Московская биеннале бросала меня из жара в холод. Либо какой-то магазин экзотических ковров и свет ярчайших софитов, либо трэш, темнота и мороз.

Оцените материал

Просмотров: 31360

Дневник биеннале. Часть четвертая

Екатерина Дёготь · 28/09/2009
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ побывала в «Гараже» на выставке Жан-Юбера Мартена, и ей не хватило трех вещей

Имена:  Екатерина Дёготь · Жан-Юбер Мартен · Иосиф Бакштейн

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Global Art для чайников

Для тех, кто дальше читать не будет: на выставку в «Гараж» идти, безусловно, нужно. Выставки такого класса у нас еще не было. Правда, об этом «классном» (а может, «классовом») ее характере стоит подумать.

Я была на всех трех официальных превью выставки Жан-Юбера Мартена: на супер-VIP, на пресс-показе, на эксклюзивном открытии. Многие читатели упрекают меня в випопоклонстве, но дело не в этом. Люди искусства ходят на вернисажи по той же причине, по какой люди кино предпочитают ходить на фестивальные просмотры, а не в кинотеатр. Кинокритикам важно оказаться среди своих, чтобы все вокруг смеялись, когда отпускается тонкая шутка (например, герой разрезает героине глаз), и не смеялись, когда происходит мрачная драма (например, героиня отрезает себе клитор). Да, я знаю, это сложно понять, но вот у профессионалов так. И они любят это чувство единения перед произведением искусства.

Но тут с этим единением случился даже некоторый перебор. По первому впечатлению, выставка понравилась абсолютно всем, причем «понравилась» — это недостаточно сильное слово. Многие говорили, что в жизни не видели ничего подобного. Некоторые плакали от счастья. Толпа дышала в едином порыве. Что интересно, никто, даже випы, не жаловался на то, что современное искусство непонятно, хотя на мой вопрос, какова идея выставки, почти никто ответить не мог.

©  Евгений Гурко

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Выставка «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж»

Я тоже получила известное удовольствие. Вот что я увидела: сначала летают такие большие воздушные шары и опускается водопад, даже брызгается. Потом идет целый вольер живых кур. Потом чучела зверей в шубах. Есть много-много ржавых баков, а внутри светятся такие зеркальные штучки. Потом живые птички летают по загончику и садятся на электрогитары. Еще есть насекомые, есть гигантские цветы, заполняющие всю комнату. Поворачиваешь за угол, там тоже много интересного: вышивки с неприличными взрослыми сюжетами, голые люди на фото. Правда, начинают идти какие-то одинаковые маленькие комнатки, рядом с каждым пожарным краном стоит по африканской статуэтке, и становится немного скучно, потому что побегать уже негде. Но все кончается опять хорошо и интересно: искусственные старички катаются на колясках, потом два дяденьки без головы стреляют друг в друга, а рядом огромные кроссовки и фотографии страшных-страшных мертвецов. (Если все это не встало перед вашими глазами как живое, мы скоро сделаем видеоэкскурсию.)

Я, в общем, не иронизирую. Выставка привлечет широкую публику, которая и правда не знает художников по имени и просто погружается в какие-то сны, для чего тут полное раздолье (я бы как куратор, конечно, это только подчеркнула, поставив кроватки с одеяльцами).

Как мне справедливо сказал на вернисаже мой друг-галерист: «ты пойми, эта выставка не для нас с тобой». К работам написаны объяснения (даже кое-где написано, что в капитализме есть некая несправедливость), но это для продвинутых пользователей, а в основном выставка — для начинающих (в последнее время «Гараж» у нас на глазах успешно отнимает у «Винзавода» его хлеб).

Вероятно, таково и отношение Жан-Юбера Мартена к московской выставке в целом: она — для начинающих. Она сделана специально «для непродвинутой Москвы». «Моя первая книжка по современному глобальному искусству». Причем начинающими он считает и меня, и вас, читатель, и весь московский арт-мир, и даже, страшно сказать, Иосифа Марковича Бакштейна.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • shp1on· 2009-09-28 21:32:00
    катя, я во многом согласен - выставка носит характер страны чудес, которую можно обходить, не оставив пристального взгляда, и почему-то там очень много животных...но мне все-таки кажется, что тебя бы удовлетворила выставка, так сказать, более направлена "на тебя. иными словами ты недовольна тем, что мартен как бы не "отвечал" на твои вопросы и не принял "твои темы" в во внимание.

    допустим, если бы сделали выставку вроде документы или стамбульской вместо мартеновской на биеннале...где ИМБ нашли бы деньги на это? кто вообще из широкой публики бы пришел? получилось бы еще одно мероприятие для того же самого узкого круга московских леваков, сорвеменное искусство осталось бы таким же неинтересным как и западным профессионалам, так и отечественной швали. такая выставка критикам (нашим или вашим) не нужна, но самой москве она очень не хватило
  • shp1on· 2009-09-28 21:37:48
    ...в германии все учатся до 30 лет, а тут студентки факультетов искусствоведения думают, что СИ - о поисках Вечной Красоты и в недоумение спрашивают "где выставка у вас?" в галереях, и то, что они вообще ходят считается достижением...на этом фоне твои претензии не менее интересны, но, пожалуй, не совсем по теме. мечтать о "праздниках движения человеческой мысли вперед" в москве еще рано. она такого ни в чем не заслуживает
  • kotomish· 2009-09-29 00:57:59
    Вот хорошая и интересная статья! Но только опять претензии к Мартену!!!
    Но мне кажется прежде чем делать что-то непонятное и продвинутое - передовой край исследований в СИ, надо сначала научиться показывать и инсталлировать все правильно! Да - возможно основной проект биеналле должен быть в авангарде совриска и там должно быть самое-самое!
    Но это все же "Гараж", который задает планку в другом.
    Да и вряд ли нашелся бы спонсор на передовое...
    Получилась бы передовая выставка, но с условиями как в Октябре.... Чего совсем не хотелось бы...
    Наверное стоит еще пару лет подождать и многое встанет на свои места!
    Проблема неприезда международных гостей связана с общими моментами в большей степени - у нас нет ни инфраструктуры, ни музея СИ, ни организованных от арт-москвы или биеналле пакетных туров, ничего нет.
  • faberII· 2009-09-29 17:48:52
    По поводу бьеннале и «недовольных леваков»
    «леваки» - это прекрасно, но только когда они лишь одна из многих форм осмысления реальности..
    И на самом деле это большая проблема, т.к. оказывается такого типа «мыслители» живут в мирке своих предпочтений не реагируя адекватно ни на что..
    (один из примеров – последняя премия Кандинского, когда леваки думали, что своими плоскими остротами смогут что-то продемонстрировать, вместо того чтобы реально повлиять на процесс, имея доступ к медиа, развернув что-нибудь типа просвещенческой кампании на тему «художник и власть», ведь как оказалось, большинство выборщиков были просто не в курсе того, что они выбирают,
    но выглядело все так, что леваки не были заинтересованы ни в каком просвещении, а только и ждали скандала, чтобы от души помитинговать, попиариться и покидаться экскрементами, а теперь они приписывают себе заслуги по управлению общественным мнением (см. дневник Б. часть 3-я http://www.openspace.ru/art/events/details/12503/), то есть неадекват полный)

    похоже тоже самое происходит и с комментами к бьеннале.
    Почему, например, не взять интервью у Бакштейна? И вообще у тех, кто думает хоть немного иначе.
    Почему все отдано на откуп левакам, это делает картину плоской …

    а ведь похоже, что мода на «социальную озабоченность» в прошлом.
    это не означает безразличия, но давно стало очевидным, что реальность – не только и не столько социум, и причины проблем возможно неразрешимы в области «левых мыслей»,
    но «леваки» упорно трендят о «празднике движения человеческой мысли вперед»,
    причем понимают слово «мысль» только в сопряжении со словом «критика» опять же в своем понимании этого слова..

    но возможно, что основной тренд корпорации СИ уже давно сменился.
    и возможно предположить, что выставка выглядит как продолжение темы о «создании миров», и по-сути о прожективной деятельности, в которой критика занимает свое соразмерное место …
  • Young_Duck_Fuck· 2009-09-29 20:45:34
    Alahverdy to Faberll:
    из Маршака...

    ...И ведь верно, с той минуты
    Стал ходить дурак надутый.

    То и дело он, дурак,
    Говорит другим: - Не так!

    Он не плачет и не пляшет,
    А на все рукою машет.

    Постороннему никак
    Не узнать, что он дурак.

    Дети буквы пишут в школе,
    Да и спросят: - Хорошо ли?

    Поглядит в тетрадь дурак,
    Да и вымолвит: - Не так.

    Шьют портнихи на машинке,
    Шьют сапожники ботинки.

    Смотрит издали дурак
    И бормочет: - Все не так!

    И не так селедок ловят,
    И не так борщи готовят,

    И не так мосты мостят,
    И не так детей растят!

    Видят люди, слышат люди,
    Как дурак дела их судит,

    И подумывают так:
    "Что за умница дурак!"
  • oleo· 2009-09-30 12:01:54
    ну, вот, катя, доигрались, теперь вы - "ЛЕВАК"!
    мои искренние поздравления)))
  • oleo· 2009-09-30 12:02:12
    ну вот, катя, доигрались, теперь вы - "ЛЕВАК"!
    мои искренние поздравления)))
  • Moskvichka· 2009-09-30 15:23:52
    Мои впечатления об основном проекте 3-ей биеннале были следующие:

    • Я попала в зоологический или этнографический музей для воскресных семейных вылазок. Птичьи фермы, вольеры, террариумы. Конечно, можно говорить о проблемах цивилизации, состоянии мира и даже творчестве на примере животных, но не так упрощенно, не на таком школьно-музейном языке, как здесь. Даже «Дом престарелых» воспринимается как просто вольер для человеческих животных. Родителям нечего добавить детям – этот вольер не рождает мысли. По экспозиции экскурсоводы водили детские группы. Объяснения экскурсоводов были умилительными. Я поймала себя на мысли, что ни за какие деньги не стала бы вот так объяснять детям СИ.

    • Думать не обязательно. Все и так понятно. Просто ходи и смотри, как в музее прикладного искусства или в парке аттракционов (подышишь на зеркальце, и появится покойник). Я поневоле вспомнила 1-ю биеннале. На ней работа мысли вызывала эйфорию. А этот проект оставил меня спокойной – не вызвал ни возбуждения, ни восхищения, ни полета мысли. А если где и были смыслы, то они лежали на поверхности (типа Готический бульдозер или Скульптура Ретца). Посетителям (а я была в субботу) было интересно, они радостно реагировали на это понятное искусство.

    • Уловила только одну объединяющую тенденцию – поиск новых материалов. Сад рисуется кетчупом и макаронами. Ковер ткется из бутылочных крышек. Знаменитые сюжеты из истории живописи коллажируются мусором, архитектура строится скотчем. Эта тенденция все еще нова?

    • Жаль, что на фоне экзотического искусства Африки, Австралии, Индии и Сев. Америки, которое задает тон, российские художники-постконцептуалисты совсем не выглядят, прямо скажем, выпадают.

    Я почему-то ожидала большего.

  • faberII· 2009-10-01 16:39:15
    just реплика по поводу ярлыка «левак»
    Если у вас есть настроение – называйте это как хотите.
    Просто у поколения среднего возраста, в памяти запечатлено начало курса философии в советских институтах, а начинался он с философских тетрадей Ленина.
    все содержание которых - этакий петушиный критицизм в позе мыслителя, попытка весело наложить на голову всему, что не может быть понято или вписано в кондовую авторскую теорию..

    Как назвать? наверное поколение помоложе может назвать это жириновщиной.
    а как назвать персонажа, который, стоя перед какой-нибудь работой, говорит что-нибудь типа: не понимаю и понимать не собираюсь, при этом претендуя на роль «осмысляющего»?

    Есть подозрение, что может быть это просто стилистика издания, пытающегося привлечь внимание с помощью скандального стиля интеллектуальных клоунов..
    Этакие петрушки с дубинками, и вот уже на отдельно взятом пространстве – свой диктат – в смысле цвет может быть любой, если он зеленый, »..а вот зауживать рукава и пришивать накладные карманы – это мы никому не позволим».
    И никаких параллельных мнений перпендикулярных «осмыслителей».

    Будем надеяться, что это временная политика «для поднятия рейтинга», вполне возможно, что у издания хватит пороху для создания объемной картинки реальности, вместо «критикозного» лубка.
  • sergkhat· 2009-10-02 10:44:12
    от нашего стола - вашему столу:
    http://www.facebook.com/profile.php?id=1346820226&v=feed&story_fbid=143615962366
  • agitarch· 2009-10-02 12:13:38
    http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=853&rubric_id=200
  • Andrey_Parshikov· 2009-10-02 14:45:41
    to Young_Duck_Fuck: странная у вас риторика. Вы случаем не из евразийцев? или все не так плохо, и всего лишь "креативная индустрия"?
  • stikh· 2009-10-03 12:36:18
    выставка мб и неплохо организована - но это искусство - Неискусство. мамзель Алё-гараж зафачивает мОзги глупой молодёжи. это всё - ремесленники от искусства
  • pervov_georgy· 2009-10-09 13:33:59
    Мне думается, что уводит от замысла выставки - «Против исключения», представление в который раз «брендовых» художников, навскидку: АЕС+Ф (один из самых запоминающихся объектов выставки – лица мертвецов, насколько это глумливо я не рассматриваю – разве адекватен кураторской теме?), Капур (большой, бессмысленный и дорогой по деньгам, на показ десятерых художников хватит, объект - разве адекватен кураторской теме?), Кентридж (нельзя показывать три фильма одновременно, чистый экспозиционный формализм, затраченных денежных ресурсов бы хватило на нескольких художников - разве адекватен кураторской теме?), Крэгг (всем известный подход), Мюнис (эксплуатирующий одну находку), Осмоловский (с относительно интересным очередным истуканом), Пепперштейн (всем известный подход), Тильманс (полный бездарь, которого с упорством упырей кто-то воздвиг на пьедестал искусства мирового значения) и ещё много именитых производителей, которые-то как раз во всё всегда включаются! Замысел проекта - «Против исключения» - подразумевает неконвенцианализм, маргинальность, пусть скандальность, расширение зрительских представлений, но точно выход за границы известного мирка «избранных» (рынком). В целом выставка стоит затраченного на её просмотр времени. Выставлено много обращающих на себя внимание произведений, но кураторская идея не очень внятно проведена, со значительными экивоками в сторону «общих мест» совриска. www.pervov.ru
  • hryusha· 2009-10-21 00:43:22
    Я расстроилась на полдня сначала от Гаража и обрывков "искусства" в Третьяковке на Крымском Валу и теперь сейчас после прочтения и просмотра видео с участием Е. Деготь.
    Тоску наводит скудность и банальность художественного выражения в сочетании с еще и подчас очень плохим исполнением обьектов, прям на уровне школьных поделок.

    Видео комментарии Е. Деготь и лысого мужчины в творческой жилетке только подчеркивают пустоту и пережевывание давно пройденного материала. От фраз "мы живем в потоке информации", "столкновение миров" и предложений полежать на кушетке в белой комнате сводит скулы...не знаю на скольких выставках за последние пару лет обыгрывался мотив кровати : Кабаковы в Серпентайне, двухярусные тюремные кровати в Тейте, неубранная кровать Трейси Эмин в Саачи и т.д. и т.п. а тут еще и Екатерина с "миром сновидений" и кроватками с одеялами.
    Так же захватывающе "нова" свастика из ног в сапогах...
    На дворе 2009 год, а то что показано на биенале выглядит скучнее того что я видела в музее современного искусства на окраине Праги в 1998....

  • hryusha· 2009-10-21 12:28:07
    Ох да, наверно надо извиниться за мысль про низкий "поделочный" уровень арт объектов, некоторые очень даже неплохи на техническом уровне. Водная фича будет класно смотреться в саду на виповской свадьбе. Вот она выходит вся в белом, а сзади водопад "Я люблю тебя Коля!"
  • kiskra· 2009-11-15 03:56:46
    а что же этим хотел сказать Художник))))Я люблю тебя Коля!!!!
Все новости ›