Гоголь, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, бум!

Оцените материал

Просмотров: 62261

Виктор Бондаренко: «Ни к каким славам ходить не хочу»

Екатерина Дёготь · 24/11/2011
 

©  Предоставлено ММАМ

Проект «Россия для всех»

Проект «Россия для всех»

Иисус Христос / 1-я треть I в. Мессия, божественный посланник и Сын Божий. Еврей по матери. Родился в области Иудеи Галилея в семье Иосифа, сына Иакова из рода Давидидов (колено Иуды), от его супруги Марии (см. о ней далее). Согласно доктрине христианства, брак между супругами был формальным, Отцом Иисуса является Бог.



— Когда ты вернулся в Россию?

— Приехал еще в 1992 году, но полностью переехал в 1999-м. Почему? Потому что Россия пошла либерально-демократическим путем. До 2000-го я так думал, пока гимн Советского Союза не появился. Когда отменили выборы губернаторов, я уже понял, что-то не то. Старшую свою дочь я крестил, говорил ей, хочу, чтоб ты жила на родине и рожала только православных детей. Сейчас у меня есть еще двое детей, и я их не крестил и крестить не хочу. Это моя позиция.

Изменились взгляды?

— Да, у меня изменились взгляды. Не хочу обидеть верующих, но у меня есть вопросы. Тысячу лет эта страна была православной и пришла в 1917 год, поэтому я точно знаю, куда приведет православие. В Русской империи русский был только православный, причем новоправославный, староверы даже были не совсем русскими. Остальные у русского императоры были иноверцы, инородцы, выкресты. Работая над этим проектом, я пришел к выводу, что русский народ очень не толерантный — поэтому у него везде жиды, хохлы, пшикалки, чурки. Мой проект о том, что я вижу сейчас, когда православие лезет везде — в школы, в армию. И везде оно разъединяет людей, нигде не объединяет. Если в школе, где я учился, я не знал, где еврей, а где татарин, то сегодня уже в школе дети будут знать, что Ахмеду нужно вот на тот урок, Саре — на тот, а нам всем — на этот. Я не считаю, что это конструктивно.

—Так вот многие не могут понять, почему ваш проект именно это и сообщает: кто какой национальности. Многие думают, что это как-то некорректно.

— Рассказываю. Все всегда нужно рассматривать в контексте. Всегда есть вопрос: хорошо или плохо? «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: папа, автомат Калашникова — это хорошо или это плохо?» Стихи Виктора Бондаренко. Почему людей не коробит, что у нас есть Конституция (достает из портфеля, листает и цитирует) и там написано в первой статье: «Мы — многонациональный народ Российской Федерации». Конституция РФ, написано: состав РФ — 21 республика, 10 автономных округов и еврейская автономная область. Это все государствообразующие народы, они все здесь перечислены, у них такие же права здесь, как у тебя, у русского. Это коробит тех людей, которые думают, что еврей, татарин, армянин, поляк — это ругательства. Я призываю этих людей задуматься. Тем, кто говорит «Россия — для русских», я отвечаю: а что вы будете делать с этими? Как быть с Высоцким? Вот в чем суть проекта. Галине Вишневской очень понравился проект, Кобзон лично участвует, на открытии был Бакерия, он сказал, что гордится быть на этой стене как грузин. Валерий Газзаев лично был, я дал ему книжку, понравилась. Поэтому пусть люди не говорят. Против выступают либо националисты, либо те, кто боится: а зачем ты говоришь, что я еврей? В этом же и проблема. Я хочу ее поднять. Никакой политкорректности, у меня лобовой проект.

©  Предоставлено ММАМ

Проект «Россия для всех»

Проект «Россия для всех»

Андрей Боголюбский / ок. 1111–1174 Великий князь Владимирский. Святой. Сын Великого князя Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича, которая, по некоторым летописям, дала ему материнское имя Китай.



— Некоторые люди критикуют ваш проект за то, что он привязывает людей к определенной национальности, в то время как, может быть, они хотят чувствовать себя принадлежащими другой или вообще гражданами мира.

— Еще раз. Наверно, в 1933 году в Германии немецкие евреи тоже бы возмутились, если бы я сделал такой проект. Герои Первой мировой войны — они бы возмутились, но потом они бы обо мне вспомнили. Я сейчас смотрел фильм, как в концлагерь в Эстонии заходят герои Первой мировой войны — тысячи евреев с крестами, с орденами — и начальник лагеря не знает, что делать. Герои войны, немцы. Когда бы их пригнали в лагерь и уничтожили, они бы поняли, что я видел вперед.

— Как ты относишься к слову «россиянин»?

— Мне не нравится, но другого нет.

— То есть ты считаешь, мы должны понимать это слово мультикультурно? Как, например, слово «американец»?

— Правильно. Если завтра кто-то вылезет и скажет: «Америка — для англичан! Я вижу, что в нашей стране не уважают англосаксонские ценности, понаехали тут всякие, строят синагоги, православные храмы… Вон отсюда!» Это страшнее ядерной бомбы. Эти люди хотят устроить у нас югославский сценарий. В Югославии сербы считали, что это их страна, что это православное государство, и вот они получили то, что получили, и получили заслуженно. И если кто-то считает, что эта страна православная, русская — в нарушение Конституции, где написано, что это светское государство, — они получат здесь Югославию. И я не хочу допустить этого. Я хочу, чтобы все здоровые мыслящие люди поняли… не помню, кто говорил «тяжело полюбить еврея, но нужно», я пару раз слышал от Швыдкого. Тяжело жить в многонациональной квартире РФ, но нужно, это необходимость, еще не осознанная. Если бы ее осознали, то такие проекты были бы не нужны.

— Ты всегда апеллируешь к Конституции…

— Последней, 1993 года, которая в 2008 году была расширена.

— Если я правильно поняла, твои политические симпатии находятся где-то в ельцинском времени. В либеральном. Эта Конституция — пик ельцинского либерализма.

— Да, другого пути для нашей страны нет.

©  Предоставлено ММАМ

Проект «Россия для всех»

Проект «Россия для всех»

Прокопий Устюжский / ок. 1220–1303 Святой. Первый русский юродивый, канонизированный Московской Митрополией. Немец, ганзейский купец из Любека.



— Ты разочаровался в новой России и трактуешь ее как возвращение советской, ты считаешь, что это отход от ельцинского либерализма?

— Ну конечно. Ну, соберут они сейчас мини Советский Союз — маленький Сталин и маленький Советский Союз — ну, это же неинтересно. От белорусов получим секретный рецепт на драники? От казахов — на самый засекреченный кумыс, и все заживем классно. Нам нужно вперед, нам не нужно возвращаться в православие, елки, шишки, скворечники Саврасова, нам нужно качественно новые шаги делать, новые формы, новые смыслы. Кстати, каждый президент у нас клянется на этой Конституции, он же не преступник, он клянется, что мы живем… и он нам это гарантирует, кстати… мы живем не в иудейском государстве, не в мусульманском, не в православном, а в светском. Статья 14-я (достает и зачитывает). Но вообще ты честно скажи, тебе понятно?

— Мне? Нет, мне непонятно. Прежде всего мне непонятно, что такое этот проект — произведение искусства, или политическое «не могу молчать», или какой-то заказ, или общественное движение с прицелом на что-то дальнейшее. Окей, ты что-то придумал, созвонился с Димой, с которым ты дружишь, но сейчас уже имеется сайт, который выглядит очень профессионально. Фонд Ельцина, фонд Гайдара. Кто ведет этот сайт, кто за это платит?

— Я.

— А какие за этим стоят политические интересы?

— Нет, вот тут я категорически против. Вот чтоб ты сейчас конкретно прописала: недавно я приходил к одному известному издателю известного арт-журнала, не будем называть имен, рассказал про проект. Он сказал, супер, идем к Славе. Я ответил, что ни к каким славам идти не хочу, я не хочу, чтобы этот проект ассоциировался с властью. За все плачу я и немного фонд Ельцина. Сложилось так, мы встретились с фондом Ельцина… с его исполнительным директором. В общем, у меня есть друг, не будем указывать имен. Он сказал, очень хороший проект.

—А зачем ты к ним обратился, ты чего-то просил?

— Нет, я просто встречался с разными людьми, мы общались, пили вино, жены тут же… И вот они говорят, приходи, расскажи у нас на фонде Гайдара… Тогда еще был только проект, все они единогласно проголосовали. Причем там были разные мнения, не хочу называть имен, один говорит: «Бондаренко нас сталкивает, берет Богоматерь-еврейку»… Да, я в последний момент ввел Богоматерь, именно чтобы показать: скажи, Марии есть место в России для русских? Марии, которая тебя тысячу лет защищает, которой ты тысячу лет молишься… Пойми, этот проект добрый. В общем, фонд Ельцина выделил небольшую сумму денег, но намного меньше той, что я потратил.

©  Предоставлено ММАМ

Проект «Россия для всех»

Проект «Россия для всех»

Александр Невский / 1221–1263 Великий князь Новгородский, Владимирский, Киевский. Святой. Сын Великого князя Ярослава Всеволодовича, внука ясской (осетинской, аланской) княжны Марии Шварновны (в иночестве Марфы), и княжны Ростиславы Мстиславны.



— Но сам проект больших денег, наверное, не стоил, производство картин недорогое…

— Это тебе так кажется. Проект — это издание вот этой книжки, ты ее в руках держишь. Второе — билборды на Рублевке, десять штук. Это полмиллиона брошюр, распространяемых везде, это реклама в журналах и газетах. Проект несколько сот тысяч долларов лично мне стоил.

— Билборды на Рублевке? Ты считаешь, что надо именно на Рублевке людей воспитывать?

— А ты считаешь, они мерседесы купили, «Патек», сумки, бирки — и уже воспитались?

— То есть ты считаешь, националисты на Рублевке сидят?

— В Одинцово, да, много националистов. Они даже обращались в июне, хотели марш провести. Значит, очень важно — я не ассоциируюсь с государством. Фонд Ельцина и Гайдара не государственные.

— Хорошо, а все-таки: на сайте это названо общественным движением, а в разделе «Персоналии» указаны только вы с Димой Гутовым. Как-то это странно. Есть движение или нет?

— Вот книга, уже второе издание. Здесь люди поставили свои имена. Это участники проекта, люди, с которыми я общаюсь, дискутирую, которые выезжали в Тверь проект открывать. Даже Ира Ясина на коляске приезжала. В процессе подготовки мы регистрировались как общественное движение. Для регистрации два-три человека — и все. И попечительский совет — Кобзон, Мещеряков… Арсений Мещеряков, ты его знаешь (владелец издательства WAM и дизайн-бюро Agey Tomesh.OS). Он помогает мне сайт вести.

— Ах вот почему все так профессионально выглядит.

— Да. Тут нет никакого государства. Мы собираемся у Арсения в маленькой комнате. И если эти люди, которые тут в списке, будут думать, что это проект государственный, что он получает финансирование от тех, от кого партии получают, то они не поставят сюда свои имена, я уверен. Ни Романова, ни Улицкая, ни Ясина. Я так думаю.

— Значит, это и есть представители этого общественного движения?

— Я думаю, да. Первым в списке, по алфавиту, министр культуры Авдеев, он просил Кобзона, чтобы его включили в число участников не как министра, а как частное лицо. Он сказал, супер. Как министр он не знает, что и как, но как человек — поддерживает.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • marina-munk· 2011-11-24 21:39:49
    Я не поняла, куда пошли деньги, проплаченные Русскому Музею за выставку?
  • degot· 2011-11-24 22:00:48
    Музеи иногда взимают арендную плату за выставки, которые они не считают своими собственными. Куда идут эти деньги? На нужды музея, вероятно.
  • Глеб Морев· 2011-11-24 22:45:09
    Или на нужды Боровского.
  • kustokusto· 2011-11-25 02:41:32
    Отличный тренд - ролевые игры - бизнесмен-художник. По-моему были даже такие конторы - досуг для богатых. Ну, пусть покуражатся - напоследок.

    А доски русские роботяги пилить умеют - только ходят под рабами-менагерами.
    Такая вот заковыка.
  • DildoAnalleCurator· 2011-11-25 03:49:38
    это очень интересно
    особенно про русский музей клево
    когда такое читаешь появляется ощущение что и группа война тоже - просто арендовали мостик
    сложная ситуация когда бывшие фарцовщики или нефтебарыги дают взятки чтобы пробить пространство а гельман танцует с гопниками
    и все это без тени смущения
    надеюсь катя хоть на лекциях молодежи рассказывает что в цивилизованном мире не так
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 08:19:19
    Вот еще один "воспитатель" для граждан Российской Федерации.
    Обычный барыга, уехавший почему-то в Израиль, зачем-то вернулся. Но вернулся (на словах) не торговать, а нести Весть.
    "... у меня племянница еврейка, а жена татарка. Обрусевшая.И не потому что я наполовину русский, наполовину украинец, хотя я всегда рос, жил и воспитывался в русской среде".
    И человек с таким в хаосом в определении собственной национальной принадлежности легко определяет национальность другого. Более того, без какого-либо смущения рассуждает о национальном самоопределении целого народа!
    Вот это я понимаю - уровень! Вот где реальный экстрим. Покупает т.н. художника, и акция готова! Где там эта группа "Война" со своими невинными выходками.
    Наши шансонье по сравнению с этим господином - невинные ангелочки.
    Отличный материал. Благодарю "OpenSpase".

  • Виктор Бондаренко· 2011-11-26 11:05:49
    Alexandr Butskih, конечно я читал и давно понял, что нечего метать бисер перед свиньями,но все равно меня"прет". Я никогда не жил, среди великого, в моем понимании,Израильского народа, сделавшего из пустыни сад за 50 лет своего не простого существования. в 1978 г. я уехал в Великую страну, США,из которой не мечтает "свалить" 40% работоспособного населения и которая, не располагая таким духовным ресурсом как у нас, не имеет миллионы детей, брошенных своими родителями.Вернулся я потому, что моя родина, хоть я ее и не выбирал, здесь. Здесь мои родные,друзья и здесь могилы моих предков. Что касается," хаоса в определении собственной национальной принадлежности", то у меня с этим нет никаких проблем,уверяю Вас. Похоже это ваша проблема. Советую Вам взять конституцию Российской ФЕДЕРАЦИИ(ФЕДЕРАЦИИ,ФЕДЕРАЦИИ) и прочитать первую строку: Мы, многонациональный народ Российской Федерации...( для дебилов: многонациональный - значит много национальностей)
  • zAdorno· 2011-11-26 11:14:34
    Хотел бы заступиться за В.Бондаренко. На самом деле чувак сделал концептуальное ис.-во: поработал со смыслами, раздвинул границы, актуализировал тему. Да ещё и бабло своё ввалил в PR и краски. Какие претензии? То, что нужно. И почему обязательно плохо, когда самоидентификацией русского народа занимается концептуалист В.Бондаренко, писатель-поэт Слава Сурков (кто он там по матери?) и боксёр Кобзон?
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 11:42:05
    Я ориентировался лишь на текст интервью, уважаемый Виктор Бондаренко. Что же это Вас "прет"?
    Уехали, и слава Богу. Разве я Вас осуждаю за это? Человек ищет, где лучше. Для некоторых граждан разных национальностей это - естественное состояние души и образ жизни. Сначала в одну страну, затем - в другую.
    Не очень понятно, зачем вернулись.
    И вместо того, чтобы писать много ненужных слов, достаточно было обозначить свою национальность. Кто Вы, Виктор Бондаренко? Хватит одного слова.
    А с определением моей национальной принадлежности не вижу никаких проблем. Согласно Конституции РФ (которую читаем, и внимательно). Моя национальность - россиянин. Моя национальность - гражданин (это правильно?) многонационального народа.
    И совсем непонятна Ваша грубость (мягко говоря). Сейчас Вы - деятель великой культуры, созданной (как я понял из Ваших разъяснений и выставки) главным образом представителями самых разных наций, этносов и народов. Надо соответствовать этому высокому статусу и оставить свои прежние привычки - оскорблять собеседников, говорить много слов не по делу и пр.
    Вы же, безусловно, правы. Вы делаете хорошее, нужное дело, вносите свой вклад в эту самую культуру. Так зачем горячиться и так эмоционально реагировать на самое невинное замечание одного из представителей того самого "многонационального народа", для которого Вы делаете и сделаете так много?
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 11:47:32
    2 zAdorno
    Прочитал Ваш комментарий и устыдился. Да, все верно Вы говорите.
    Но наши грехи все от бескультурья нашего, просвещают нас люди добрые, пропагандируют культуру. А мы все никак не растем над собой.
    Не понял я, не дорос еще, всей сверхзадачи этой выставки. Может быть, когда увижу ее целиком, тогда и пойму всю глубину своего падения и неразумения?
    А там и до покаяния дело дойдет.
    Предлагаю определиться, перед кем каяться в первую очередь, вторую и так далее...
  • zAdorno· 2011-11-26 12:08:18
    для Alexandr Butskikh
    Определиться не могу. В голове хук слева боксера И.Кобзона, кулак В.Бондаренко – на переднем плане.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 12:25:16
    2 zAdorno
    "— Нет, подожди, он не ненавистный. Это... объединяющий символ, это бы показало миру, что мы устремлены туда, вперед". ​
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 12:28:48
    И вот еще глубокая мысль:
    " Я хочу попросить прощения у всех народов, которых мы депортировали, — у чеченцев, карачаевцев, калмыков, поволжских немцев, крымских татар".
    Это, я считаю, правильно. Надо извиняться. Если Вы депортировали, то Вы и извиняться должны.
  • ebenstein· 2011-11-26 13:33:58
    Идея великолепная. Просто Бондаренко объясняет концепцию "своими" словами не жонглируя эстетскими терминами, к которым привыкла здешняя публика. Кстати ,Кончаловский в своем блоге говорит близкие вещи.На западе такие социальные проекты на площадях выставляют. Надо на Красной площади выставить, а потом на дворцовой . прокатить по городам миллионникам и так далее. И почему бы государству не поучаствовать в финансировании таких проектов?
  • ebenstein· 2011-11-26 13:57:28
    Alexandr Butskikh
    И вы должны извиняться, и я - все. Об этом Кончаловский говорит. С себя надо начинать.

    Мне не понятно, почему вас так раздражают богатые заказчики? Основная масса произведений, которые составляют коллекции крупнейших музеев мира, делалась на заказ. Да это его амбиции, его креатив , энергия и его деньги в конце концов.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:01:02
    2 ebenstein
    Так и я о том. Сколько мыслей и эмоций только от просмотра фоток! А какой эффект будет от непосредственной встречи с Искусством!
    И, забегая вперед, представил еще одну выставку "До и после".
    Инородцы (по матери, отцу, бабушке, дедушке, дяде, тете и др.) в культуре до и после Великой Октябрьской революции. Сколько известных, а кому-то и по сей день незнакомых имен, какие люди, какие события. Непременно включить в этот ряд политических деятелей, пламенных революционеров, организаторов великих строек, ученых, правозащитников и других заслуженных людей.
  • kustokusto· 2011-11-26 14:03:46
    О - вот теперь узнал - эта оратория с извинениями перед народами длится с начала года и называется она "Десталинизация". Решили так сказать - с тылу - со стороны искусства зайти. Ну народ-то своими 80 ю процентами против уже дал по зубам извиняльщикам - а Бондаренко то и не знает )

    Дни Сурка продолжаются...
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:09:27
    2 ebenstein
    Почему же раздражают? Где вы увидели раздражение. Сначала - недоумение, это называется культурный шок, который наступает обычно у некультурных людей от встречи с Прекрасным.
    А удивили меня идеи этого мецената. Здесь, в Сибири, традиционно мирно живут люди самых разных национальностей. И я не замечаю какого-то притеснения, о чем говорит В. Бондаренко. Вот и недоумеваю.
    А что касается депортации, то я, как и многие сибиряки, - потомок переселенцев. Можно сказать, депортированных. Мне за что извиняться?
    Так, уважаемый ebenstein, до многого можно дойти. И, судя по всему, уже пошли.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:15:35
    2 kustokusto
    А Вы не слышали, часом, другие народы не планируют извиняться?
    Может, какой хороший человек и к ним обратится, выставку замутит, каталог издаст, рекламные щиты установит?
  • kustokusto· 2011-11-26 14:32:46
    Ну , таких дураков на земле вроде нет больше. Ну, разве что немцы перед евреями - и то - всё больше молчком - эмигрировать - пожалуйста - а волосы на жопе рвать - это к русским.
    Вы можете представить как ржут над извиняльщиками англичане или американцы - им-то жизни не хватит каяться.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 15:51:36
    2 kustokusto
    Да, общался в Берлине с немцем, он довольно подробно говорил о комплексе вины, покаянии и пр. Но и он обозначил (в корректной форме) свое недоумение, почему только они (немцы) перед всеми извиняются.
    Ну, а что касается русских, то они давно и во всем виноваты. Каяться могут непрерывно.
    Признаков раскаяния не только у англичан и американцев, но и более близких нам по ментальности и живущих рядом народностей не наблюдается.
    Судя по В. Бондаренко, приносить покаяние должен кто угодно,но не они. Ведь покаяние предполагает смирение, а здесь и намека на него нет.
  • Ania Petrova· 2011-11-28 18:54:36
    я вот не пойму где русские в этом списке - если бы было прежнее название "расстрельный список..." тогда ок, понятно, но если сменили название "россия для всех" - всех кроме русских? по какому принципу люди выбирались, почему так мало политиков, художников, какой принцип? написали бы кто гельман, кто свиблова, кто деготь, кто бакштейн, кто гутов, кто кабаков
  • Виктор Бондаренко· 2011-11-28 23:43:05
    То Ania Petrova: Уважаемая Аня, я думаю, что Александру Невскому, Александру Пушкину, Александру Суворову,Федору Достоевскому,Петру Чайковскому,Константину Циолковскому, Патриарху АлексиюII, Галине Вишневской было-бы неприятно прочитать, что какие то нацистские уроды перестали считать их русскими, узнав, что у них есть не только русская кровь. Вам должно быть стыдно.
  • conceptualno· 2011-12-03 10:15:23
    Идея понятна. Но непонятна реализация. Почему квадратные холстики? А не например клочки бумаги или граффити на стене или папка с делами и т.д. Почему они разноцветные? Почему надписи сделаны разными «шрифтами» или «почерками»? Почему они экспонируются кучкой? Вообще, почему избрана форма визуальной выставки? С тем же успехом можно было снять фильм или издать книжку…
Все новости ›