Оцените материал

Просмотров: 11900

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают

Анна Арутюнова · 22/01/2008
С 23 по 26 января в Нью-Йорке пройдут первые в этом году крупные торги искусства старых мастеров. Под этим брендом аукционные дома продвигают живопись, графику и скульптуру конца XV – начала XIX века. О ценах на холсты старых мастеров рассказывает Анна Арутюнова

©  Sotheby’s Франс Снайдерс, «Натюрморт с блюдом персиков, орехами в оловянной посуде и малиной в корзинке», холст, масло, 50 х 84 cм

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
С 23 по 26 января в Нью-Йорке пройдут первые в этом году крупные торги искусства старых мастеров. Под этим брендом аукционные дома продвигают живопись, графику и скульптуру конца XV – начала XIX века. О ценах на холсты старых мастеров рассказывает Анна Арутюнова

©  Sotheby’s Ян Брейгель-старший, «Пейзаж с горной рекой и путниками на холме», медная доска, масло, 25.3 х 34.5 cм

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
Термин «старые мастера» очень условный. Историки искусства признают это определение чересчур размытым — действительно, достаточно быть европейским художником, работавшим до 1800 года, чтобы попасть в эту компанию. Но аукционные дома не спешат отказываться от выгодной категории торгов, которая позволяет подверстать Риберу к Тициану, а художников менее значительных — к дорогостоящим мэтрам.

Самый интересный аукцион недели старых мастеров проводит 24 января Sotheby’s, и лучше всего на нем представлены натюрморты. Как известно, в иерархии живописных жанров натюрморты исторически стояли не на первом месте. Но в нынешней рыночной ситуации букет, вокруг которого вьются бабочки и скачут кузнечики, может стоить в три-четыре, а то и в десять раз дороже изображения зимнего пейзажа.

©  Sotheby’s Франс Снайдерс, «Натюрморт с блюдом персиков, орехами в оловянной посуде и малиной в корзинке», холст, масло, 50 х 84 cм

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
Sotheby’s дает своим клиентам возможность выбирать. Так, поздний натюрморт Франса Снайдерса оценен в 200—300 тыс. долларов. Здесь нет обычного для ранних работ художника нагромождения цветов и фруктов, напротив, композиция симметрична и четко выверена: в центре — большое блюдо с персиками, по краям — более мелкие мисочки с орехами и ягодами.
Большой натюрморт редкого на рынке Корнелиса Кика оценивается уже в 300—500 тыс. доларов. Работа давно не появлялась на аукционах, однако не слишком сильно выросла в цене: в 1990 году она была продана за 247 тыс.долларов на французском Tajan.

©  Sotheby’s Ян Брейгель-старший, «Натюрморт с тюльпанами, ирисами, нарциссами в глиняной вазе», холст, масло, 51.4 х 46.7 cм

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
Дороже будут стоить натюрморты художников, принадлежавших обширному семейству Брейгелей. Эстимейт работы Яна ван Кесселя, внука Яна Брейгеля-старшего и племянника Яна Брейгеля-младшего, 800 тыс. — 1,2 млн долларов. Натюрморт с цветами и насекомыми написан по меди и входит в число десяти работ, выполненных в середине XVII века по заказу испанского патрона. Одна из них была продана в декабре 2007года на Sotheby’s за 913 тыс. долларов.

Самый дорогой из представленных натюрмортов принадлежит кисти главы семейства Брейгелей — Яна-старшего. Немаловажно, что работы этого художника разных жанров не сильно отличаются в цене. В прошлом году «Пейзаж с горной рекой и путниками на холме» был продан за 860 тыс. фунтов стерлингов (1,6 млн долларов), а «Эней и Сивилла в царстве мертвых» — за 1,9 млн фунтов стерлингов (3,5 млн долларов). На этом фоне предварительная стоимость натюрморта (2—3 млн долларов) кажется более чем оправданной.

©  Sotheby’s Ян Брейгель-старший, «Эней и Сивилла в царстве мертвых», медная доска, масло, 26.4 х 35.3 см

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
Среди топ-лотов две работы Лукаса Кранаха-старшего — «Портрет

©  Sotheby’s Лукас Кранах-старший, «Портрет девушки с виноградом и яблоками», доска, холст, масло, 81.6 х 55 см

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
девушки с виноградом и яблоками» (1,5—2 млн долларов) и иллюстрация популярного в средние века мифа о Филлис и Аристотеле (2,5—3,5 млн долларов). Это легенда о том, как строптивая красотка Филлис решила отомстить великому философу за то, что он предостерегал своего ученика (предположительно — молодого Александра Македонского) от ее чар. Она соблазнила Аристотеля и заставила возить себя на спине. Этот унизительный для философа процесс и запечатлел Кранах.

Рекорд на живопись Кранаха был установлен давно — в 1990 году парные портреты саксонского курфюрста и его сына были проданы за 8,6 млн долларов. Этот лот стал самым дорогим и для художника, и для всего немецкого искусства того времени. К слову, на следующий же год работу выкупила лондонская Национальная галерея. Пока что вещей Кранаха на рынке довольно много — каждый сезон на торгах появляется три-четыре полотна,

©  Sotheby’s Лукас Кранах-старший, «Филлис и Аристотель», доска, масло, 55.3 х 35.3 см

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
но цены на них стремительно растут.

Самый дорогой лот предстоящих торгов — деревянная скульптура «Св. Екатерина» выдающегося мастера немецкого Возрождения — Тильмана Рименшнайдера (эстимейт 4—6 млн долларов). По словам Михаила Перченко, коллекционера и владельца антикварной галереи «Старые мастера», ни один аукцион еще не выставлял скульптуру старых мастеров по такой цене. «Я сам собираю скульптуру, но, честно говоря, ни разу не покупал вещи дороже 100—150 тысяч евро и не видел ничего дороже 400 тысяч», — признается господин Перченко. Соревноваться со средневековой скульптурой на этих торгах под силу разве что Тициану. Его «Кающаяся Магдалина» также оценена в 4—6 млн долларов.

©  Sotheby’s Тициан Вечеллио, «Кающаяся Магдалина», доска, масло, 110.5 х 78.5 cм

За одного Пикассо пятьдесят Брейгелей дают
Совершенно очевидно, что искусство «старых мастеров» проигрывает в цене импрессионистам и всему XX веку. Например, на деньги от продажи первоклассного, но одного-единственного полотна Пикассо можно собрать небольшую, но достойную коллекцию работ старых мастеров. Конечно, жемчужины старого искусства уже давно хранятся в музеях, однако непосредственные участники этого рынка утверждают, что качественных работ на нем еще достаточно. Тот факт, что эта изысканная и благородная живопись стоит сегодня сравнительно недорого, заставляет серьезно задуматься об условностях не только терминологии, но и ценообразования.

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›