Оцените материал

Просмотров: 33653

Центр «Гараж» открылся в стиле cool

Екатерина Дёготь · 20/06/2008
Подавали бы осетрину под майонезом, мы бы задумались. А вот редиска без ничего внушает сдержанный оптимизм

©  Пресс-материалы центра «Гараж»

Центр «Гараж» открылся в стиле cool
Поскольку презентация Центра современной культуры «Гараж», которым руководит Даша Жукова, была окружена покровом тайны, мы решили как можно более исчерпывающе ответить на незаданные вопросы читателей.

Где это находится
На улице Образцова — между метро «Новослободская» и Третьим транспортным кольцом, то есть в немодном районе, который на художественной карте до сих пор не значился. Теперь, может быть, все, включая цены на окружающие квартиры, изменится радикальным образом.

Что там внутри
Бахметьевский гараж был построен в 1926 году архитектором Мельниковым и инженером Шуховым, до недавнего времени работал по назначению, а 9 января 2001 года был безвозмездно передан Московской марьинорощинской еврейской общине под учебный, спортивный и религиозный комплекс. Обнаружились износ ферм и вроде бы какие-то вредоносные вещества, здание начали разбирать, пошли протесты архитектурной общественности, отчего-то они подействовали, и вот теперь гараж в первозданном виде, только с новой крышей.

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Центр «Гараж» открылся в стиле cool
Это большое пространство без опор, похожее на Манеж, только гораздо красивее, потому что вытянутое по диагонали ромбом. Из-за этого уже снаружи здание обладает странной притягательной динамикой, как говорили фотографы-авангардисты вроде Родченко — «косиной». Напрашивалась идея использовать эти восемь с половиной тысяч квадратных метров под музей или выставочный зал: только это позволяет сохранить впечатляющее пространство целиком. Такие просторы, если только это не стадион, у нас сразу режут на ярмарочные боксы, и получается торговый центр в прямом или переносном смысле. Тут чуть ли не единственное место в Москве, где этого удалось избежать.

С другой стороны, показывать что-то в таком зале сложно: экспонаты теряются. Юрий Аввакумов для открытия построил невероятно красивые прямоугольные порталы, внутри которых висят старые фото. Но не будешь же так каждый раз делать.

©  Пресс-материалы центра «Гараж»

Центр «Гараж» открылся в стиле cool


Кроме того, новая крыша оказалась негерметичной, что не позволяет пока выставлять живопись. Еще здесь слишком большие (с точки зрения новой функции здания) окна. Над решением всех этих проблем начало работать архитектурное бюро Юрия Григоряна «Меганом», но продолжать, по-видимому, будут какие-то звездные иностранные имена.

При чем здесь еврейская община
Московская марьинорощинская община, которая владела гаражом, относится к Любавич-Хабад, ультраортодоксальной хасидской ветви иудаизма. В США Хабад считается небольшой сектой; в России же это парадоксальным образом самая влиятельная (и богатая) еврейская организация. Ее глава Берл Лазар (украсивший собою церемонию открытия «Гаража») считается главным раввином России, соперничая в этом звании с Адольфом Шаевичем. У интеллигенции отношение к российскому Хабаду неоднозначное: некоторые считают, что эта организация была выдвинута властью в качестве альтернативы Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, с тем чтобы разгром последнего не выглядел антисемитским образом (изложение статьи из Wall Street Journal об этом можно прочитать здесь). В постгусинскую эпоху многие деятели российского бизнеса, и прежде всего Роман Абрамович, жертвуют именно на Хабад.

Любавич-Хабад планировал и планирует открыть в здании гаража Еврейский музей — не музей еврейского искусства, а, видимо, музей в духе берлинского Музея холокоста. Но пока это дело затягивается (в силу серьезности проекта), и на несколько лет здесь разместится Центр современной культуры. Впрочем, возможно, они в конце концов будут тут соседствовать. Время покажет.

Время также покажет, насколько традиционный характер хасидской общины совместим с современным искусством. В принципе критичность и аналитичность мышления, современному искусству свойственная, лучше уживется с ортодоксальным иудаизмом, чем с консервативным православием. Но у всего есть пределы.

Пока действует только строгий запрет на работу по субботам. Когда на монтаж выставки (как это обычно бывает) отводится два дня, а именно суббота и воскресенье, это превращается не просто в проблему, а в катастрофу. Но хасидское мышление тем и отличается, что всегда находит остроумный выход из самых безвыходных ситуаций, так что проблема эта решаема.

Что это за институция
Центр современной культуры (Contemporary Culture CenterCCC) «Гараж» отличается от многочисленных ЦСИ, ГЦСИ и т.п. тем, что в его названии есть указание на культуру, а не на искусство. Непонятно, кроется ли за этим желание двинуться в сторону театра, перформанса или кино, или просто из трех С получились красивая аббревиатура и логотип.

©  Пресс-материалы центра «Гараж». На фото: Даша Жукова

Центр «Гараж» открылся в стиле cool


Даша Жукова сформирована лондонской культурной средой. Поскольку уже ясно, что во всем проекте очень важен ее личный вкус, можно предположить, что модель суперуспешного музея Tate Modern будет маячить на горизонте. Это значит: кафе, модный ресторан, книжный магазин, огромное выставочное пространство типа Turbine Hall, где раз в три месяца показывается какая-то одна многометровая инсталляция. Не хватает только кораблика по Темзе.

Ясно одно: ССС не является «галереей», как его обзывают. Искусство продаваться здесь не будет. Слово «музей» пока тоже не фигурирует. Главным советником Даши Жуковой является Молли Дент-Броклехерст, бывший директор галереи Гагосян в Лондоне. Это может означать, что «Гараж» превратится в площадку, где эта влиятельная галерея будет лишний раз «прокатывать» своих художников — некоммерческим образом, но на пользу коммерции. В таком духе работает, например, Пинчук-центр в Киеве, являясь пока что чем-то вроде филиала лондонской галереи White Cube. А может быть, «Гараж» сможет вести собственную художественную политику и стать влиятельным игроком в международном пространстве. Все будет зависеть от того, в какую сторону расширится круг советников Даши Жуковой, а тут, как легко понять, желающих немало.

Пока что было известно, что 15 сентября здесь откроется самая большая часть ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых. Теперь предана гласности и следующая выставка: работы из всемирно известной коллекции Франсуа Пино. Она в принципе показывается в Палаццо Грасси в Венеции, но катастрофически не помещается там.{-page-}

Кто был
Тот, о ком вы подумали, появился далеко не сразу, без толпы телохранителей, со своей невестой рядом не сидел, вел себя просто и вообще заметен не был. Среди гостей было много иностранцев, прежде всего англичан (ближе к концу вечера они начали горланить что-то неуловимо футбольное). Интеллектуалов и кураторов-звезд типа Роберта Сторра, Даниэля Бирнбаума и т.п. видно не было; впрочем, может быть, их звали, но приехать они не смогли. Ханс Ульрих Обрист, например, справлял в Нью-Йорке свой день рождения. Вроде бы звали директора Тейт Ника Сероту, но я лично его не заметила.

©  Пресс-материалы центра «Гараж». На фото Ларри Гагосян

Центр «Гараж» открылся в стиле cool


Зато была роскошно представлена каста коллекционеров и дилеров. Не потому, что Центр «Гараж» будет иметь коммерческую направленность, а просто потому, что именно эти люди теперь правят арт-миром. Среди них выделялся Рональд Лаудер, сын Эсти Лаудер, миллиардер, коллекционер, глава нью-йоркского музея Neue Galerie и председатель Всемирного еврейского конгресса. Из художников с очень, очень большим именем присутствовал старина Джефф Кунс, художник галереи Гагосяна; отсюда очень ясный вывод, что в Москве будет его выставка. Впрочем, мы так хорошо его знаем и искусство его столь московское, что отчего-то кажется, будто он выставлялся в Москве не раз.

Были, разумеется, и разного рода принцессы — настоящие (из Монако) и самодеятельные (местные). Открытие почтили своим присутствием Михаил Пиотровский, Михаил Швыдкой, крупнейшие коллекционеры, профессионалы и меценаты из области современного искусства (Александр Мамут, Виктор Пинчук, Ольга Слуцкер, Жанна Буллок, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Айдан Салахова, Владимир Овчаренко и многие другие). Интриговало, в каком качестве скромно, но уверенно присутствует здесь Александр Волошин.

Бросалось в глаза, что на открытии не заметны представители власти — ни центральной, ни московской. Только крупный бизнес, и та его часть, что действительно искренне связана с искусством. Может быть, это (и, конечно, хасидская делегация) и создавало то не покидавшее меня весь вечер ощущение, что я нахожусь в Нью-Йорке.

©  Пресс-материалы центра «Гараж». На фото: Виктор Пинчук, Елена Франчук

Центр «Гараж» открылся в стиле cool



Эмилия Кабакова представляла звездную пару художников в отсутствие своего мужа. Из местных авторов были приглашены ветераны концептуализма Андрей Монастырский, Игорь Макаревич и Елена Елагина, звезды светской жизни в лице Бугаева Африки и Юлии Мильнер, гламурное трио АЕС и экс-моряк Александр Пономарев, любимец западных галеристок.

В каком все это было духе
Весь вечер я с тревогой, но и любопытством ожидала запаха больших денег и местного, мягко выражаясь, вкуса. Не дождалась: с точки зрения эстетики презентация была устроена абсолютно безупречно. В огромном пространстве были только архитектурная инсталляция Аввакумова и гигантский световой объект мексиканского художника Рафаэля Лозано Хеммера — не противный, не гламурный, забавно интерактивный и в буквальном смысле трогательный (его надо было трогать). Художник весь вечер стоял рядом и объяснял, что надо делать. Длинные столы и в глубине сцена, закрытая красным бархатом. И ноль фоновой музыки — до самого конца, пока не появилась Эми Уайнхаус.

Показательно было полное отсутствие рекламных девушек в серебряных мини-юбках, раздающих бесплатные сигареты. Мы уж и забыли, как можно без них. Вся композиция вечера была построена на целой армии хостесс в очень простых черных платьях до колена, которые встречали и рассаживали гостей. Точно так же, как они, была одета и Даша Жукова, что говорило лучше всяких слов.

Меню поражало простотой еды (оно началось с нарезанной редиски без ничего) в сочетании с очень хорошим вином. Да, пища — тоже политика. Подавали бы осетрину под майонезом или, наоборот, сашими из экзотических рыб, мы прочитали бы перспективы «Гаража» по-другому. А вот редиска внушает сдержанный оптимизм.

Что сказала Даша Жукова
Как и многие пришедшие на открытие Центра современной культуры «Гараж», я была настроена скептически. Не в первый раз, знаете ли. Слышали мы уже разные заверения про крутое западное искусство, которое будет показано в крутых московских пространствах. Потом приходилось долго и плотно закрывать глаза на недостатки, а потом все равно все надежды обламывались.

Так что Даша Жукова держала трудный экзамен. Надо сказать, выдержала. Речь ее (которая, в западном стиле, была произнесена к концу банкета и на двух языках) не содержала ни одной ошибки — ни в форме, ни в содержании. Она ничего не сказала о славе России, национальных интересах, бизнесе, деньгах или о том, что «мы должны возродить рынок». Она выразила горячее желание, чтобы Москва появилась на карте современного искусства как самостоятельная точка («became a destination of its own right»), помянула наследие русского конструктивизма (не забыв не только Мельникова, но и Шухова, о котором обычно не помнят), поблагодарила еврейскую общину и пообещала исследовательскую и образовательную программу. Казалось, исполняются самые безумные наши мечты.

©  Пресс-материалы центра «Гараж». На фото: Эми Уайнхаус

Центр «Гараж» открылся в стиле cool


А что же Эми Уайнхаус?
Эми Уайнхаус, выглядевшая как своего рода трэш-пародия на прекрасную брюнетку Дашу Жукову, появилась с двухчасовым опозданием, но как раз в тот момент, когда гости были готовы танцевать. Выбор певицы тоже был довольно точен — Кайли Миноуг или, не дай бог, Мадонна диссонировали бы с общим стилем. А тут была ровно та доза символической альтернативности, что нравится арт-миру.

Так что все закончилось в два часа ночи буйными плясками. Английская часть гостей к этому моменту надела на башмаки огромные остроносые батоны итальянского хлеба, которые в качестве декора грудой лежали на столе, и исполняла в них какие-то средневековые церемонные танцы. Русские гости, воспитанные на мистическом уважении к хлебу, смотрели на них с ужасом и завистью, понимая, что детство у нас разное, но, может быть, на территории современного искусства мы еще придем к взаимопониманию.

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Центр «Гараж» открылся в стиле cool

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • actual· 2009-10-24 02:21:46
    Кораблик появился.
Все новости ›