Самопостроенные дачки, откровенная музыкальная попса или обложка журнала «Лиза» не только не вызывают у нас у всех астматического шока, но даже нравятся. Освежает, знаете ли, на фоне всеобщего изыска и тотального дизайна.

Оцените материал

Просмотров: 24102

Долой креатив

Екатерина Дёготь · 25/08/2010
Дайте мне массовую культуру и не лезьте на мою территорию, требует ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ

©  www.strumerika.com

Долой креатив
Лето, расслабленность, многие себе позволяют лишнее. Я вот позволила себе прочитать иностранный детективный роман. Сюжет был многообещающий: нашли труп ребенка, ровно на том же месте двадцать лет назад пропали дети при загадочных обстоятельствах, полицейский инспектор тогда потерял память. Написано все очень красиво, с претензией на художественность. В финале меня, однако, ждало разочарование: убийцу нашли, но к той истории это все, оказывается, не имело отношения, у инспектора память так и не восстановилась, старая тайна осталась неразгаданной. Тьфу.

Автор, видимо, имел наглость воображать, что его книжку будут читать не ради финала, а ради красоты слога и тонкости наблюдений за человеческой психологией. Это, надо сказать, распространенное заблуждение. Точнее, действительно: уже выросла такая аудитория, которая сочтет эту книжку Достоевским, пусть и light, и в том же кудрявом стиле напишет на нее рецензию в ЖЖ, после чего будет считать себя тоже креативным автором.

Креативность – это, конечно, главное зло современности. Плохая массовая культура с претензией на якобы интеллектуальную, которая вытесняет и ту и другую: неудобная дизайнированная кровать причисляет ее владельца к клану авангардных художников – но удобную-то уже и не купишь. А что авангардное искусство не есть кровать, пусть и дизайнерская, не докажешь.

Осип Брик в свое время справедливо писал, что люди умственного труда не станут после напряженного трудового дня читать беллетристику с тонкими психологическими ходами, им нужен по-хорошему функциональный детективный роман для отвлечения мозгов.

Дайте мне массовую культуру, черт возьми! Избавьте меня от той, что мимикрирует под якобы высокую. Не лезьте на мою территорию.

Я еще иногда читаю журнал по кулинарии, издаваемый одним донельзя креативным издательским домом. Надо сказать, от их креативности меня тошнит уже настолько, что я даже вооружилась белой замазкой и часть фраз, не удивляйтесь, закрашиваю. Дело в том, что этот журнал, поскольку это все-таки конкретные рецепты, иногда приходится перечитывать по нескольку раз, а это невыносимо, можно умереть от стыда, не начав еще ни шинковать, ни бланшировать. Например, вместо того чтобы написать «положите листья салата в миску» автор пишет нечто вроде «устройте из листьев салата такое гнездо, где хотелось бы вечно жить, но нельзя, а очень хочется».

Вообще такая нервность, когда рука тянется к замазке, в последнее время – не у меня одной. Знакомый книжный дизайнер, талантливый спокойный человек, яростно отдирает обложки от подаренных ему книг. Музыкант налагает раздраженное вето на «мелодичные» звонки телефонов у всех знакомых. Архитектор специально делает крюк, только бы не проезжать мимо особо креативного торгового центра в модернистском стиле. Меж тем какие-нибудь самопостроенные дачки, откровенная музыкальная попса или обложка журнала «Лиза» не только не вызывают у нас у всех астматического шока, но даже нравятся. Освежает, знаете ли, на фоне всеобщего изыска и тотального дизайна.

Я меж тем все время думаю про этого автора, который хотел остаться в салатной куче и который еще, упиваясь собственной изысканностью, называет лук и имбирь «разнотравьем». Что это за человек, который так пишет? Что у него в голове?

Я думаю, это очень типичный персонаж нашего времени и нашего пространства. Он хочет сидеть на двух стульях. Он мнит себя творцом и писателем, при этом продолжая оставаться банальнейшим потребителем, и из последних сил поэтизирует и валоризирует это потребление, будь то еда, путешествия или поход в кино. В России все это еще усугубляется затянувшимся неофитством: вся наша так называемая культура в последние годы, включая разрекламированных писателей и уж точно большинство выставок (особенно устроенных пиарщиками по профессии и призванию), – это экстаз «большой жратвы», который агрессивно требует себе почестей высокой культуры.

Знаете что? Детективные романы сначала научитесь писать.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • bezumnypiero· 2010-08-25 22:41:26
    думаю тогда в пример надо приводить не зарубежный детективный роман, а наш детективный роман )
  • yuri· 2010-08-25 23:21:04
    С возвращением!
    А вот если бы и из высокого искусства креатив убрать! Но об этом и мечтать не приходится.
  • Treska· 2010-08-25 23:49:58
    Ochen' rad Vashemu vozvrash'eniyu. Pauza vyzyvala osh'yutimyi duhovnyi golod. Kotoryi unimaetsya takoi vot, k primeru, stat'ei. Blagodaryu avtora po tu storonu Atlantiki.
  • Spider· 2010-08-26 09:16:17
    Ура!
  • andrej_nosov· 2010-08-26 18:14:19
    мне кажется, креативность, с одной стороны - некий маркер, по которому члены так называемого "креативного класса" опознают своих, с другой стороны, это продажный механизм, особенно в современном искусстве, непременный атрибут бренда.
    ситуация действительно сложная. А один из выходов - делать намеренно "скучные", с трудом репрезентируемые вещи.
  • mariko· 2010-08-26 21:38:21
    ура !ура!ура!
  • KaterinaGR· 2010-08-27 12:38:35
    Bravo!!!!!Ura!!!
  • andreason· 2010-08-27 14:26:59
    потрясающе!!! запал-то накоплен за столь длительный перерыв...
    Интересно, а комментарии Вам, наверное, тоже читать опротивило?
  • Rasstannaya· 2010-08-27 22:00:46
    В точку!
  • ev65· 2010-08-27 22:17:10
    А "Деготь" простите не из той-же оперы? Что Вам мешает подписаься собственным именем? "...упивание собственной изысканностью"? И вся статья очень забавна в этом свете - она вся из таких-же перлов и "разнотравья". Где моя белая замазка?..
  • FrauKraft· 2010-08-27 23:55:35
    1. Поздравляю! Всех! Заработало!
    2. ЕКАТЕРИНА, как человек порядочный, комменты не читает, а жаль. Хочется сказать спасибо за формулировку того, что давно уже ВОТ ГДЕ! Креативность - вот как это называется, блин!
    У меня такая-же, как говорится, фигня, но с фильмами: фантастика - это лёгкий жанр, в идеале - отдыхалово для умных, где главная черта - так называемая продуманность. Типа, а как будет если допустить, что...
    А впечатление такое, будто фантастику снимают олигофрены с навязчивой идеей показать если не "психологический конфликт", то уж хотя бы "всепроникающую страсть"
    А космические корабли, тем временем, креативно гребут щупальцами в мировом пространстве.
  • kustokusto· 2010-08-28 04:57:33
    "Креативность" - это одна из форм симуляционизма , придуманная рационалистами вместо творчества. Поскольку истинный интуитивизм , необходимый для превращения творчества в искусство им недоступен - они договорились о некоей форме дизайна - креативе - этакий "арток"- по сути тот же концептуализм, но на новом витке падения . И чистенько и глаз радует.
    Ну , слава богу , те кто отличал одно от другого уже слезли с этой карусели - так что , милые рационалисты - разводите вы только друг друга.
    "Поверх носа небольшая надшлёпка".
  • ev65· 2010-08-28 08:57:04
    Ну вот, опять! Что за прелесть эта статья! Столько абсурда! Даже в комментариях. Не написал же человек ратующий за простоту просто - "верно!" или "в точку!". Так нет же все умствования какие-то, -измы там всякие, и где в этом желаемый рационализм?
  • kustokusto· 2010-08-28 13:44:57
    Для объяснения своей позиции мне придётся написать свою статью .
    Синопсис , если кому интересно: нами переживается неодекаданс - полная победа рационализма. В этой матрице не может существовать мужской путь "творения", авангарда - только закрепление , перепевание пройденного, постмодерн ( или "антимодерн"), симуляция творчества - по женскому типу - и в результате , качественное опускание профессионального уровня во всех областях.
    Победа феминизма? По большому счёту - да - пиррова победа.
    Это - что касается мейнстрима, но не касается героического сопротивления ( спорадического - неосознанного до сих пор , впрочем).

    ev65
    Вам , наверное, нужно что-нибудь попроще - может не на этом сайте.
  • iisakov· 2010-08-29 15:31:33
    kustokusto
    напишите статью, интересно.
    а то вот так, тезисно, конечно выглядит всё немного надуманно и сумбурно.
  • molochnikov· 2010-08-29 16:42:54
    странный текст и тоже с претензией на "кулинарно - детективный"...но новое слово неофитство понравилось...
  • trauberg· 2010-08-29 23:37:21
    Это вот просто то самое, что я думаю, читая кулинарные заметки Гелии Делиренс. Она в "Огоньке" такое выдает про "мягкую плоть тыквы" и "яростный чеснок", что просто неловко становится.
  • DiMa· 2010-08-30 02:22:40
    Долой креативность, навязанную в виде дополнительной стоимости к насущно необходимым вещам! В Париже пришлось купить за35 евро машинку для бритья катышков с трикотажа, потому что свитер стоит 100 евро и новый аналогичный купить дороже, чем побрить старый, а простых машинок, как у нас в электричках продают, нет. В России машинка стоит 150 рублей, а тут нужно заплатить в 10 раз дороже за то, что катышки будет брить зеленый пингвин, которому нужно нажать на правый глазик, чтобы он заработал.

    To Trauberg: "яростный чеснок" аллитерациями работает на слюноотделение, но это нужно только тем, кто не голоден.
  • actual· 2010-08-30 15:24:26
    Грандиозно! С возвращением!
  • ebenstein· 2010-08-31 22:13:13
    чувствуется, накипело...полностью согласен с автором. мне кажется это чисто российский креатив, а точнее невежество и некомпетентность , как сказал Шекспир "... гремит лишь то,что пусто изнутри..." креатив и ксерокопирование - вот будущее мира потребления
  • Pheodora· 2010-09-23 18:37:25
    И что самое неприятное, ведь именно эти же дизайнеры и создают такие обложки, которые хочется оторвать и сжечь, и именно эти архитекторы строят унылые здания с большими претензиями, и остроумный автор, замазывающий наивно-кудрявые фразы, описывает свой подвиг при помощи московского варианта русского языка! А рецепт действительно тошнотворный: непрофессионализм, плюс снобизм, плюс желание выпендриться во что бы то ни стало.
  • tranquillus· 2010-09-29 07:34:32
    за все приходится платить. За доступность информации - расцветом "альтернативных" теорий. За прозрачность классовых границ - размыванием границ культурных. Всегда есть обратная сторона медали, не может быть идеального общества.
    Лет сто назад желающих усидеть на двух стульях было не много. Как и людей, в отношении которых употреблялось слово "общество".
    Откуда же у всех, недовольных нынешним, взялась уверенность, что они непременно бы вошли в узкий круг членов такого, ортодоксального образца, общества?
    Или их так достало современное, что они даже готовы покорно принять участь тех, кто нем, лишь бы вернуть утерянную простоту, строгость и стройность?
    Так это не сложно, обладающих ресурсами почитателей строгости/стройности (и видящих в этом спасение для человечества!) в Европе и Америке - пруд пруди. И они не сидят сложа руки. А подобные вам недовольные интеллектуалы для них - прекрасное подспорье.
  • whydonot· 2010-11-05 11:14:40
    Во Франции Бруно Латур в лекции в центре Жоржа Помпиду задает вопрос : "Когда мы начнем красиво говорить о жизни, и когда мы начнем красиво говорить о вещах?..."
    "L'art de bien parler de quelque chose..."
    http://www.dailymotion.com/video/xe3brn_selon-bruno-latour-pour-une-ecole-d_creation
    В России Екатерина Деготь задает другой вопрос...
  • vcher· 2010-11-25 00:44:29
    'дизайнированная кровать' - как это вам?
Все новости ›