже не отстают. На сиднейском аукционе Menzies Art Brands в июне этого года установлен абсолютный рекорд продаж произведений искусства на австралийской земле — «Сильветт» Пикассо куплена по телефону за $6 млн. Там же в 2007-м самую крупную сумму, $3 млн., заплатили за полотно австралийского художника Бретта Уайтли.

©  courtesy of Dеutscher-Mеnzies

 Бретт Уайтли. Горы Ольгас для Эрнста Жиля

Бретт Уайтли. Горы Ольгас для Эрнста Жиля

Цены, конечно, скромнее громких мировых продаж последнего времени — сказывается отсутствие шальных денег. Но положение меняется, специалисты отмечают настоящий бум на арт-рынке Австралии и связывают его с притоком китайских капиталов в австралийские горные разработки и, соответственно, с появлением богатых коллекционеров.

Двухдневный аукционный марафон с участием Sotheby's и Bonhams & Goodman, который состоится 25 и 26 августа в Мельбурне, позволит понаблюдать за развитием этих тенденций. Первым стартует Sotheby's. 25 августа он проведет вечерний сейл «Австралийское искусство», на котором представит все важные периоды развития континентальной живописи и графики, а на следующий день продаст менее дорогие лоты.

©  www.sothebys.com

 Джон Гловер. Линяющая лагуна и Большой устричный залив от Соснового холма. 74 х 114 см

Джон Гловер. Линяющая лагуна и Большой устричный залив от Соснового холма. 74 х 114 см



Самый высокий эстимейт у полотна англо-австралийца Джона Гловера, значительного пейзажиста начала XIX века. «Линяющая лагуна и Большой устричный залив от Соснового холма» (эстимейт $1,6—1,9 млн) — редкий и качественный образец его творчества так называемого «колониального стиля». Романтика неизведанных пространств и могущества Британской империи на долгие годы определила направление развития австралийской живописи.

Среди самых дорогих лотов и работы мастеров XX века, ориентировавшихся на мировой авангард. «Злоумышленник и попугаи» экспрессиониста Альберта Такера (эстимейт $ 350—524 тыс.) демонстрирует не самые идиллические стороны австралийского национального характера, но, судя по популярности автора на рынке, это покупателей совсем не смущает.

©  www.sothebys.com

 Джон Брэк. Возвращение блудного сына. 1953. 70 х 101 см

Джон Брэк. Возвращение блудного сына. 1953. 70 х 101 см



Джон Брэк — успешно продающийся австралийский художник (его прошлогодний рекорд на Sotheby's равен $2,9 млн). Этот любитель Сартра и ненавистник абстрактного экспрессионизма представлен «Возвращением блудного сына» (эстимейт $ 612—786 тыс.) Его живопись странно напоминает произведения мастеров нашего «сурового стиля». Удивительно, как диаметрально противоположные объекты осуждения (соцреализм и абстрактный экспрессионизм) приводят к формально схожим результатам.

©  www.sothebys.com

 Розали Гаскуань. Tessaraez Z. 1990. 41,3 х 38 см

Розали Гаскуань. Tessaraez Z. 1990. 41,3 х 38 см

Австралийская живопись, надо сказать, зачастую выглядит ужасающе безвкусно, поэтому жаль пропустить Tessaraez Z Розали Гаскуань, пока еще мало раскрученной художницы, умершей в 1999 году. Небольшой ассамбляж из щепочек от старых  упаковок со следами маркировки (эстимейт $31—44 тыс.) — минималистичное напоминание о том, что восточные традиции (японские в данном случае) Австралия тоже благополучно ассимилировала.







©  www.sothebys.com

 Бретт Уайтли. Любовники. 1975. 49 х 61 см

Бретт Уайтли. Любовники. 1975. 49 х 61 см



Зато трудно не заметить графический лист «Любовники» рекордсмена Бретта Уайтли, обладателя множества премий, в числе которых и премия Венецианской биеннале. Двухцветный скринпринт (5/70) уже появлялся на Sotheby's — в 2002 году он был продан за $6,5 тыс. От него, видимо, так хотят поскорее избавиться, что выставляют с тем же, что и шесть лет назад, эстимейтом ($5,2—7 тыс.).

©  www.bonhamsandgoodman.com.au

 Джон Рассел. Бель-иль-ан-Мер. 1904. 60 х 73 см

Джон Рассел. Бель-иль-ан-Мер. 1904. 60 х 73 см

Главная приманка аукциона австралийского искусства, который проведет вечером 26 августа Bonhams & Goodman, — это шесть шедевров из известной коллекции удалившегося от дел мельбурнского дилера Джулиана Стерлинга и его жены Мириам — пять классических пейзажей и парный портрет. Безусловным гвоздем торгов станет «Бель-иль-ан-Мер» «последнего импрессиониста» Джона Рассела. Владельцы очень вовремя решили расстаться с холстом, больше тридцати лет не появлявшимся на рынке. Совсем недавно, в июне, «Пруд с кувшинками» Моне был продан на Christie's за $80,5 млн, и, возможно, ажиотаж вокруг этого громкого рекорда поможет выручить хорошую сумму за «лучшую импрессионистическую картину Австралии». Во всяком случае, имя Моне используется в раскрутке полотна очень активно. В каталоге значится эстимейт по запросу, но ранее в пресс-релизе называлась цифра $877 тыс.— 1 млн.

©  www.bonhamsandgoodman.com.au

 Сидни Нолан. Купальщица (ночью). 1945. 63,5 х 76 см

Сидни Нолан. Купальщица (ночью). 1945. 63,5 х 76 см

Коллекция Стерлингов собрана в отдельной части каталога, но и в основном разделе много интересных лотов. Самый популярный, пожалуй, австралийский модернист Сидни Нолан представлен серией из четырех «Купальщиц» 1945 года (эстимейт каждой $175—262 тыс.), которые пародируют и изображение обнаженного тела, и попытку импрессионистов фиксировать каждое мгновение жизни.

Картина австралийского искусства не будет полной без творчества коренных жителей — аборигенов. Обычно их объединяют самостоятельные торги (очень успешные, как правило), но несколько образцов есть и у Bonhams & Goodman. Автор с труднопроизносимым именем Каапа Тьямпитьинпа рассказывает простую «Женскую историю». Великолепная геометрическая абстракция 1973 года может, вероятно, раскрыть сведущему человеку множество интересных подробностей (эстимейт $ 10—16 тыс.).

©  www.bonhamsandgoodman.com.au

 Каапа Тьямпитьинпа. Женская история. 1973. 28,5 х 28,5 см

Каапа Тьямпитьинпа. Женская история. 1973. 28,5 х 28,5 см

Bonhams & Goodman рассчитывают заработать на предстоящем аукционе $ 6,3—8,7 млн, и если все пройдет успешно, то это будет самая крупная сумма, вырученная этим аукционным домом на австралийских торгах. Замечательно, когда национальное искусство пользуется таким устойчивым спросом у себя дома. Остается надеяться, что и наш рынок когда-нибудь цивилизуется и станет настолько привлекателен, что большие торги будут проходить в Москве или Петербурге. Хотя, конечно, нам легче — мы с Лондоном все-таки в одном полушарии.

 

 

 

 

 

Все новости ›