Оцените материал

Просмотров: 8945

Легенды дома MacDougall's

Анна Арутюнова · 20/03/2008
Супруги Макдугалл рассказали Анне Арутюновой о второй выставке «Легенды русского андеграунда», которую они устроили в лондонском помещении своего аукционного дома

©  Александр Харитонов

Дамы в розовом и белом. 1972. 30.5х54.5

Дамы в розовом и белом. 1972. 30.5х54.5

Год назад русское искусство второй половины ХХ века показали публике в виде карты московского метрополитена. Таким образом Уильям и Екатерина Макдугалл пытались расставить акценты, объяснить, кто есть кто и какое отношение Кабаков или Булатов имеют к Дубосарскому и Виноградову.

В этом году концепция выставки изменилась. Представлены только три художника московского андеграунда — Евгений Рухин, Василий Ситников и Александр Харитонов. «Мы хотели показать их работы и сравнить три разных изобразительных языка: материалистический, почти технический подход к искусству Рухина, чувственную иррациональность Ситникова и современное преломление византийской традиции в живописи Харитонова», — объясняет Екатерина Макдугалл. Она не скрывает, что помимо личных предпочтений при выборе художников учитывались и коммерческие интересы, ведь MacDougall's — это прежде всего молодой и весьма успешный на рынке аукционный дом. Выставка лишний раз демонстрирует его готовность к жесткой борьбе с основными конкурентами на поле современного русского искусства — Phillips de Pury и Sotheby's. Пока что MacDougall's чувствует себя вполне уверенно — на двух аукционах, прошедших в прошлом году, здесь продавали первоклассные работы из известных коллекций Глейзера (осень 2007) и Нахамкина (лето 2007), а общая сумма торгов современного русского искусства достигла почти £4 млн.

©  Александр Харитонов

 Лето. 1978. 22х34.5

Лето. 1978. 22х34.5



По словам Марка Келнера, коллекционера и дилера из США, эта выставка — большое достижение для аукционного дома, поскольку в России работ этих художников практически нет. Действительно, почти все, что делали Рухин и Ситников, оказалось на Западе в коллекциях европейских и американских дипломатов, журналистов и охотников за потенциальными шедеврами. Работ Харитонова много в России, но ни на одном другом аукционе, кроме MacDougall's, их не найти. Они появились на рынке всего два года назад и, как известно, только семь были проданы на аукционных торгах. Сегодня цены на живопись Харитонова уже достигают £88 тыс.

Гордость супругов Макдугалл и ядро выставки — двадцать пять работ Рухина из американских и европейских коллекций. По словам Екатерины Макдугалл, в России не было ни одной значительной выставки художника, а его коллажи до сих пор нечасто встречаются на рынке. Цены варьируются от £6 до £95 тыс. (рекорд был установлен на аукционе MacDougall's в ноябре 2007-го и составил £70 тыс. за полотно «Лис»). По мнению поклонника творчества Рухина и обладателя нескольких его полотен — Марка Келнера, выставлять разом такое количество работ не очень дальновидно с рыночной точки зрения. Он уверен, что чета Макдугалл показала первоклассные вещи, но вряд ли на все найдется покупатель. Известно, что Рухин был очень плодовитым художником и нередко за месяц-два делал по 20—25 работ — что, однако, пока не обеспечило наплыва предложений на рынке.

©  Василий Ситников

 Церковь в полях. 11.03.1983, Пятница. Холст, масло, 70.5х178.5

Церковь в полях. 11.03.1983, Пятница. Холст, масло, 70.5х178.5



Любопытно, что на только что прошедшем русском аукционе Sotheby's представленные работы Рухина и Ситникова ажиотажа среди покупателей не вызвали. Тем не менее аукционный дом MacDougall's оценил живопись художников гораздо дороже. «Я удивлена, что у нас все еще находятся достойные работы Ситникова — его все меньше на рынке, даже невзирая на то, что высокие цены заставляют нынешних владельцев продавать то, что у них уже имеется», — говорит Екатерина Макдугалл.

Учитывая впечатляющий рост рынка русского искусства в целом и современного русского искусства в частности, супруги Макдугалл пошли на эксперимент и организовали так называемый заочный, или «тихий», аукцион, своего рода выставку-продажу. Покупатель может оставить заявку на ту или иную работу, указав максимальную цену, которую готов за нее заплатить. По словам Уильяма Макдугалла, такой механизм очень выгоден продавцу, поскольку даже если покупатель один, цену он называет самую высокую.

©  Евгений Рухин

 Лис. 1970. 97х99.5

Лис. 1970. 97х99.5



Не все, что представлено на выставке, можно купить: значительную часть экспонатов Екатерина и Уильям Макдугалл приберегут для летнего аукциона, который состоится в Лондоне 12—13 июня. Воодушевленные своими успехами, они планируют развернуть масштабную выставочную деятельность. Если за прошедшие три года существования аукционного дома прошло только две выставки, то уже в ближайшие полгода планируется как минимум три. В апреле и мае здесь покажут соцарт. Главным хитом обещает стать восемнадцатиметровая работа Комара и Меламида «История СССР, 1917—1974», состоящая из 49 холстов и оцененная в £500 тыс. Летом пройдет выставка самого современного русского искусства, а осенью — одновременно с ярмаркой Frieze еще один выставочный проект, детали которого пока не раскрываются. Судя по всему, супруги Макдугалл готовят очередной эксперимент.

«Мы хотим делать по одной выставке в месяц, причем не обязательно коммерческой. Возможно, в скором времени мы организуем третий межсезонный аукцион. Уже сейчас у нас много работ, на которые есть спрос, и нет смысла заставлять людей ждать», — уверяют Екатерина и Уильям. Но пока что остается только ждать и гадать, кто выиграет очередную июньскую гонку и удастся ли Macdougall's сохранить свои сильные позиции в борьбе за рынок русского искусства.

©  Евгений Рухин

 Веер. 1974. 70х66

Веер. 1974. 70х66

 

 

 

 

 

Все новости ›