Оцените материал

Просмотров: 15602

Stockholms Auktionsverk продал русского искусства на €8,8 млн

Варвара Ермакова · 18/03/2008
Несмотря на расширяющуюся географию русских торгов, расстановка сил на этом рынке существенно не меняется. Варвара Ермакова рассказывает о том, стоит ли Sotheby’s и Christie’s бояться конкурентов из Стокгольма

©  Арсений Мещерский

Парусник у берега

Парусник у берега

©  Арсений Мещерский

 Приближение шторма на Балтийском побережье

Приближение шторма на Балтийском побережье



Stockholms Auktionsverk — старейший аукционный дом не только в Швеции, но и во всем мире. Он начал свою работу еще в 1674 году, но русским искусством здесь занимаются совсем недавно. Однако если учесть, что специализированные русские торги — явление на рынке искусства вообще достаточно новое и далеко не все аукционные дома решаются этим заниматься, пятый аукцион русского искусства в Стокгольме кажется серьезным завоеванием. Этими успехами Stockholms Auktionsverk обязан двум международным специалистам — Ивану Самарину и Мартину Сандерс-Роулинсу. Оба — далеко не новички в своем деле. Самарин был одним из основателей русского отдела Sotheby's, и легендарные московские торги нонконформистов 1988 года прошли не без его участия. Сегодня он — директор консультативного центра русского искусства в Лондоне и главный эксперт Stockholms Auktionsverk. Взаимоотношения Сандерс-Роуленса с русским искусством также имеют долгую история. До прихода в Стокгольмский аукционный дом он, как и Самарин, успел поработать в русском отделе Sotheby's, а потом возглавлял такой же отдел в Bonham's. В Стокгольм они привезли свою репутацию, клиентуру и справедливую уверенность в том, что если российские законы о вывозе делают невозможным привлечение к торгам антикварных раритетов из России, стоит глубже изучить возможности рынка русского искусства в Скандинавии и Европе в целом. По словам Ивана Самарина, в Швеции гораздо чаще, чем в других европейских странах, можно обнаружить русские шедевры, поскольку они находятся в частных коллекциях, не связанных с международным рынком. Сначала сюда попадали художественные произведения, вывозимые эмигрантами, а затем и современное русское искусство, которое покупали в СССР здешние дипломаты.

Несмотря на такие, казалось бы, устойчивые позиции и перспективы, на международном рынке русского искусства Stockholms Auktionsverk ведет себя пока весьма скромно: держится особняком, не проводит широкой рекламной кампании, ставит невысокие эстимейты, не привозит в Россию топ-лоты. Однако все это не мешает аукционному дому добиваться стабильных, а временами блестящих результатов продаж. Так, ровно год назад — в марте 2007-го — общая выручка аукциона русского искусства составила €9 млн, а на живопись Алексея Саврасова, Василия Максимова и графику Карла Пиратского были поставлены мировые рекорды.

©  Константин Маковский

 Мать и дочь

Мать и дочь



Нынешние мартовские торги Stockholms Auktionsverk прошли почти одновременно с аукционом современного русского искусства Sotheby's в Лондоне. Sotheby's готовился к предстоящим торгам очень основательно — выставку топ-лотов в Москве посетили не только поклонники современных художников, но и постоянные клиенты Sotheby's, покупающие классическое и пока что более инвестиционно надежное искусство. Подобное совпадение дат говорит о том, что Stockholms Auktionsverk вполне уверен в своей конкурентоспособности и стратегии. Очевидно, что этот аукционный дом причисляет к своим клиентам тех, кто пока с недоверием смотрит на рынок современного искусства или же просто не включает его в область своих интересов.

Результаты первого дня торгов — примерно €7 млн за произведения живописи, графики, мелкую пластику и иконы — вряд ли можно назвать головокружительными, и второй день не принес существенных изменений — прошлогодние показатели превысить не удалось. Не все лоты продались, и большинство работ ушло за вполне ожидаемые суммы, не превышающие или незначительно превысившие эстимейт.

©  Иван Айвазовский

 Зимний караван, пересекающий украинские степи

Зимний караван, пересекающий украинские степи



К немногим исключениям можно отнести две живописные работы Арсения Ивановича Мещерского, продавшиеся за €117 тыс. и €138 тыс. против предварительной оценки в €32 тыс. Несомненным топ-лотом аукциона стал парный портрет «Мать и дочь» кисти Константина Маковского, проданный за €790 тыс. Стокгольмское семейство, выставившее работу на продажу, несколько месяцев назад само связалось с аукционным домом, рассчитывая выручить за портрет хотя бы €30 тыс.

В списке лотов Stockholms Auktionsverk почти невозможно найти имена художников-авангардистов, чьи работы столь успешно продаются в последние годы на русских торгах в Лондоне или Нью-Йорке. Один из редких примеров — работа Баранова-Россине «Танцующая пара» — оказался неудачным. Эта вещь уже выставлялась на торги Stockholms Auktionsverk четыре года назад и тоже не нашла покупателя.

©  Сергей Колесников

 Пахота

Пахота



У Самарина и Сандерс-Роулинса другой конек — им удалось составить вполне достойную подборку произведений живописцев XIX века, среди которых несколько небольших разноплановых работ Ивана Айвазовского, произведения Сурикова, Нестерова, Маковского. Одним из наиболее успешных лотов стал »Зимний караван, пересекающий украинские степи» 1857 года Ивана Айвазовского. Написанный в теплых тонах снежный пейзаж ушел за €520 тыс. — цена, однако, оказалось ниже эстимейта (€530 — 640 тыс.).

©  Лев Лагорио

 Разгрузка корабля

Разгрузка корабля



Несмотря на некоторые закономерные неудачи — так, вряд ли кому-то показалась странной несостоявшаяся продажа копии с работы художника Соломаткина с очевидно завышенным эстимейтом в €11,8—15 тыс., — нынешние торги подтвердили уже сложившееся представление о типичном стокгольмском профиле. Этот аукцион показан в большей степени тем, кто привык ориентироваться на собственный вкус и качество работы, а не на известность имен. Многие такие вещи достались своим новым владельцам очень недорого. Удачными приобретениями стали небольшой выразительный сельский пейзаж Сергея Колесникова, написанный гуашью (он ушел всего за €5400), тончайшая акварель Лагорио «Разгрузка корабля» 1885 года — эта работа ушла за €13 тыс. (нижний эстимейт), а «Пейзаж» Василия Бакшеева, на котором изображен цветущий луг под высоким выразительным живописным небом, — всего за €6500 (эстимейт составлял €8,6 — 13 тыс.). Выполненный в импрессионистической манере натюрморт Сержа Фера — изысканный по колориту «Букет полевых цветов» — был продан за €37 тыс. — цена, также равная нижнему эстимейту. Этот натюрморт — одна из немногих фигуративных работ художника, появлявшихся за последнее время на рынке. Не так давно в Париже была с успехом продана значительная часть его абстрактных работ.

©  Серж Фера

 Букет полевых цветов

Букет полевых цветов

В целом торги прошли ровно, без потрясений и неожиданностей. В общей сложности на аукционе было продано почти 500 лотов, среди которых кроме живописи и графики русских художников были представлены мелкая пластика, иконопись, а также мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Настоящие шедевры на рынке русского искусства находить крайне сложно, и если такая работа появляется, владелец, скорее всего, обратится к Sotheby’s или Christie’s, где есть возможность получить действительно высокую цену. Однако, судя по стабильности результатов стокгольмских торгов, Самарин и Сандерс-Роулинс нашли свою нишу.

 

 

 

 

 

Все новости ›