Оцените материал

Просмотров: 3843

Календарь русской недели

Анна Арутюнова · 07/06/2008
Отправляясь на русскую неделю в Лондон, свое расписание стоит составить заранее

©  Наталья Гончарова, Натюрморт с фруктами, 1912-1913  ⁄  Sotheby’s

Календарь русской недели
Отправляясь на русскую неделю в Лондон, свое расписание стоит составить заранее
В понедельник в Лондоне стартует летний марафон Русская неделя. Пять дней подряд на нескольких соседних улицах Вест Энда будут торговать русским искусством: иконами, серебром, живописью, рисунками, часами, украшениями — словом, всем, чего душа все возрастающего числа отечественных коллекционеров пожелает. Насыщенность недели такова, что придется выбирать — идти ли, например, 9 июня на торги православных икон Christie’s или за русским искусством в Bonhams, а может, лучше сберечь силы для единственного вечернего на этой неделе аукциона Sotheby’s. Впрочем, те, кто действительно приехал за покупками, наверняка уже определились — теперь уже все без исключения крупные западные аукционные дома воспринимают русских покупателей как полноценных клиентов, а потому не отступают перед таможенными сложностями и привозят предаукционные выставки в Москву.

Главной героиней предстоящих торгов обещает стать Наталья Гончарова. Christie’s, Sotheby’s и Bonhams не сговариваясь заявили ее работы в качестве топ-лотов. «Распятие» 1906 года представляет Christie’s (£1,5—2 млн). Несмотря на то, что ранний, российский период творчества художницы ценится больше, на произведения зарубежного периода также стоят очень высокие эстимейты. «Парусник», который предположительно написан в 1922—1923 годах, оценен в те же £1,5—2млн. Рекордсмен по Гончаровой — Sotheby’s. На вечерних торгах сразу два натюрморта Гончаровой: с фруктами за £2—3 млн и с персиками и красными цветами — £1—1,5 млн.

Чтобы составить общее представление о том, какими лотами главные конкуренты на рынке русского искусства хотят привлечь покупателей, стоит посетить торги Bonhams днем 9 июня, торги Sotheby’s вечером того же дня, дневной аукцион Christie’s в среду 11 июня и два аукциона Macdougall’s, которые пройдут в четверг и пятницу.

Первым аукцион русского искусства проводит Bonhams. На торгах будет и классическая живопись, и авангард, и нонконформисты, и Фаберже — всего 241 лот. Как и «Парусник» Гончаровой, все топ-лоты аукционный дом выставил еще в середине мая в резиденции английского посла в Москве. Последнее время русский отдел Bonhams переживает не лучшие времена, а потому результаты очередных русских торгов покажут, насколько успешно работает нынешнее руководство. Надежды этого руководства связаны в первую очередь с работами Харламова («Девочка, надувающая мыльный пузырь», £400—600 тыс.), Маковского («Отдых на пути из Киева», 1888, £250—350 тыс.), Рабина («Королевство английское, Лондон», 1962, £80—100 тыс.) и Немухина («Карточный стол #2», 1967, £60—80 тыс.).

Самый представительный аукцион подготовил, как водится, Sotheby’s. Уже второй раз русские торги проходят вечером, как самое настоящее светское мероприятие, и на этот раз торговать будут исключительно живописью. Причем акцент сделан на XIX веке и первой четверти XX века. Самые поздние работы относятся концу 1920-х годов и среди них «Лежащая обнаженная» Зинаиды Серебряковой, (1929 год, £150—200 тыс.) и «Портрет джентльмена» Юрия Анненкова (предположительно конец 1920-х — начало 30-х годов, £300—500 тыс.). Послевоенное искусство на вечерних торгах представлено одним-единственным натюрмортом Владимира Вейсберга 1976 года (£40—60 тыс.).

В отличие от Sotheby’s, который в этот раз проводит три аукциона, Christie’s посвящает собственно русскому искусству единственные торги в среду 11 июня. Сразу пять Айвазовских, ни один из которых, впрочем, на рекорд не тянет, зато «Дорога» Левитана (эстимейт £500—700 тыс.) вполне может войти в тройку самых дорогих работ художника (два предыдущих рекорда были установлены также на Christie’s: «Иллюминация Кремля» — £1,4 млн и «Болото вечером» — £1,1 млн). Отдельной выставки русских лотов в Москве Christie’s в этом году не устроил, а работы, которые все-таки привезли и показали в Третьяковке, оказались в тени полотен английских художников-прерафаэлитов. Современного искусства на аукционе нет совсем, зато есть представительная коллекция русского авангарда, с неожиданными «Вишнями» Ларионова (1902, £450—650 тыс.).

Все же самым настойчивым конкурентом Sotheby’s в борьбе за русских клиентов выступает специализирующийся исключительно на русском искусстве Macdougall’s. В четверг на дневные торги выставлена коллекция русского искусства XIX—XX веков, куда попал, в частности, русский авангард и советское официальное искусство, а на следующий день, 13 июня, торговать будут только послевоенным неофициальным и современным искусством. Сенсацией предстоящих торгов должна стать продажа полиптиха Комара и Меламида «История СССР». Это самый масштабный проект художников, состоящий из 58 полотен, каждое из которых посвящено одному году советской истории с 1917 до 1974 годов. В случае, если лот, оцененный в £600—900 тыс., найдет покупателя, «История СССР» станет самой дорогой работой Комара и Меламида, а Macdougall’s подтвердит репутацию самого успешного продавца этих художников — в ноябре 2007 года именно на торгах Macdougall’s был установлен рекорд на их живопись — £184 тыс. за «Суд Париса, или Ялтинскую конференцию».

 

 

 

 

 

Все новости ›