Гоголь, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, бум!

Оцените материал

Просмотров: 62159

Виктор Бондаренко: «Ни к каким славам ходить не хочу»

Екатерина Дёготь · 24/11/2011
В беседе с одним из авторов проекта «Россия для всех» ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выяснила, что у выставки есть очень конкретная цель

Имена:  Виктор Бондаренко · Дмитрий Гутов

©  РИА Новости

Виктор Бондаренко

Виктор Бондаренко

Проект «Россия для всех», авторами которого являются Виктор Бондаренко и Дмитрий Гутов, начал разрабатываться в декабре 2010 года. Эта выставка была показана на фестивале «Пилорама —2011» в Перми, в Тверском Центре современного искусства, в Государственном Русском музее и других местах, а сейчас демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Интервью с соавтором Бондаренко Дмитрием Гутовым можно прочитать здесь.


— Я тебя хочу первый спросить, пока мы еще не начали: ты сама-то что думаешь про наш проект?

— Я скажу, но потом. Давай я первый вопрос задам: кто ты вообще такой? Внезапно появляется громкий социальный и даже политический проект, инициированный человеком, которого я знаю как коллекционера, но широкая публика, наверное, вообще не знает. Кто ты такой?

— Вопрос легитимный. В 1967 году я уже шагал на параде в честь пятидесятилетия Октябрьской революции в военном танковом училище. В этом училище было два некомсомольца, один из них был я. Я всегда видел ложь, несправедливость в той стране, в которой родился. Я всегда знал, что такая страна не может существовать. Я это знал еще, когда мне было тринадцать-четырнадцать лет. У меня мать умерла, когда мне было двенадцать. Отец остался с тремя детьми, он работал на очень важном военном предприятии, и я видел, что, работая день и ночь шесть дней в неделю, он не может содержать своих детей, дать нам хорошую одежду, дом. Я понимал, что это ужасное лживое общество, и с двадцати лет моя мечта была — свалить из советского «рая». Я родился таким, что если демонстрация идет в одну сторону, мне надо в другую.

— На вашем сайте про тебя написано, что ты успешно занимался бизнесом еще в Советском Союзе. Что ты имеешь в виду?

— Я спекулировал. Покупал и продавал искусство, серебро, Бурлюков, Фаберже, иконы.

— Герой советского нелегального бизнеса.

— Сегодня это легально. Сегодня нет такой статьи — спекуляция и валютные операции.

— Но у тебя такая статья была.

— Была.

И как твои отношения с властью были построены?

©  Предоставлено ММАМ

Экспозиция проекта «Россия для всех»

Экспозиция проекта «Россия для всех»

— Я гордился тем, что у меня никогда не было трудовой книжки. Когда я уезжал из Москвы в Израиль, пришел на Колпачный получать визу — они говорят, дайте трудовую книжку. Я говорю, никогда не работал. Даже не хотел делать фиктивную трудовую книжку, хотя мог бы. У меня уже машина была куплена в двадцать один год мною самим. Квартира была в Москве.

— Ну и что они сказали, узнав об этом?

— Ничего. Они спрашивают, на что я жил, а я говорю, так у вас же написано: «спекуляция в особо крупных размерах». Они: «Ну, ты и наглый». А я: «Дайте мне уехать». Уезжал я очень тяжело. Моего папу вызывали в обком партии и спрашивали: «Он, что, к жидам едет?» Это в стране, в которой все равны, в которой не было национальностей, в которой было полное братство народов! «Подпиши заявление, что сын у тебя больной, мы его вылечим. А то и двое других уедут, один останешься на старости лет. Подпиши». К сожалению, я думаю, сегодня ничего не изменилось. Почему я сделал этот проект? Потому что я вижу, ну, ничего не изменилось! Вечно этот русский брат пытается сказать, что все равны, что все россияне — и евреи, и грузины, и украинцы, и татары, — но все время он хочет быть старшим, все время он хочет сказать, что делать другим, все время он хочет контролировать. Как в Советском Союзе! Наверно, от комплекса неполноценности, потому что на равных они не могут конкурировать.

Это я перескочил. Кто я? Вот теперь начну рассказывать. Я первый человек, который создал глянцевый журнал еще в Советском Союзе, когда началась перестройка. Назывался он «Паспорт СССР». Я пытался показать, что есть хорошего в моей цивилизации. Я тоже хочу гордиться той страной, в которой родился, той цивилизацией, к которой себя причисляю. Я создал издательский дом, которых потом было одиннадцать, создал журнал «Военный парад», который существует до сих пор (это основной журнал оборонного комплекса в России), я создал каталог оружия, издал десятки книг — «Советская военная мощь от Сталина до Горбачева», например. Я собрал лучшую коллекцию икон в стране. Я опубликовал лучшие книги по иконописи в стране. Я делал противоречивые проекты. Был проект «Deisis» (инициированный Бондаренко проект, в котором художник Константин Худяков чрезвычайно натуралистически изображал фигуры христианских святых при помощи техники голограммы; все это сопровождалось подробной биографией святых, написанной историком Романом Багдасаровым. — OS). Сейчас я создал проект «Россия для всех». Я пытался что-то делать для моей страны, я спонсировал художников. Вот кто я есть.

©  РИА Новости

Экспозиция проекта «Deisis»

Экспозиция проекта «Deisis»

— Все-таки есть очень большая разница между проектами «Deisis» и нынешним «Россия для всех». «Deisis» совсем не был публицистическим жестом, он носил чисто художественный характер, и он был скорее консервативным, что мне и было интересно. Теперь мы видим проект стопроцентно социальный, политический — это что-то совершенно другое, и стиль совсем другой. Что произошло?

— Был такой монах, звали его Мартин Лютер, и он тоже ни о чем таком не думал, когда вывесил свои восемьдесят пять постулатов. Я, конечно, не причисляю себя к таким великим людям. Но Лютер был возмущен индульгенциями, которые давала церковь. Он даже не предполагал, как далеко это может зайти, не предполагал, что произойдет раскол церкви, что он будет отцом реформации. Так и я не думал ни о какой политике, я просто проснулся после Манежной площади. Когда я увидел эти нечеловеческие рожи в масках… меня это потрясло. И не потому потрясло, что у меня племянница еврейка, а жена татарка. Обрусевшая. Не потому, что я наполовину русский, наполовину украинец, хотя я всегда рос, жил и воспитывался в русской среде. Меня это возмутило. И у меня родился этот проект. Он тлел до этого. Еще в 1996 году у меня родилась идея, когда Ельцин искал национальную идею. Я даже пытался привлечь Кабакова. Я хотел сделать проект с именами. Ведь как мы судим о древних греках? Мы же судим по именам. Гомер, Платон, Сократ, Фалес, Анаксагор. Потом Данте, Петрарка. Я вдруг понял, что русскую цивилизацию можно вписать в пятьсот имен. Причем мы хотели эти имена комбинировать. Например: Гоголь, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, бум! Вторая картина — Мусоргский, Глинка, бум!

Что значит — картина? Кто-то должен был картины писать?

— Да, Кабаков. Я предлагал. Он сказал: «Суперпроект, но я чужие идеи не воплощаю». Но идея была такая: ты идешь через тоннель. Тебе даже не надо будет объяснять, что я пытаюсь сказать. Ты видишь картины. Мы думали, это могло быть неоновыми буквами. Это могло быть вырезано в металле сваркой. Вот ты видишь картину: Гагарин, Титов, Терешкова, Попович. Бум!

— Что значит «бум»-то, не пойму?

— Я веду тебя по тоннелю через всю нашу историю, и ты видишь, что эту историю создавало много национальностей.

— Гагарин, Титов, Терешкова и Попович — это все одна национальность.

— Подожди, не только эти. Вот тебе: Дзержинский, Ягода, Берия, Андропов.

©  Предоставлено ММАМ

Проект «Россия для всех»

Проект «Россия для всех»

— Ага.

— Уланова, Плисецкая, Нуриев, Барышников. Поняла теперь? Я тебя веду через этот тоннель, пятьсот имен — вся наша тысячелетняя цивилизация. И ты видишь, что эти люди — разных национальностей. Погоди, может, ты посмотришь на меня другими глазами. У меня главный редактор в одном журнале был Генрих Боровик, в другом — главный акушер-гинеколог страны, в третьем — главный педиатр страны Баранов Сан Саныч. Понимаешь, у меня сидели все лидеры Москвы — МИГ, Сухой, НПО «Алмаз», Харитон. Мои книги получали госпремии, я издал десятки книг, книга про оружие Калашникова подписана в благодарность Калашниковым. Тогда, может, картина у тебя будет другая. Человек делал проекты. Да, наверное, был бы успешнее, если бы спекулировал металлоломом или нефтепродуктами. Была возможность, я все-таки кабинет напротив Бородина занимал, куда В.В. Путин пришел в 1996 году.

— Какой кабинет ты занимал?

— Советника Бородина. Я был его советником. Внештатным.

— По каким вопросам?

— Зачем тебе это надо? Кремль мы делали. Я делал финансирование на Большой Кремлевский дворец, с которым потом был большой скандал. Я инициировал кредит из Швейцарии, 490 млн долларов, мои люди делали, составлена была схема очень красиво. Вторая схема была на Большой театр, тоже получил финансирование — если бы Бородина не сняли, мы бы реконструировали Большой театр. Думаю, мы бы сделали качественнее и не настолько дорого, мне почему-то так кажется. Это было в 1995 году.

— Одну секунду, в чем состояла твоя роль?

— Ну ты пойми, я человек с Запада, со связями на Западе. В стране 180 процентов по ГКО платит государство…

По чему?

— По государственным облигациям… зачем ты лезешь вообще в это? Слушай, я приехал сюда, у меня были первые СП, советско-американские. Я открыл первое представительство «Крайслер» в России, но это же долго рассказывать, ты не воткнешься! Увидишь у нас на портале. Кто мои импортеры? Арнольд Зайцлер, тебе это ничего не говорит. Банк у меня был. «Внешэкономбанк» или «Внешкредитбанк»? «Внешкредитбанк». У меня был таможенный терминал московский с 1992 года по 1995-й. Все это для моей личности несущественно. Все это нужно было, чтобы зарабатывать деньги, но у меня всегда была позиция. Я работал еще над реконструкцией Внуково и созданием там бизнес-авиации… Я человек с западным опытом. Но сейчас все опытные уже, все быстро научились. А я приехал в то время, когда за видеомагнитофон можно было все сделать. Но я, к сожалению, не сделал. Нефть, металлы — но меня тянуло в издательство, в искусство.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • marina-munk· 2011-11-24 21:39:49
    Я не поняла, куда пошли деньги, проплаченные Русскому Музею за выставку?
  • degot· 2011-11-24 22:00:48
    Музеи иногда взимают арендную плату за выставки, которые они не считают своими собственными. Куда идут эти деньги? На нужды музея, вероятно.
  • Глеб Морев· 2011-11-24 22:45:09
    Или на нужды Боровского.
  • kustokusto· 2011-11-25 02:41:32
    Отличный тренд - ролевые игры - бизнесмен-художник. По-моему были даже такие конторы - досуг для богатых. Ну, пусть покуражатся - напоследок.

    А доски русские роботяги пилить умеют - только ходят под рабами-менагерами.
    Такая вот заковыка.
  • DildoAnalleCurator· 2011-11-25 03:49:38
    это очень интересно
    особенно про русский музей клево
    когда такое читаешь появляется ощущение что и группа война тоже - просто арендовали мостик
    сложная ситуация когда бывшие фарцовщики или нефтебарыги дают взятки чтобы пробить пространство а гельман танцует с гопниками
    и все это без тени смущения
    надеюсь катя хоть на лекциях молодежи рассказывает что в цивилизованном мире не так
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 08:19:19
    Вот еще один "воспитатель" для граждан Российской Федерации.
    Обычный барыга, уехавший почему-то в Израиль, зачем-то вернулся. Но вернулся (на словах) не торговать, а нести Весть.
    "... у меня племянница еврейка, а жена татарка. Обрусевшая.И не потому что я наполовину русский, наполовину украинец, хотя я всегда рос, жил и воспитывался в русской среде".
    И человек с таким в хаосом в определении собственной национальной принадлежности легко определяет национальность другого. Более того, без какого-либо смущения рассуждает о национальном самоопределении целого народа!
    Вот это я понимаю - уровень! Вот где реальный экстрим. Покупает т.н. художника, и акция готова! Где там эта группа "Война" со своими невинными выходками.
    Наши шансонье по сравнению с этим господином - невинные ангелочки.
    Отличный материал. Благодарю "OpenSpase".

  • Виктор Бондаренко· 2011-11-26 11:05:49
    Alexandr Butskih, конечно я читал и давно понял, что нечего метать бисер перед свиньями,но все равно меня"прет". Я никогда не жил, среди великого, в моем понимании,Израильского народа, сделавшего из пустыни сад за 50 лет своего не простого существования. в 1978 г. я уехал в Великую страну, США,из которой не мечтает "свалить" 40% работоспособного населения и которая, не располагая таким духовным ресурсом как у нас, не имеет миллионы детей, брошенных своими родителями.Вернулся я потому, что моя родина, хоть я ее и не выбирал, здесь. Здесь мои родные,друзья и здесь могилы моих предков. Что касается," хаоса в определении собственной национальной принадлежности", то у меня с этим нет никаких проблем,уверяю Вас. Похоже это ваша проблема. Советую Вам взять конституцию Российской ФЕДЕРАЦИИ(ФЕДЕРАЦИИ,ФЕДЕРАЦИИ) и прочитать первую строку: Мы, многонациональный народ Российской Федерации...( для дебилов: многонациональный - значит много национальностей)
  • zAdorno· 2011-11-26 11:14:34
    Хотел бы заступиться за В.Бондаренко. На самом деле чувак сделал концептуальное ис.-во: поработал со смыслами, раздвинул границы, актуализировал тему. Да ещё и бабло своё ввалил в PR и краски. Какие претензии? То, что нужно. И почему обязательно плохо, когда самоидентификацией русского народа занимается концептуалист В.Бондаренко, писатель-поэт Слава Сурков (кто он там по матери?) и боксёр Кобзон?
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 11:42:05
    Я ориентировался лишь на текст интервью, уважаемый Виктор Бондаренко. Что же это Вас "прет"?
    Уехали, и слава Богу. Разве я Вас осуждаю за это? Человек ищет, где лучше. Для некоторых граждан разных национальностей это - естественное состояние души и образ жизни. Сначала в одну страну, затем - в другую.
    Не очень понятно, зачем вернулись.
    И вместо того, чтобы писать много ненужных слов, достаточно было обозначить свою национальность. Кто Вы, Виктор Бондаренко? Хватит одного слова.
    А с определением моей национальной принадлежности не вижу никаких проблем. Согласно Конституции РФ (которую читаем, и внимательно). Моя национальность - россиянин. Моя национальность - гражданин (это правильно?) многонационального народа.
    И совсем непонятна Ваша грубость (мягко говоря). Сейчас Вы - деятель великой культуры, созданной (как я понял из Ваших разъяснений и выставки) главным образом представителями самых разных наций, этносов и народов. Надо соответствовать этому высокому статусу и оставить свои прежние привычки - оскорблять собеседников, говорить много слов не по делу и пр.
    Вы же, безусловно, правы. Вы делаете хорошее, нужное дело, вносите свой вклад в эту самую культуру. Так зачем горячиться и так эмоционально реагировать на самое невинное замечание одного из представителей того самого "многонационального народа", для которого Вы делаете и сделаете так много?
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 11:47:32
    2 zAdorno
    Прочитал Ваш комментарий и устыдился. Да, все верно Вы говорите.
    Но наши грехи все от бескультурья нашего, просвещают нас люди добрые, пропагандируют культуру. А мы все никак не растем над собой.
    Не понял я, не дорос еще, всей сверхзадачи этой выставки. Может быть, когда увижу ее целиком, тогда и пойму всю глубину своего падения и неразумения?
    А там и до покаяния дело дойдет.
    Предлагаю определиться, перед кем каяться в первую очередь, вторую и так далее...
  • zAdorno· 2011-11-26 12:08:18
    для Alexandr Butskikh
    Определиться не могу. В голове хук слева боксера И.Кобзона, кулак В.Бондаренко – на переднем плане.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 12:25:16
    2 zAdorno
    "— Нет, подожди, он не ненавистный. Это... объединяющий символ, это бы показало миру, что мы устремлены туда, вперед". ​
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 12:28:48
    И вот еще глубокая мысль:
    " Я хочу попросить прощения у всех народов, которых мы депортировали, — у чеченцев, карачаевцев, калмыков, поволжских немцев, крымских татар".
    Это, я считаю, правильно. Надо извиняться. Если Вы депортировали, то Вы и извиняться должны.
  • ebenstein· 2011-11-26 13:33:58
    Идея великолепная. Просто Бондаренко объясняет концепцию "своими" словами не жонглируя эстетскими терминами, к которым привыкла здешняя публика. Кстати ,Кончаловский в своем блоге говорит близкие вещи.На западе такие социальные проекты на площадях выставляют. Надо на Красной площади выставить, а потом на дворцовой . прокатить по городам миллионникам и так далее. И почему бы государству не поучаствовать в финансировании таких проектов?
  • ebenstein· 2011-11-26 13:57:28
    Alexandr Butskikh
    И вы должны извиняться, и я - все. Об этом Кончаловский говорит. С себя надо начинать.

    Мне не понятно, почему вас так раздражают богатые заказчики? Основная масса произведений, которые составляют коллекции крупнейших музеев мира, делалась на заказ. Да это его амбиции, его креатив , энергия и его деньги в конце концов.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:01:02
    2 ebenstein
    Так и я о том. Сколько мыслей и эмоций только от просмотра фоток! А какой эффект будет от непосредственной встречи с Искусством!
    И, забегая вперед, представил еще одну выставку "До и после".
    Инородцы (по матери, отцу, бабушке, дедушке, дяде, тете и др.) в культуре до и после Великой Октябрьской революции. Сколько известных, а кому-то и по сей день незнакомых имен, какие люди, какие события. Непременно включить в этот ряд политических деятелей, пламенных революционеров, организаторов великих строек, ученых, правозащитников и других заслуженных людей.
  • kustokusto· 2011-11-26 14:03:46
    О - вот теперь узнал - эта оратория с извинениями перед народами длится с начала года и называется она "Десталинизация". Решили так сказать - с тылу - со стороны искусства зайти. Ну народ-то своими 80 ю процентами против уже дал по зубам извиняльщикам - а Бондаренко то и не знает )

    Дни Сурка продолжаются...
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:09:27
    2 ebenstein
    Почему же раздражают? Где вы увидели раздражение. Сначала - недоумение, это называется культурный шок, который наступает обычно у некультурных людей от встречи с Прекрасным.
    А удивили меня идеи этого мецената. Здесь, в Сибири, традиционно мирно живут люди самых разных национальностей. И я не замечаю какого-то притеснения, о чем говорит В. Бондаренко. Вот и недоумеваю.
    А что касается депортации, то я, как и многие сибиряки, - потомок переселенцев. Можно сказать, депортированных. Мне за что извиняться?
    Так, уважаемый ebenstein, до многого можно дойти. И, судя по всему, уже пошли.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 14:15:35
    2 kustokusto
    А Вы не слышали, часом, другие народы не планируют извиняться?
    Может, какой хороший человек и к ним обратится, выставку замутит, каталог издаст, рекламные щиты установит?
  • kustokusto· 2011-11-26 14:32:46
    Ну , таких дураков на земле вроде нет больше. Ну, разве что немцы перед евреями - и то - всё больше молчком - эмигрировать - пожалуйста - а волосы на жопе рвать - это к русским.
    Вы можете представить как ржут над извиняльщиками англичане или американцы - им-то жизни не хватит каяться.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-26 15:51:36
    2 kustokusto
    Да, общался в Берлине с немцем, он довольно подробно говорил о комплексе вины, покаянии и пр. Но и он обозначил (в корректной форме) свое недоумение, почему только они (немцы) перед всеми извиняются.
    Ну, а что касается русских, то они давно и во всем виноваты. Каяться могут непрерывно.
    Признаков раскаяния не только у англичан и американцев, но и более близких нам по ментальности и живущих рядом народностей не наблюдается.
    Судя по В. Бондаренко, приносить покаяние должен кто угодно,но не они. Ведь покаяние предполагает смирение, а здесь и намека на него нет.
  • Ania Petrova· 2011-11-28 18:54:36
    я вот не пойму где русские в этом списке - если бы было прежнее название "расстрельный список..." тогда ок, понятно, но если сменили название "россия для всех" - всех кроме русских? по какому принципу люди выбирались, почему так мало политиков, художников, какой принцип? написали бы кто гельман, кто свиблова, кто деготь, кто бакштейн, кто гутов, кто кабаков
  • Виктор Бондаренко· 2011-11-28 23:43:05
    То Ania Petrova: Уважаемая Аня, я думаю, что Александру Невскому, Александру Пушкину, Александру Суворову,Федору Достоевскому,Петру Чайковскому,Константину Циолковскому, Патриарху АлексиюII, Галине Вишневской было-бы неприятно прочитать, что какие то нацистские уроды перестали считать их русскими, узнав, что у них есть не только русская кровь. Вам должно быть стыдно.
  • conceptualno· 2011-12-03 10:15:23
    Идея понятна. Но непонятна реализация. Почему квадратные холстики? А не например клочки бумаги или граффити на стене или папка с делами и т.д. Почему они разноцветные? Почему надписи сделаны разными «шрифтами» или «почерками»? Почему они экспонируются кучкой? Вообще, почему избрана форма визуальной выставки? С тем же успехом можно было снять фильм или издать книжку…
Все новости ›