Московская биеннале бросала меня из жара в холод. Либо какой-то магазин экзотических ковров и свет ярчайших софитов, либо трэш, темнота и мороз.

Оцените материал

Просмотров: 39935

Дневник биеннале. Часть четвертая

Екатерина Дёготь · 28/09/2009
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ побывала в «Гараже» на выставке Жан-Юбера Мартена, и ей не хватило трех вещей

Имена:  Екатерина Дёготь · Жан-Юбер Мартен · Иосиф Бакштейн

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Global Art для чайников

Для тех, кто дальше читать не будет: на выставку в «Гараж» идти, безусловно, нужно. Выставки такого класса у нас еще не было. Правда, об этом «классном» (а может, «классовом») ее характере стоит подумать.

Я была на всех трех официальных превью выставки Жан-Юбера Мартена: на супер-VIP, на пресс-показе, на эксклюзивном открытии. Многие читатели упрекают меня в випопоклонстве, но дело не в этом. Люди искусства ходят на вернисажи по той же причине, по какой люди кино предпочитают ходить на фестивальные просмотры, а не в кинотеатр. Кинокритикам важно оказаться среди своих, чтобы все вокруг смеялись, когда отпускается тонкая шутка (например, герой разрезает героине глаз), и не смеялись, когда происходит мрачная драма (например, героиня отрезает себе клитор). Да, я знаю, это сложно понять, но вот у профессионалов так. И они любят это чувство единения перед произведением искусства.

Но тут с этим единением случился даже некоторый перебор. По первому впечатлению, выставка понравилась абсолютно всем, причем «понравилась» — это недостаточно сильное слово. Многие говорили, что в жизни не видели ничего подобного. Некоторые плакали от счастья. Толпа дышала в едином порыве. Что интересно, никто, даже випы, не жаловался на то, что современное искусство непонятно, хотя на мой вопрос, какова идея выставки, почти никто ответить не мог.

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Я тоже получила известное удовольствие. Вот что я увидела: сначала летают такие большие воздушные шары и опускается водопад, даже брызгается. Потом идет целый вольер живых кур. Потом чучела зверей в шубах. Есть много-много ржавых баков, а внутри светятся такие зеркальные штучки. Потом живые птички летают по загончику и садятся на электрогитары. Еще есть насекомые, есть гигантские цветы, заполняющие всю комнату. Поворачиваешь за угол, там тоже много интересного: вышивки с неприличными взрослыми сюжетами, голые люди на фото. Правда, начинают идти какие-то одинаковые маленькие комнатки, рядом с каждым пожарным краном стоит по африканской статуэтке, и становится немного скучно, потому что побегать уже негде. Но все кончается опять хорошо и интересно: искусственные старички катаются на колясках, потом два дяденьки без головы стреляют друг в друга, а рядом огромные кроссовки и фотографии страшных-страшных мертвецов. (Если все это не встало перед вашими глазами как живое, мы скоро сделаем видеоэкскурсию.)

Я, в общем, не иронизирую. Выставка привлечет широкую публику, которая и правда не знает художников по имени и просто погружается в какие-то сны, для чего тут полное раздолье (я бы как куратор, конечно, это только подчеркнула, поставив кроватки с одеяльцами).

Как мне справедливо сказал на вернисаже мой друг-галерист: «ты пойми, эта выставка не для нас с тобой». К работам написаны объяснения (даже кое-где написано, что в капитализме есть некая несправедливость), но это для продвинутых пользователей, а в основном выставка — для начинающих (в последнее время «Гараж» у нас на глазах успешно отнимает у «Винзавода» его хлеб).

Вероятно, таково и отношение Жан-Юбера Мартена к московской выставке в целом: она — для начинающих. Она сделана специально «для непродвинутой Москвы». «Моя первая книжка по современному глобальному искусству». Причем начинающими он считает и меня, и вас, читатель, и весь московский арт-мир, и даже, страшно сказать, Иосифа Марковича Бакштейна.

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Я за широкую публику не переживаю. Меня настораживает то, что глубже всего выставка удовлетворила официальных лиц. Один из них на пресс-конференции сказал: «Ну вот уж третья-то биеннале вам наконец-то понравится!» Это значило: наконец-то искусство поняло, что его задача — нравиться. И наконец-то выставка «на уровне Москвы»: первую и вторую биеннале ругали за то, что там была мало звезд, а всё какие-то молодые художники. Правда, полистав сейчас каталоги, я поняла, что в Москву приезжали работы тех, кто стал звездами сегодня (типа той же Цао Фэй, Янга Фудонга или Йоханны Биллинг), но мы их тогда не заметили.

Ударим инсталляцией по российской ксенофобии

Поскольку многие думают, что выставка Мартена — это верх совершенства, считаю своим долгом просто для информации сообщить, чего там не было.

Во-первых, инсайдеры заметили, что на вернисаже — в отличие от первой и второй биеннале — было мало важных международных гостей. Почти никто не приехал. Те, кого я встречала в сентябре в Стамбуле и Турине (об этих приключениях еще напишу), говорили мне, что не поедут, т.к. им неинтересно. Неинтересна Москва, про которую все понятно, но главным образом — проект Мартена. Он уже давно всем заявил, что делает ремейк своей старой выставки «Маги земли». Но ее уже все видели в 1989 году.

Во-вторых, выставка не имеет никакой темы. Многие считают, что это хорошо, это не ограничивает художника. Но это может привести к тому, к чему и привело: перед нами выставка достижений мирового художественного хозяйства. Давно слышались голоса, что нам вообще не нужна своя биеннале, а нужно привозить дайджест, самые яркие работы со всех других биеннале за два года. Сейчас я боюсь, что мы движемся в эту сторону, и есть опасность, что в Москве так теперь будет всегда. Могут даже сказать: а зачем нам куратор? Мы уже поняли рецепт успеха. Надежды мои только на Иосифа Марковича Бакштейна, который не допустит этого.

Почему этого стоит бояться? Потому что это будет праздник потребления искусства (такой, типа, пивной фестиваль Oktoberfest), а не праздник движения человеческой мысли вперед. Возьмем выставку Documenta: она принципиально должна быть каждый раз другой — должна быть совершенно новая идея, максимально рискованная, чтобы она открывала новые пути, и все только о ней и говорили. Ради этого власти готовы идти даже на то, что некоторые проекты оказываются неудачными. Да, «Документа» бывает раз в 4—5 лет, но кто заставлял делать Московскую биеннале именно биеннальной? Между прочим, «Документу» посещает в Германии какое-то немыслимое количество простой публики.

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Наконец, в-третьих, хотя девиз этой ВДНХ был «Против исключения», исключения тут все-таки сделаны. Если присмотреться, кое-чего важного нет. Нет ни одного художника из бывших советских республик (только Стас Волязловский, который подан как почти что африканский племенной рассказчик), совсем нет художников из Средней Азии и нет бывшего Восточного блока (только Марина Абрамович и Брацо Димитриевич, вот уже целую вечность живущие на Западе и смотрящие на Балканы издали). И это я не к тому, что мне обидно за друзей.

Жан-Юбер Мартен говорит, что своей выставкой хотел бы побороть российскую ксенофобию, и это задача благородная и нужная, я его в этом горячо поддерживаю. Но разве Африка и Океания, которые тут преобладают, есть наш Другой? Нет, они для нас скорее детская волшебная сказка про бегемотов и слонов. У нас куча разных других, реальных Других — чеченцы, таджики, поляки, турки, даже израильтяне и палестинцы есть наши Другие, с каждым из которых у нас (и у них друг с другом) сложные и драматические отношения. Но тут про это ни слова. Выставка — по крайней мере для нас — остается на уровне экзотического ресторана, вкуснейший обед в котором не помогает понять и полюбить официанта с чужим разрезом глаз.

Ну это все, конечно, не отменяет того, что на выставке есть несколько отличных работ, которые мы вам еще покажем — на следующей неделе смотрите нашу экскурсию на видео.

«Красный Октябрь» усталым взглядом

©  Евгений Гурко

Выставка «Русское бедное» в пространстве фабрики «Красный Октябрь»

Выставка «Русское бедное» в пространстве фабрики «Красный Октябрь»

После «Гаража» у меня всё уже в некотором тумане. Я еще видела много выставок на «Красном Октябре», но они начали сливаться для меня в одну. Но не только потому, что я уже очень устала. За исключением высококлассно показанной выставки Люка Тюйманса в BAIBAKOV art projects (правда, этот живописец всегда оставляет меня равнодушной, но это мой личный недостаток) и хорошей выставки Ольги Чернышевой, которая меня равнодушной совсем не оставляет, все остальное было просто очень неряшливо инсталлировано в очень неподготовленных условиях брошенных цехов; было непонятно, где начинается одна выставка и кончается другая. К сожалению, это касается даже выставки «Русское бедное», которая — и, должно быть, справедливо — так всем понравилась в Перми. Здесь она была прибита низким потолком, узким пространством; работы не очень-то разговаривали друг с другом, и, главное, они слились с необработанным заводским окружением. Ну ладно, «Русское бедное», кажется, поедет куда-то за границу и будет инсталлирована в лучших условиях. Куда хуже дело с хорошими проектами «Новая старая Холодная война», «Сорок жизней одного пространства» и выставкой шведских и российских студентов, на которые, видимо, совсем-совсем не было денег. Звук не работал, часть работ просто не дали в такие ужасные условия (было еще и очень холодно), порой у выставок даже название не было нигде написано, полы не подмели; говорят, в период монтажа не было охраны экспонатов. Можно только восхититься самоотверженностью кураторов, но и спросить себя: а надо ли так, грудью на амбразуру? Впрочем, эти кураторские проекты мы еще обсудим, поскольку они стоят того. А посмотреть вы можете на видео чуть ниже.



В общем, Московская биеннале бросала меня из жара в холод. Либо какой-то магазин экзотических ковров и свет ярчайших софитов, либо трэш, темнота и мороз. Как сказал мне в частной беседе художник Юп ван Лисхаут (который при личном знакомстве оказался вовсе не яростным критиком капитализма, как мы сдуру написали, а жовиальным и чрезвычайно здравомыслящим мужчиной средних лет), «у вас либо то, либо другое, а надо что-то среднее. Но вам, русским, это трудно».

OPENSPACE.RU проводит обсуждение содержательной стороны выставки Жан-Юбера Мартена «Против исключения» совместно с Центром современной культуры «Гараж» в воскресенье 4 октября в 18 часов.
Может ли такая выставка помочь победить российскую ксенофобию и высокомерное отношение к другим народам, заставить «понять таджика»? Изоляция творчества художника от его контекста — это во благо искусства или нет? Быть экзотическим — это клеймо или преимущество?
Дискуссию ведет Екатерина Дёготь. Участвуют художники, критики и кураторы. Вход свободный.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • shp1on· 2009-09-28 21:32:00
    катя, я во многом согласен - выставка носит характер страны чудес, которую можно обходить, не оставив пристального взгляда, и почему-то там очень много животных...но мне все-таки кажется, что тебя бы удовлетворила выставка, так сказать, более направлена "на тебя. иными словами ты недовольна тем, что мартен как бы не "отвечал" на твои вопросы и не принял "твои темы" в во внимание.

    допустим, если бы сделали выставку вроде документы или стамбульской вместо мартеновской на биеннале...где ИМБ нашли бы деньги на это? кто вообще из широкой публики бы пришел? получилось бы еще одно мероприятие для того же самого узкого круга московских леваков, сорвеменное искусство осталось бы таким же неинтересным как и западным профессионалам, так и отечественной швали. такая выставка критикам (нашим или вашим) не нужна, но самой москве она очень не хватило
  • shp1on· 2009-09-28 21:37:48
    ...в германии все учатся до 30 лет, а тут студентки факультетов искусствоведения думают, что СИ - о поисках Вечной Красоты и в недоумение спрашивают "где выставка у вас?" в галереях, и то, что они вообще ходят считается достижением...на этом фоне твои претензии не менее интересны, но, пожалуй, не совсем по теме. мечтать о "праздниках движения человеческой мысли вперед" в москве еще рано. она такого ни в чем не заслуживает
  • kotomish· 2009-09-29 00:57:59
    Вот хорошая и интересная статья! Но только опять претензии к Мартену!!!
    Но мне кажется прежде чем делать что-то непонятное и продвинутое - передовой край исследований в СИ, надо сначала научиться показывать и инсталлировать все правильно! Да - возможно основной проект биеналле должен быть в авангарде совриска и там должно быть самое-самое!
    Но это все же "Гараж", который задает планку в другом.
    Да и вряд ли нашелся бы спонсор на передовое...
    Получилась бы передовая выставка, но с условиями как в Октябре.... Чего совсем не хотелось бы...
    Наверное стоит еще пару лет подождать и многое встанет на свои места!
    Проблема неприезда международных гостей связана с общими моментами в большей степени - у нас нет ни инфраструктуры, ни музея СИ, ни организованных от арт-москвы или биеналле пакетных туров, ничего нет.
  • faberII· 2009-09-29 17:48:52
    По поводу бьеннале и «недовольных леваков»
    «леваки» - это прекрасно, но только когда они лишь одна из многих форм осмысления реальности..
    И на самом деле это большая проблема, т.к. оказывается такого типа «мыслители» живут в мирке своих предпочтений не реагируя адекватно ни на что..
    (один из примеров – последняя премия Кандинского, когда леваки думали, что своими плоскими остротами смогут что-то продемонстрировать, вместо того чтобы реально повлиять на процесс, имея доступ к медиа, развернув что-нибудь типа просвещенческой кампании на тему «художник и власть», ведь как оказалось, большинство выборщиков были просто не в курсе того, что они выбирают,
    но выглядело все так, что леваки не были заинтересованы ни в каком просвещении, а только и ждали скандала, чтобы от души помитинговать, попиариться и покидаться экскрементами, а теперь они приписывают себе заслуги по управлению общественным мнением (см. дневник Б. часть 3-я http://www.openspace.ru/art/events/details/12503/), то есть неадекват полный)

    похоже тоже самое происходит и с комментами к бьеннале.
    Почему, например, не взять интервью у Бакштейна? И вообще у тех, кто думает хоть немного иначе.
    Почему все отдано на откуп левакам, это делает картину плоской …

    а ведь похоже, что мода на «социальную озабоченность» в прошлом.
    это не означает безразличия, но давно стало очевидным, что реальность – не только и не столько социум, и причины проблем возможно неразрешимы в области «левых мыслей»,
    но «леваки» упорно трендят о «празднике движения человеческой мысли вперед»,
    причем понимают слово «мысль» только в сопряжении со словом «критика» опять же в своем понимании этого слова..

    но возможно, что основной тренд корпорации СИ уже давно сменился.
    и возможно предположить, что выставка выглядит как продолжение темы о «создании миров», и по-сути о прожективной деятельности, в которой критика занимает свое соразмерное место …
  • Young_Duck_Fuck· 2009-09-29 20:45:34
    Alahverdy to Faberll:
    из Маршака...

    ...И ведь верно, с той минуты
    Стал ходить дурак надутый.

    То и дело он, дурак,
    Говорит другим: - Не так!

    Он не плачет и не пляшет,
    А на все рукою машет.

    Постороннему никак
    Не узнать, что он дурак.

    Дети буквы пишут в школе,
    Да и спросят: - Хорошо ли?

    Поглядит в тетрадь дурак,
    Да и вымолвит: - Не так.

    Шьют портнихи на машинке,
    Шьют сапожники ботинки.

    Смотрит издали дурак
    И бормочет: - Все не так!

    И не так селедок ловят,
    И не так борщи готовят,

    И не так мосты мостят,
    И не так детей растят!

    Видят люди, слышат люди,
    Как дурак дела их судит,

    И подумывают так:
    "Что за умница дурак!"
  • oleo· 2009-09-30 12:01:54
    ну, вот, катя, доигрались, теперь вы - "ЛЕВАК"!
    мои искренние поздравления)))
  • oleo· 2009-09-30 12:02:12
    ну вот, катя, доигрались, теперь вы - "ЛЕВАК"!
    мои искренние поздравления)))
  • Moskvichka· 2009-09-30 15:23:52
    Мои впечатления об основном проекте 3-ей биеннале были следующие:

    • Я попала в зоологический или этнографический музей для воскресных семейных вылазок. Птичьи фермы, вольеры, террариумы. Конечно, можно говорить о проблемах цивилизации, состоянии мира и даже творчестве на примере животных, но не так упрощенно, не на таком школьно-музейном языке, как здесь. Даже «Дом престарелых» воспринимается как просто вольер для человеческих животных. Родителям нечего добавить детям – этот вольер не рождает мысли. По экспозиции экскурсоводы водили детские группы. Объяснения экскурсоводов были умилительными. Я поймала себя на мысли, что ни за какие деньги не стала бы вот так объяснять детям СИ.

    • Думать не обязательно. Все и так понятно. Просто ходи и смотри, как в музее прикладного искусства или в парке аттракционов (подышишь на зеркальце, и появится покойник). Я поневоле вспомнила 1-ю биеннале. На ней работа мысли вызывала эйфорию. А этот проект оставил меня спокойной – не вызвал ни возбуждения, ни восхищения, ни полета мысли. А если где и были смыслы, то они лежали на поверхности (типа Готический бульдозер или Скульптура Ретца). Посетителям (а я была в субботу) было интересно, они радостно реагировали на это понятное искусство.

    • Уловила только одну объединяющую тенденцию – поиск новых материалов. Сад рисуется кетчупом и макаронами. Ковер ткется из бутылочных крышек. Знаменитые сюжеты из истории живописи коллажируются мусором, архитектура строится скотчем. Эта тенденция все еще нова?

    • Жаль, что на фоне экзотического искусства Африки, Австралии, Индии и Сев. Америки, которое задает тон, российские художники-постконцептуалисты совсем не выглядят, прямо скажем, выпадают.

    Я почему-то ожидала большего.

  • faberII· 2009-10-01 16:39:15
    just реплика по поводу ярлыка «левак»
    Если у вас есть настроение – называйте это как хотите.
    Просто у поколения среднего возраста, в памяти запечатлено начало курса философии в советских институтах, а начинался он с философских тетрадей Ленина.
    все содержание которых - этакий петушиный критицизм в позе мыслителя, попытка весело наложить на голову всему, что не может быть понято или вписано в кондовую авторскую теорию..

    Как назвать? наверное поколение помоложе может назвать это жириновщиной.
    а как назвать персонажа, который, стоя перед какой-нибудь работой, говорит что-нибудь типа: не понимаю и понимать не собираюсь, при этом претендуя на роль «осмысляющего»?

    Есть подозрение, что может быть это просто стилистика издания, пытающегося привлечь внимание с помощью скандального стиля интеллектуальных клоунов..
    Этакие петрушки с дубинками, и вот уже на отдельно взятом пространстве – свой диктат – в смысле цвет может быть любой, если он зеленый, »..а вот зауживать рукава и пришивать накладные карманы – это мы никому не позволим».
    И никаких параллельных мнений перпендикулярных «осмыслителей».

    Будем надеяться, что это временная политика «для поднятия рейтинга», вполне возможно, что у издания хватит пороху для создания объемной картинки реальности, вместо «критикозного» лубка.
  • sergkhat· 2009-10-02 10:44:12
    от нашего стола - вашему столу:
    http://www.facebook.com/profile.php?id=1346820226&v=feed&story_fbid=143615962366
  • agitarch· 2009-10-02 12:13:38
    http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=853&rubric_id=200
  • Andrey_Parshikov· 2009-10-02 14:45:41
    to Young_Duck_Fuck: странная у вас риторика. Вы случаем не из евразийцев? или все не так плохо, и всего лишь "креативная индустрия"?
  • stikh· 2009-10-03 12:36:18
    выставка мб и неплохо организована - но это искусство - Неискусство. мамзель Алё-гараж зафачивает мОзги глупой молодёжи. это всё - ремесленники от искусства
  • pervov_georgy· 2009-10-09 13:33:59
    Мне думается, что уводит от замысла выставки - «Против исключения», представление в который раз «брендовых» художников, навскидку: АЕС+Ф (один из самых запоминающихся объектов выставки – лица мертвецов, насколько это глумливо я не рассматриваю – разве адекватен кураторской теме?), Капур (большой, бессмысленный и дорогой по деньгам, на показ десятерых художников хватит, объект - разве адекватен кураторской теме?), Кентридж (нельзя показывать три фильма одновременно, чистый экспозиционный формализм, затраченных денежных ресурсов бы хватило на нескольких художников - разве адекватен кураторской теме?), Крэгг (всем известный подход), Мюнис (эксплуатирующий одну находку), Осмоловский (с относительно интересным очередным истуканом), Пепперштейн (всем известный подход), Тильманс (полный бездарь, которого с упорством упырей кто-то воздвиг на пьедестал искусства мирового значения) и ещё много именитых производителей, которые-то как раз во всё всегда включаются! Замысел проекта - «Против исключения» - подразумевает неконвенцианализм, маргинальность, пусть скандальность, расширение зрительских представлений, но точно выход за границы известного мирка «избранных» (рынком). В целом выставка стоит затраченного на её просмотр времени. Выставлено много обращающих на себя внимание произведений, но кураторская идея не очень внятно проведена, со значительными экивоками в сторону «общих мест» совриска. www.pervov.ru
  • hryusha· 2009-10-21 00:43:22
    Я расстроилась на полдня сначала от Гаража и обрывков "искусства" в Третьяковке на Крымском Валу и теперь сейчас после прочтения и просмотра видео с участием Е. Деготь.
    Тоску наводит скудность и банальность художественного выражения в сочетании с еще и подчас очень плохим исполнением обьектов, прям на уровне школьных поделок.

    Видео комментарии Е. Деготь и лысого мужчины в творческой жилетке только подчеркивают пустоту и пережевывание давно пройденного материала. От фраз "мы живем в потоке информации", "столкновение миров" и предложений полежать на кушетке в белой комнате сводит скулы...не знаю на скольких выставках за последние пару лет обыгрывался мотив кровати : Кабаковы в Серпентайне, двухярусные тюремные кровати в Тейте, неубранная кровать Трейси Эмин в Саачи и т.д. и т.п. а тут еще и Екатерина с "миром сновидений" и кроватками с одеялами.
    Так же захватывающе "нова" свастика из ног в сапогах...
    На дворе 2009 год, а то что показано на биенале выглядит скучнее того что я видела в музее современного искусства на окраине Праги в 1998....

  • hryusha· 2009-10-21 12:28:07
    Ох да, наверно надо извиниться за мысль про низкий "поделочный" уровень арт объектов, некоторые очень даже неплохи на техническом уровне. Водная фича будет класно смотреться в саду на виповской свадьбе. Вот она выходит вся в белом, а сзади водопад "Я люблю тебя Коля!"
  • kiskra· 2009-11-15 03:56:46
    а что же этим хотел сказать Художник))))Я люблю тебя Коля!!!!
Все новости ›