Разум выплескивается заодно с капитализмом.

Оцените материал

Просмотров: 26786

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии

Екатерина Дёготь · 19/06/2012
Страницы:
 

А Документа у ККБ полна каких-то таборов. В Ауэ-парке в урочные часы сидит один африканский ряженый табор (правда, с включенным телевизором, тут также есть, типа, видеоинсталляция), другой, из Западной Сахары, раздает кускус, тайская художница тоже демонстрирует свою инаковость прямо на природе. Все небелые представлены в виде каких-то племен — и это после Документы-10 Катрин Давид и Документы-11 Оквуи Энвезора, которые открыли Европе массу африканских интеллектуалов высшей пробы! В объяснениях к павильону, где показывают искусство из Кабула (это отдельная глава Документы, о чем можно было прочитать в прошлом выпуске моего дневника), в первой строке подчеркивается, что в этом здании раньше был индийский ресторан, а потом китайский (теперь, стало быть, афганский). Это наивно до такой степени, что за ККБ становится непереносимо стыдно. Журналисты пересказывают анекдот с одной из прошедших пресс-конференций, на которой она на вопрос «почему будет так мало африканских художников» ответила, что африканские художники, конечно, важны, но важно также и творчество собак.

Вероятно, правы те, кто говорит, что нынешняя Документа демонстрирует буржуазное сознание, сознание коллекционера, и не обязательно прямого покупателя. Коммерческого налета в выставке нет, но это не снимает других проблем, потому что она сделана глазами коллекционера виртуального. В этом смысле Жорж Диди-Юберман, критикуя «Воображаемый музей» Мальро как имплицитно расистский, попал прямо в точку.

Документа очень напоминает на сей раз международную промышленную выставку XIX века — с достижениями белых людей и контролируемым присутствием красивых небелых. Может, и права была моя хорошая знакомая, художница Сьюзен Хиллер, которая сказала мне, что она не так уж и рада приглашению на Документу, потому что сам тип большой международной выставки находится в явном кризисе.

Правда, есть и еще один аспект: несовершенство сегодня нравится. Выставка ККБ нелогичная, путаная, шизофреническая, во многом просто вздорная, но многие ощущают эти характеристики как симпатичные, человечные, доступные. Может, даже женские или, например, детские. Одним из хитов дней вернисажа явилась хореографическая постановка Жерома Беля Disabled Theater, в которой танцуют актеры с синдромом Дауна. Абсолютно все, кто ее видел, были в полном восторге (были, правда, те, кто не пошел, и я в том числе, так как я в свое время видела постановку Бориса Юхананова и много чего аналогичного). И восторг этот был связан, безусловно, с тем, как несовершенное и даже не осознающее себя исполнение (танцоры, как мне сказали, танцуют как в первый раз, потому что не помнят свои партии) находит прямой путь к сердцу зрителя, минуя разум.

В заключение еще несколько картинок.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии
Как бы ни было искусство независимо от теории, оно по-прежнему требует внимательного чтения путеводителя. Но и тогда не все ясно. Инсталляция Хариса Эпаминонда и Даниэля Густава Крамера. Это целый дом, где около десятка вот таких вот комнат.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии
Скульптуры Марии Мартинс (Бразилия, 1940-е годы). Такого в выставке очень много. Давид Рифф с изумлением обнаружил, что Документа полна, как он выразился, «Вадима Сидура», то есть модернистской скульптуры про военные страдания — крайне немодной, как ему казалось. Не тут-то было.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии
Еще один кусок раннего модернизма — ученические работы престарелого заслуженного активиста Густава Метцгера, их тут очень много, несколько рядов витрин. Некая цитата из легендарной Документы-2, где такого не было, но могло быть. Сегодня выглядит странновато. Мне напомнило художников советской Прибалтики.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии
Весь огромный зал Документа-халле отдан на сей раз немецкому поп-артисту Томасу Байрле, чьи работы следует рассматривать как издали, так и вблизи, а именно:

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии


Очень эффектная (хоть и не особенно глубокая) многометровая композиция канадского художника Джоффри Фармера состоит из фрагментов старых журналов «Лайф». Не сфотографировать ее просто не представлялось возможным.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии


Парк Ауэ полон довольно остроумных садово-парковых скульптур, эта, например, — работа художницы Марии Лободы (Лондон): кипарисы в кадках будут на протяжении работы выставки перемещаться, образуя военные стратегические фигуры нападения.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии


Вертолет над зданием Оранжереи — проект группы Critical Art Ensemble. Мы было подумали, что его мощный рев призван напомнить о военном присутствии и о разгоне политических демонстраций, но по прочтении каталога выяснилось, что это не так: Критический ансамбль покритиковал имущественное расслоение среди зрителей выставки тем, что предложил «привилегированную точку зрения» для богачей, готовых заплатить за билет 150 евро. Сто пятьдесят! Не тысячу! Нет, это не просто буржуазная: это какая-то мелкобуржуазная выставка.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии


На днях — гид по самым важным произведениям, которые желательно не пропустить на Документе и о которых пока что еще речь не шла.​
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:23

  • zAdorno· 2012-06-19 17:39:43
    Мне кажется, что Документа выявила четко выраженный тренд – кураторское искусство. Искусство бюрократии.
  • Aleks Tarn· 2012-06-19 18:11:46
    Там есть знаменательное признание, когда г-жа куратор пишет о "современной ситуации внутри анклава международного левого искусства, которое мыслит себя таким маленьким СССР — со своим презрением к буржуазному рынку, но и со своим государственным и муниципальным заказом."
    То есть вся эта гламурная игра в партийную диалектику и голосование красными цитатниками происходит не сама по себе, а на деньги госбюджета и грантодателей-"капиталистов". Честное слово, эти клоуны были бы смешны, когда бы не претендовали на принадлежность к реальным трагедиям. В прошлой своей цидульке г-жа куратор дошла до того, что сравнила сирийскую резню с московскими "протестами" ("Как у нас в Москве"). А вот это уже постыдно и кощунственно. Отождествить с реальными сирийскими жертвами свою зажравшуюся персону, на деньги толстосумов разъезжающую по виртуальному арт-миру с гламурными протестами-де-люкс — для этого надобно потерять всякую связь с действительностью!

    Как она сама пишет тут: "Подиум-дискуссия, панель, конференция — ерунда, конгресс — это ответственно, в том числе ответственно политически."
    Что ж, панель для г-жи куратора и в самом деле — ерунда.
  • actual· 2012-06-20 00:49:18
    Merci. Даже пофилосовствовать захотелось.
Читать все комментарии ›
Все новости ›