Оцените материал

Просмотров: 3587

Pax Americana

Анна Арутюнова · 16/01/2008
Анна Арутюнова о старом искусстве Нового света

©  www.sothebys.com

Резной чайный столик в стиле Чиппендейл, Филадельфия, ок. 1755 г., красное дерево, 72.4 х 80.7 х 81.9 см.

Резной чайный столик в стиле Чиппендейл, Филадельфия, ок. 1755 г., красное дерево, 72.4 х 80.7 х 81.9 см.

В конце января в Нью-Йорке традиционно проходит Americana week – неделя исконно американского антиквариата, о существовании которого не часто вспоминают по нашу сторону океана.
Americana — это общее название весьма разнообразного художественного наследия Нового света XVII—XIX вв., включающего изделия из серебра, мебель, живопись, предметы интерьера. Стороннему, в особенности европейскому, наблюдателю может показаться, что Americana — собрание провинциальных и в большинстве случаев посредственных произведений искусства (особенно это касается живописи), которые продаются по невероятно завышенным ценам.

Так, прошедшая неделя американского искусства принесла Sotheby’s и Christie’s около 30 млн. долларов на брата. Иначе говоря, Americana — это яркое воплощение расхожего представления о том, что национальное искусство пользуется исключительным спросом только в своей стране. Подобно русским, которые азартно бьются за работы отечественных художников, американцы готовы тратить миллионы на картины наивного живописца Эдварда Хикса или лубочные портреты американских леди и джентльменов, написанных самоучкой Эмми Филипсом.

Эдвард Хикс действительно знаковая фигура для американского искусства — как с духовной, так и с материальной точки зрения. На прошлогодней Americana week его живописное полотно «Царство Божие» было продано на Christie’s более чем за 6 млн. долларов — сумму, рекордную не только для художника, но и для всего американского «наивного» искусства. Чтобы оценить силу американского патриотизма, достаточно вспомнить, какие шедевры русского искусства были куплены за эти деньги. Например, изысканное полотно «Радуга» одного из главных русских живописцев Константина Сомова было продано за 6,5 млн. долларов, а это уже далеко не «наивное» искусство.

В этом году на торги Christie’s 17—18 января выставлена менее значительная работа Хикса — эскиз к портрету первого президента США Джорджа Вашингтона. Эскиз все это время находился в семье художника и благодаря столь безупречному провенансу оценен в 150—250 тыс. долларов — весьма высоко для незавершенной работы.
И на Christie’s (17—18 января), и на Sotheby’s (18—19 января) в изобилии представлены гравюры и литографии, сделанные по рисункам американского художника-анималиста XVIII века — еще одного самоучки, Джеймса Одюбона. Самые недорогие лоты оцениваются в 1,5 — 2 тыс. долларов, верхняя же планка достигает 50—70 тыс. долларов. После того как Одюбон потерпел фиаско в качестве бизнесмена, он всецело посвятил себя охоте и рисованию. Сделав около четырехсот иллюстраций к собственной книге «Птицы Америки» и не найдя признания на родине, Одюбон перебрался в Англию, где стал чуть ли не самым любимым художником Георга IV. Любопытно, что в России художники-анималисты, или «звериных художеств мастера», как их называли при Петре, также существовали в основном при дворе и были непременными участниками царских охот.

В целом подборка живописных лотов Americana week-2008 сильно уступает прошлогодним торгам. На этот раз среди топ-лотов Sotheby’s и Christie’s — столики из красного дерева в стиле Томаса Чиппендейла. Сборник мебельных образцов этого выдающегося английского мастера — The Gentlemens and Cabinetmakers Director («Руководство для джентльменов и краснодеревщиков»), изданный в 1754 году, стал настольной книгой не только английских, но и американских мебельщиков. Вероятно, именно по эскизам из этой книги созданы столики, представленные на январских аукционах.

Любопытно, что большую часть американской мебели, появляющейся в последнее время на торгах и галерейных стендах, продают потомки тех самых семей, что когда-то заказывали эту мебель в свои дома и имения. Не стал исключением и столик семьи Стивенсон, выставляемый на Christie’s (эстимейт 1,5—2,5 млн. долларов). До 1990 года он находился в частной собственности этой старейшей американской династии, после чего был куплен фондом декоративно-прикладного искусства Dietrich и выставлялся в художественном музее Филадельфии. Это прекрасный пример стиля чиппендейл, соединившего в себе изящные изгибы французского рококо с чертами английской мебели начала XVIII века.

Однако сенсаций стоит ожидать от столика из семьи МакМайкл-Тилгмэн, выставляемого на торги Sotheby’s (эстимейт 2—6 млн. доларов). Дело даже не в том, что этот предмет также имеет великолепный провенанс, но в том, что украшающая его резьба выполнена неким «гарванским резчиком» — анонимным американским мастером XVIII века. Его манера сильно выделялась на общем фоне, и вещи, приписываемые ему, ценятся гораздо выше. «Гарванским» же он стал по названию коллекции декоративно-прикладного искусства Йельского университета, в которой хранится сундук с великолепными резными узорами работы этого таинственного мастера. На сегодняшний день известно немного вещей, к которым он приложил руку, и если они появляются на торгах, то непременно продаются за рекордные суммы. Так, первый громкий рекорд был установлен в 1991 году на Sotheby’s — тогда столик для игры в карты ушел за 1 млн. долларов. На прошедших в октябре 2007 года торгах Christie’s чайный столик «гарванского» мастера стоил уже почти 6,8 млн. долларов.

«Вещей такого уровня на российском рынке практически нет, так же как и их ценителей», — говорит эксперт московской антикварной галереи «Наследие веков» Владимир Чикин. С этим согласна и эксперт фонда дерева и мебели ГИМ Ольга Стругова. «Цены на мебель XVIII века в России варьируются очень сильно, и в конечном счете все зависит от каждой конкретной вещи, — продолжает господин Чикин. — На рынке много стилизованных вещей, сделанных уже в 1860—1870-е годы, и они, естественно, дешевле. На цену влияет и то, подписана ли вещь, кто делал заказ — сам Людовик XV или какой-нибудь второстепенный вельможа».

Помимо вещей, происходящих из американских семей с длинной родословной, через аукционные дома нередко распродается собственность известных коллекционеров и дилеров американского «народного искусства». Пожалуй, самой интересной продажей нынешней Americana week станет коллекция гранд-дамы американского искусства — Маргарет Риордан. Недавно этой влиятельной галеристке исполнилось восемьдесят, и она решила продать не только вещи, оставшиеся в ее антикварном магазинчике, но и те, что украшали ее дом. Госпожа Риордан не скрывает, что эти предметы — менее значимые и дорогие, но более любимые. Среди топ-лотов коллекции — комод из орехового дерева в стиле чиппендейл, 1750—1760 гг. (эстимейт 200—300 тыс. долларов), деревянный флюгер в виде парохода, 1858 г. (эстимейт 60—90 тыс. долларов), «Портрет мистера Дилби из Сосновой Долины», 1816 г., кисти Эмми Филиппса (эстимейт 30—50 тыс. долларов).

Как известно, спрос рождает предложение — торги американского антиквариата Sotheby’s и Christie’s проходят с конца 1970-х годов. Почти за 30 лет их существования американские дилеры сумели убедить своих соотечественников в ценности этого искусства — во всех его проявлениях, включая флюгеры и охотничью бутафорию. Российский антикварный рынок начал развиваться на десять лет позже и сейчас демонстрирует рекордные темпы роста, но пока оперирует весьма ограниченным набором имен и направлений. Возможно, и екатерининские столики дождутся своего часа, а коллекционеры начнут ожесточенно биться за гравюры с ботиком Петра I.

 

 

 

 

 

Все новости ›