Оцените материал

Просмотров: 46102

Страшные тайны флешмоба

Лиза Морозова · 18/08/2008
Пять лет назад стартовал русский флешмоб. Сегодня выясняется, что это был тайный арт-проект. Или даже нечто похуже?
 флэшмоб «Паутина»

флэшмоб «Паутина»

17 августа русский флешмоб («мгновенное столпотворение») отметил свой юбилей. Пять лет назад пионеры этого жанра водили хоровод вокруг фонтана в ГУМе, а на следующий день встречали на вокзале некую Татьяну Лаврухину из Общества анонимных алкоголиков. Первым же в мире официально считается флешмоб, проходивший за два месяца до этого в нью-йоркском универмаге Macy's, где будто бы из ниоткуда возникшая толпа дружно интересовалась ковром для занятий групповым сексом. Сегодня кажется неслучайным тот факт, что это событие произошло в столице современного искусства. Возникает также мысль, что Татьяна Лаврухина была анонимной художницей-перформансисткой, прибывшей с важной миссией — в такой безобидной форме привить русскому народу язык современного искусства.

В 2003 году, работая над диссертацией, я с радостью углубилась в культуролого-психологические дебри. На научных конференциях я пыталась обосновать существование у человека провокативного инстинкта, приводя в пример флешмоб как «народный перформанс». Очень скоро меня постигло страшное разочарование: оказалось, что во флешмобах не только участвовали люди из арт-среды — во многом они им руководили.

В то время на вернисажах нередко можно было слышать таинственные разговоры: «Что вы делаете завтра вечером?» — «То же, что и вы...» Прогуливаясь по Пушкинской площади задом наперед или приветственно махая рукой людям на встречном эскалаторе, все чаще приходилось сталкиваться с приятелями-художниками. Мы честно пытались делать вид, что незнакомы друг с другом, но постепенно один из главных принципов движения флешмоба был нарушен. Это и стало одной из причин его кризиса.

Чтобы не нарушать другой важный принцип флешмоба — анонимность, я не буду называть имен. Достаточно заметить общность в языке флешмоб-акций и перформансов молодых арт-групп того времени, чтобы определить круг этих художников.

Лучшие флешмоб-акции по времени совпали с модным в те годы направлением нонспектакулярного искусства, что также не могло на них не отразиться. Вспомним акцию «Замедленное кино», когда небольшой участок Арбата изменил скорость своего привычного движения



Для корректного отображения содержимого этого блока, а также просмотра галерей фото и видео, которые представлены на нашем сайте, пожалуйста, обновите ваш Flash player до текущей версии.

Вы можете сделать это на сайте компании Adobe: http://www.adobe.com/ru/


Кульминацией и развязкой отношений флешмоба и арт-среды стала флешмоб-акция «Раз дощечка, два дощечка», показанная на Арт-Москве-2004. Сотни подростков пришли в ЦДХ и создали абстрактную композицию, прибив друг к другу принесенные с собой доски, старые лыжи или специально расписанный скейтборд.

После того как тайное стало явным, интерес к движению в арт-среде пошел на убыль. Но жанр продолжал свое победное шествие по жизни. Постепенно он перешел из молодежной субкультуры в политику: в том же 2004-м в Питере люди в масках кричали под окнами путинского дома: «Вова, домой!»

Сегодня под этим словом часто подразумевают массовое сочинение на заданную тему в «живых журналах». Похоже, флешмоб, сделав круг, снова вернулся туда, откуда пришел, — в интернет. И действительно стал народным. Но уже далеко не провокативным.

Практика флешмоба не только приблизила население к пониманию современного искусства, но и выполнила отчасти терапевтическую функцию для самой арт-среды, объединяя нас и выступая неформальной отдушиной. Более того, некоторые молодые художники начинали свой путь в современное искусство именно с флешмоба, постепенно перейдя от него к перформансу. Особенно это было характерно для Зеленограда, где список молодых перформансистов почти полностью совпадал со списком моберов. Спасибо тебе, флешмоб!

Хотя, судя по действующим сайтам с заголовком-лозунгом «флешмоб в России больше, чем флешмоб», жанр продолжает жить и развиваться, в нем появляется все больше подвидов и ответвлений. Вот только не очень понятно, куда же двигаться теперь жанру перформанса. Чтобы это движение все-таки происходило, практику флешмоба как новую культурную форму и тем более форму противостояния пора похоронить. Вопрос, на каком кладбище — для художников или простых смертных. Весной на tvclick.ru уже вышла трехчастная антология русского флешмоба. Говорят, готовится ретроспективная выставка флешмоба как парахудожественной практики в галерее Spider & Mouse, уже много лет специализирующейся на перформансе. Так что остается ждать осени. Если выставка состоится, значит, флешмобу повезло: можно сказать, что он попал на небеса.

P.S. Поставив точку в своем тексте о безобидном развлечении молодежи и решив еще раз на всякий случай проверить факты, я неожиданно обнаружила статью, где утверждается, что флешмоб лишь прикрытие для тоталитарной секты «Струкс Агнец Божий», что ее основатель ранее работал по проектам ФСБ, что социолог Говард Рейнгольд, написавший «библию» флешмоба — книгу «Умная толпа: следующая социальная революция», — его сообщник, Татьяна Лаврухина отнюдь не перформансистка, а реальная жертва этой секты. Что ж, дело принимает неожиданный оборот. Придется продолжить исследование и... быть осторожными.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Markoffka· 2009-03-12 14:36:53
    В калининграде Фм вымер(( обидно..
  • TGHNN· 2009-11-22 00:46:33
    ого!как все сложно!у нас в Казани еще существует,но если все и правда так страшно как и описывается(секта),я у ж подумаю еще,участвовать или нет.
  • rrellie· 2009-12-01 17:27:10
    Не раскрыта вот какая проблема: кто делал флэшмоб, сколько там было художников, а сколько "простых смертных". За себя скажу, что у нас не было ни одного художника, но абсолютно все интересовались искусством. Это был ценз, если ты "по жизни неврубной" — тебя засрут в ветке "идеология", и ты сам не захочешь больше флэшмоба. (Или, конечно, ты потянешься к знаниям, но тогда все было проще, и просто оставались только те, у кого уже в 2003-м был жж, кто чуть позже заинтересовался первой биеннале в нашем городе, и такие же.)
    Не было никаких художников, и не перфо(р)манс это. Написано же: "искусство толпы", массовое искусство как искусство избранных для масс... ух... еще и эта "избранность" в свое время наделала споров — было порешено, что нет никакой избранности, и что мобберы — это случайная часть толпы, загадочным образом до момента Ч (проведение акции) оказавшаяся внутри идеи, а не на зрительских местах.
    Это у вас в столице все как будто на неде происходит.
    Рейнгольд притянут за уши, если что. Он писал в 2001, когда смс были удивительны даже для Японии.
    Акции ФМ, похожие на любимый вами перфоРменс противоречат идее, "высказанной Рейнгольдом", они выделены в особый подкласс "фм-перфомансы". Их участники понимали и перлись от того, что превращают акцию в якобы искусство.
    Статья — жесточайший стеб, "струкс" обозначает вымышленную организацию, придуманную и слабораскрученную, вроде бы, на Украине. Как они пересеклись — загадка. Уильям Струкс в книжке Рейнгольда не упоминается, если уж считать ее началом истины.
    Была ли выставка ФМ?
    После написания статьи произошел один казус: социальные сети расползлись на школьников, и они принялись активно и беспонтово глумиться в стиле "флэшмоб". Над этим я сейчас как раз и размышляю, хотя стоит ли...
Все новости ›