Оцените материал

Просмотров: 10946

Тише едешь – дальше будешь

Анна Карганова · 15/06/2009
Аукцион русского искусства Christie’s прошел без миллионных продаж, зато продано 70% лотов

©  Christie’s

Василий Шухаев. Финская деревня. Крыши. Около 1920. Холст, масло. 81,3x64,7 см

Василий Шухаев. Финская деревня. Крыши. Около 1920. Холст, масло. 81,3x64,7 см

9 июня Christie’s представил на суд коллекционеров свой аукцион русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Накануне директор русского отдела Алексей Тизенгаузен рассказал, что результаты этих торгов будут куда показательнее, чем итоги прошедших в апреле нью-йоркских аукционов. Ведь не все клиенты из России доезжают до Америки. Чаще они торгуются по телефону, в то время как очень важна возможность посмотреть и «пощупать» вещь.

©  Christie’s

Иван Похитонов. Коровы на затопленном лугу. Холст, масло. 7,5x12 см

Иван Похитонов. Коровы на затопленном лугу. Холст, масло. 7,5x12 см

В летней коллекции Christie’s шедевров не было, зато «антикризисные» эстимейты, вдвое ниже обычного уровня, поспособствовали благоприятному исходу аукциона. Из 198 лотов продано 128, то есть две трети работ нашли своего покупателя. Резервные цены (минимальная сумма, за которую может уйти предмет) были очень низкими, но это только подогревало ажиотаж среди покупателей. Уже второй лот, графический лист «Панорама Севастополя» Михаила Зичи, оцененный всего в £1—2 тыс., легко поднялся до £21 тыс. — явление удивительное и малообъяснимое. Зичи

©  Christie’s

Василий Поленов. Девушка в дозоре. Герцеговина. 1876. Холст, масло. 127x90,8 см

Василий Поленов. Девушка в дозоре. Герцеговина. 1876. Холст, масло. 127x90,8 см

традиционно любим русскими коллекционерами за его эротические рисунки, но почему сразу нескольких покупателей так привлек заурядный пейзаж, осталось загадкой. Похожая история повторилась и с пейзажами Ивана Похитонова (лоты 4—7): все они превысили эстимейт в 5—7 раз, а «Коровы на затопленном лугу» (лот 7) были проданы за £85 250 при предварительной оценке £12—15 тыс.

Расчет Алексея Тизенгаузена оказался верным: низкие эстимейты создавали у покупателей иллюзию выгодной сделки, и в суете аукциона незамеченным остался тот факт, что работы-то второстепенные, хотя и известных художников. Так, «Девушка в дозоре. Герцеговина» Василия Поленова была осторожно оценена в £60—70 тыс., но финальная стоимость составила внушительные £205 тыс. Почти за все проданные лоты активно торговались, и даже «Портрет старика» кисти Репина ушел за £39 тыс. при эстимейте £16—18 тыс.

©  Christie’s

Иван Айвазовский. Уцелевший. 1892. Холст, масло. 14 x107 см

Иван Айвазовский. Уцелевший. 1892. Холст, масло. 14 x107 см

Ни одни русские торги не обходятся без марин Айвазовского, этой «твердой валюты» отечественного арт-рынка. На этот раз на Christie’s были представлены четыре его картины, одна из которых, «Уцелевший», ушла за £421 250. Впрочем, самым дорогим лотом стала не эта работа, а «Финская деревня. Крыши» Василия Шухаева. Несмотря на то что перед началом торгов в зале были слышны мнения о некоторой завышенности эстимейта, за нее яростно торговались, перебивая ставки, два претендента (один по телефону, другой в зале), пока цена не достигла отметки £580 тыс. — с комиссией аукционного дома она составила £690,8 тыс. Стало ясно, что не следует недооценивать возможности современных коллекционеров.

©  Christie’s

Ларец с эмалью клуазоне. Клеймо фирмы Фаберже. Москва. 1908-1917. Высота около 10 см

Ларец с эмалью клуазоне. Клеймо фирмы Фаберже. Москва. 1908-1917. Высота около 10 см

Количество присутствовавших в зале после продажи Шухаева резко уменьшилось, но и без зрителей большинство лотов декоративно-прикладного искусства были проданы. Топ-лотом стал серебряный эмалированный ларец марки Фаберже, изображающий зимний пейзаж с императорским экипажем XVIII века. Он втрое превысил свой первоначальный эстимейт и ушел с молотка за £163 250. Интерес у покупателей вызвал также альбом работы Павла Овчинникова с обложкой из позолоченного серебра, с эмалью гильоше, перегородчатой и выемчатой эмалью. Его приобрели за £109 250.

©  Christie’s

Альбом работы Павла Овчинникова. Обложка из позолоченного серебра с эмалью гильоше, перегородчатой и выемчатой эмалью. 1875. Клеймо Павла Овчинникова. Ширина около 49 см

Альбом работы Павла Овчинникова. Обложка из позолоченного серебра с эмалью гильоше, перегородчатой и выемчатой эмалью. 1875. Клеймо Павла Овчинникова. Ширина около 49 см

Прошедшие торги с 70 процентами проданных лотов можно считать удачей Christie’s. Разумеется, общая сумма продаж Sotheby’s (cвыше £16 млн против £4,5 млн Christie’s), но издержки лидера русских торгов куда больше, как и общий процент непроданных лотов. Русский отдел Christie’s проходит кризисные времена осторожно, избегая рискованных шагов, и пока это тактика себя оправдывает. Посмотрим, изменится ли политика аукционного дома, направленная на снижение цен, к ноябрю. Как известно, осенние торги считаются более сильными и эстимейты там обычно внушительней. «Сейчас очень трудно найти достойные работы, и к осени станет еще труднее, поэтому предстоящие события могут стать для коллекционеров и арт-дилеров настоящим сюрпризом», — сказал Алексей Тизенгаузен.

Другие материалы раздела:
Анна Карганова. Без рекордов и поражений, 09.06.2009
Иеремия Херцог. Картина с видом на водопад, 08.06.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Бонд-cтрит, 08.06.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›