Оцените материал

Просмотров: 68284

Эгон Шиле в рубашке и без

Ольга Абрамова · 28/01/2008
Первые февральские торги Christie’s и Sotheby's должны привлечь внимание поклонников и собирателей Эгона Шиле, одного из самых скандальных художников начала прошлого века – двадцать его графических работ будут выставлены на торги 4, 5 и 6 февраля

©  Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади», 1918, бумага, уголь, 29 x 45.8 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Первые февральские торги Christie’s и Sotheby's должны привлечь внимание поклонников и собирателей Эгона Шиле, одного из самых скандальных художников начала прошлого века – двадцать его графических работ будут выставлены на торги 4, 5 и 6 февраля

©  Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади», 1918, бумага, уголь, 29 x 45.8 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Как правило, графика прячется в тени живописных полотен, служит подготовкой к дальнейшей большой работе и в целом считается менее дорогим сегментом художественного рынка. Но случай Эгона Шиле совершенно иной. Этот мастер, проживший очень короткую жизнь (он умер в 28 лет от инфлюэнцы вслед за беременной женой), в графических листах реализовал себя точнее и глубже, чем в живописи. Поэтому и соотношение его аукционных рекордов нестандартное: самая дорогая живописная работа Шиле – большое (109 × 139 см) двустороннее полотно «Одинокий дом», Einzelne Hаuser/Monk I, – была продана в 2006 году на Christie’s за $22,4 млн, а акварельный «Автопортрет в клетчатой рубашке» (45 × 30 см) в конце прошлого года достиг на Sotheby's $11,4 млн, в два раза превысив эстимейт.

©  Эгон Шиле, «Эрик Ледерер», 1917, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 46 x 29.4 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Дитя своего времени – это банальное словосочетание тем не менее точно характеризует человеческую и творческую индивидуальность Шиле. Современник Фрейда, почитатель, а позже и младший друг Климта, участник венского Сецессиона, адепт самых новых идей. По общему признанию, творчество Шиле – мост от австрийского модерна к экспрессионизму. Обстоятельства его жизни вполне соответствуют скандальному ореолу, до сих пор окружающему его работы. Отец – сифилитик, сошедший с ума, слишком близкое общение с младшей сестрой – первой из череды юных обнаженных натурщиц, изображаемых с предельной откровенностью, и даже обвинение (правда, недоказанное) в растлении малолетних. Задолго до возникновения фашистского определения «дегенеративного искусства» и «очистительных» костров Шиле удостоился уничтожения своей работы – судья, не удовлетворенный исходом разбирательства, прилюдно разорвал его рисунок.

©  Эгон Шиле, «Автопортрет», 1914, бумага, акварель, карандаш; «Лежащая девушка» (на обороте), 1914, бумага, карандаш; 46.7 x 30.1 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Сегодня, конечно, так обращаться с работами Шиле никто не рискнет – слишком уж большие деньги платят за них на аукционах. Неудивительно поэтому, что его графика появляется на вечерних, самых солидных торгах (вспомним, как совсем недавно мы радовались первому вечернему русскому аукциону Sotheby's). На первых в этом году торгах импрессионизма и модернизма дом Christie’s представит чрезвычайно интересную подборку его работ – случай на рынке редкий.

В отдельный блок выделены восемь листов из нью-йоркской Die Neue Galerie, частного музея австрийского и немецкого искусства начала ХХ века. Много разговоров вокруг этого собрания возникло в 2006 году, когда его основатель, косметический магнат Рональд Лаудер, купил за $135 млн «Золотую Адель» – портрет Адели Блох-Бауэр кисти Густава Климта. Это была самая высокая на тот момент цена на произведение живописи (несколько позже рекорд – $140 млн, перешел к полотну Джексона Поллока).

©  Эгон Шиле, «Сидящая беременная», 1910, бумага, акварель, уголь, 45.1 x 31.1 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Возможно, именно это приобретение и стало одной из причин появления графики Эгона Шиле из коллекции галереи на аукционе – нужно же каким-то образом компенсировать расходы. Во всяком случае, глава отделения искусства импрессионизма и модернизма Christie’s Оливье Сати отмечает, что работы такого уровня – большая удача для торгов, а заместитель директора Die Neue Galerie Скотт Гуттерман вынужден объяснять, что их собрание не пострадает, так как в нем еще осталось более 140 графических листов художника. Заметим, что в ноябре 2006 года Лаудер уже продавал на Christie’s работы Шиле, в том числе и вышеупомянутый «Одинокий дом». Так что любителям этого мастера имеет смысл воспользоваться ситуацией, тем более что среди представленных на аукцион листов есть вещи очень высокого качества. Ну и, конечно, их провенанс и выставочная история достойны произведений из музейного собрания.

©  Эгон Шиле, «Мать и дитя», 1910, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 55.4 x 36.5 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Самая ранняя в этом блоке – гуашь «Мать и дитя», по заверениям исследователей, – знаковая для развития художника работа (1910, эстимейт £1–1,5 млн; $1,9–2,8 млн). Впервые обращается к этой «вечной» теме, Шиле, конечно, помнит о монументальной картине Климта «Возраст женщины» и сознательно стремится сделать все иначе – энергичнее, резче, не утопая в декоративной орнаментальности, так свойственной его учителю. Эту композицию считают началом экспрессионистского периода в творчестве художника.

©  Эгон Шиле, «Лежащая в красном и стоящая обнаженная»,1912, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 45.2 x 31.6 cм

Эгон Шиле в рубашке и без
Самый дорогой лот и, безусловно, самое яркое произведение этой маленькой коллекции – «Лежащая в красном и стоящая обнаженная» (1912, £ 2–3 млн; $3,7–5,6 млн). Здесь художник демонстрирует свои лучшие качества – напряженную композицию, сложные ракурсы и фирменную точную и нервную линию. Чувственность, сексуальность – главное содержание этой сцены, хотя слишком откровенные подробности, особенно возбуждающие интерес зрителя, отсутствуют.

©  Эгон Шиле, «Обнаженный, стоящий спиной»,1913, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 48.1 x 31.8 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Еще один первоклассный образец графики Шиле – «Обнаженный, стоящий спиной» (1913, £1,5–2 млн; $2,8–3,7 млн), дополнен приятной для собирателей деталью – наброском любовной пары на оборотной стороне. Два автопортрета художника из собрания Die Neue Galerie также двусторонние. На протяжении всей жизни самой любимой моделью Шиле был он сам. Он пристально, со страстью анатома и психоаналитика, исследовал себя, не смущаясь никакими подробностями. До сих пор многие его автопортреты производят шокирующее впечатление даже на продвинутую современную публику. Листы, выставленные сейчас на торги, не столь откровенны. Но внимания вполне достойны и маленькая «демоническая» голова в характерном белом ореоле (1910, £700 тыс.–1 млн; $1,3–1,9 млн; портрет Ханса Массманна на обороте), и трехчетвертной автопортрет 1914 года, заставляющий вспомнить, что Шиле прошел хорошую академическую школу (£800 тыс.–1,2 млн; $1,5–2,2 млн; набросок лежащей женщины с другой стороны).

©  Эгон Шиле, «Автопортрет, голова», 1910, бумага, гуашь, акварель, уголь, «Ханс Массманн» (на обороте), 1909; бумага, карандаш, 42.6 x 29.6 cм

Эгон Шиле в рубашке и без


Самый поздний лот из коллекции Die Neue Galerie – «Обнаженная в пальто с меховой опушкой» (1917, GBP 300–400 тыс., $560–740 тыс.) – мастерский, но довольно традиционный для Шиле рисунок, оживленный лишь точностью изображения женской анатомии. Подобными эротическими картинками художник некогда с успехом снабжал венских торговцев порнографией, спасаясь от безденежья. Будем надеяться, что продажа этой интересной мини-коллекции тоже будет весьма удачной и позволит миллиардеру Лаудеру и его галерее свести концы с концами.

©  Эгон Шиле, «Девушка в чулках и нижнем белье» (Валери Нойзель), 1913, бумага, акварель, тушь, карандаш, 47.9 x 30.8 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Преданные поклонники должны обратить внимание еще на четыре рисунка Шиле, представленные на тех же вечерних торгах, но происходящих уже из других частных собраний. Они хорошо дополняют подборку Die Neue Galerie, и среди них есть безусловный хит – «Девушка в чулках и нижнем белье» (1913, £800 тыс.–1,2 млн, $1,5-2,2 млн). Это портрет Валери Нойзель, Уолли, многолетней подруги художника, бывшей модели Климта, с которой Шиле и познакомился в студии учителя. Остальные листы, возможно, не так эффектны (что отражается и в эстимейтах), но не стоит забывать, что речь идет о признанном мастере и одном из самых дорогих сегодня художников, так что тот или иной интерес можно найти практически в каждом лоте. Вот, например, самая ранняя из выставленных на торги работ – «Лежащая девушка» (1908, £150–200 тыс., $280–370 тыс.). Этот небольшой рисунок – свидетельство родства автора с декоративной традицией венского модерна и его внимания к различным графическим техникам: здесь использованы и акварель, и гуашь, и пастель, и черный карандаш.

©  Эгон Шиле, «Лежащая девушка», 1908, бумага, гуашь, акварель, пастель, карандаш, 22.9 x 32 см

Эгон Шиле в рубашке и без


Такие же «негромкие» произведения Шиле появятся на Christie’s и утром 5 февраля на аукционе «Работы импрессионистов и модернистов на бумаге». Среди трех станковых листов привлекает внимание «Стоящая девочка в прозрачном платье» (1910, £150–200 тыс. $280–370 тыс.). Сквозь платьице так страшно просвечивает крепко нарисованный скелет, что хочется назвать эту небольшую акварель не иначе как Memento mori.

©  Эгон Шиле, «Сидящая обнаженная», 1910, японская бумага, акварель, уголь, черный карандаш, 44.6 x 31.3 см

Эгон Шиле в рубашке и без
Если задержаться в Лондоне еще на день, можно дополнить впечатления о графике Эгона Шиле, отправившись на торги Sotheby's. Аукционный дом показывает всего пять графических листов художника, и только один эксперты сочли достойным вечерних торгов 5 февраля. Там выставят «Сидящую полуобнаженную» (1911, £650–850 тыс., $1,2–1,6 млн), не уступающую по качеству лотам из коллекции Die Neue Galerie. И, наконец, на утреннем, «графическом» аукционе Sotheby's 6 февраля появятся еще четыре листа Шиле. Самый значительный – «Стоящий спиной обнаженный» (1910, £200–300 тыс., $370–560 тыс.). Он относится к тому же важному переходному периоду в творчестве художника, что и гуашь «Мать и дитя», с которой мы начали разговор о предложенных к продаже работах.

На рынке пока еще достаточно много графики Шиле, но цены растут очень активно (+ 152% между 1997 и 2006 годами по версии Artpriсe, и здесь еще не учтены рекордные продажи 2007 года). И вообще с рыночными показателями у этого художника все в порядке. Наверное, правы были профессора Венской академии художеств, когда предпочли принять на курс его, а не другого соискателя – Адольфа Гитлера.

 

 

 

 

 

Все новости ›