Для многих Марина – символическая Мать.

Оцените материал

Просмотров: 37236

Страсти по Марине

Лиза Морозова · 14/06/2011
Марина Абрамович в гостях у Романа Абрамовича – это не случайное созвучие

Имена:  Марина Абрамович

©  Malgorzata Kazmierczak & Peter Grzybowski

Wladyslaw Kazmierczak & Ewa Rybska. The transcendental deduction / relation in time. 2010

Wladyslaw Kazmierczak & Ewa Rybska. The transcendental deduction / relation in time. 2010

Пока что большинство россиян делает в фамилии Марины Абрамович неправильное, зато привычное ударение на третий слог, а онлайн-переводчик автоматически склоняет ее в мужском роде. Но этой осенью, когда ретроспективная выставка знаменитой художницы The Artist is Present («В присутствии Художника») откроется в «Гараже» и широкий зритель впервые откроет для себя искусство классического перформанса, ситуация, возможно, изменится.

Как это было и в Нью-Йорке, самые известные акции Абрамович на выставке будут воспроизведены специально обученными реперформерами — они уже отобраны лично Мариной в ходе многоступенчатого кастинга и в течение лета пройдут серьезную подготовку. Однако ее одноименный трехмесячный перформанс, год назад ставший главным событием в МоМА, будет представлен лишь документацией. Свою версию о причинах этого, а также другие интересные рассуждения об искусстве этой художницы изложила в своем тексте перформансистка и галерист Марина Перчихина.

Американские народные массы часами стояли в очереди, чтобы посидеть напротив «королевы перформанса», глядя ей в глаза, и плакали прямо перед камерами — такой сильной оказалась аура художницы. И было в этом, бесспорно, что-то религиозное. Но не менее сильную реакцию вызвал перформансный марафон Абрамович у ее коллег-художников. И это вполне естественно, учитывая, сколько сотен, если не тысяч перформансистов вышли из ее «шинели» — подражали, восхищались, пытались свергнуть, завоевать ее внимание… В некотором роде для многих из них Марина — символическая Мать со всеми вытекающими отсюда последствиями и амбивалентными чувствами, описанными еще Фрейдом… В МоМА, звучащем в Америке почти как «мама», этот эдипов комплекс стал явным и проявил себя в виде партизанских вторжений художников в акциональное пространство Абрамович. Одни из них выглядели попыткой диалога, другие напоминали скорее поединок, третьи оказались ближе к террору.

Нью-йоркская перформансистка Аня Лифтиг постаралась выдержать и преодолеть влияние Абрамович, превратившись в ее двойника (перформанс The Anxiety of Influence). В точности воспроизведя Маринины костюм, прическу и позу, она просидела на стуле напротив нее целый день — к огорчению других зрителей, так и не дождавшихся своей очереди. Подробное интервью с Лифтиг можно прочесть здесь.
Еще одна художница, Ванесса Лодигиани, в каждый из шести дней появлялась перед Мариной в образе нового персонажа, представлявшего коллективную идентичность, − в образе Другого, например шахидки. Постепенно она переключилась на реперформеров. Хотя они и прошли подготовительный тренинг, но оказались не способны выдержать удар: пристальный взгляд художницы довел их до слез.

Художники-мужчины осуществляли свои интервенции не только с помощью действий, но также слов и предметов. Один из них даже залез на стол, за которым безмолвно сидела Марина, за что был выведен охраной. Такая же участь постигла нью-йоркского художника иранского происхождения Амира Барадарана в ходе бурного несанкционированного перформанса в четырех частях под названием «В присутствии Другого художника». Перформансист предлагал жениться на корпусе произведений (body of work) Абрамович, пел ей суфийские мантры, поднимал руки вверх, как будто признавая свое поражение.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:2

  • users.livejournal.com/_shogun· 2011-06-25 14:10:45
    Про "специально обученных реперформеров", "серьезный тренинг" и отношение Гаража к тем самым реперформерам, среди которых немало профессионалов хорошего уровня, имеет смысл поинтересоваться непосредственно у тех, кто прошел кастинг. Да и история с "ответом Марине" уже начинается.

    http://www.facebook.com/event.php?eid=117860894967898
    http://www.facebook.com/notes/vera-priklonskaya/%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/220353414652190
  • gusgus· 2011-07-03 21:43:57
    "перформансистка и галерист" звучит как-то странно.
    скорее уже "галеристка" в таком случае.
    хотя "перформансистка" - это вообще ни в какие ворота.
Все новости ›