Я надеялась, что винные пары вызовут в нашем воображении призрак Кулика с зарезанным когда-то Пятачком.

Оцените материал

Просмотров: 27314

Седовласый певец насилия

Лиза Морозова · 27/10/2010
«Год перформанса», гроб на веревочке и тень отца московского акционизма

Имена:  Герман Нитч

©  Предоставлено фондом Stella Art

Герман Нитч

Герман Нитч

Говорят, 2010 год был Годом учителя. Уж не знаю, как там с российским образованием, а я применительно к нашим арт-делам назвала бы прошедший год «годом перформанса», точнее даже — годом образования в области перформанса в России. В прошлом году я написала текст «Памяти московского акционизма», черту под которым тогда подвел своим проектом в ЦУМе Олег Кулик. Этот проект можно считать прологом к «году перформанса», поскольку после него нас ждал всплеск исследовательской и образовательной активности, отчасти совпавший и с мировой тенденцией осмысления опыта жанра (я имею в виду три версии выставки «100 лет перформанса» — третью из них показали в Москве — и ретроспективу Марины Абрамович в МоМА). Если бы мне сказали, что после нью-йоркского музея PS1 и Коллекции Юлии Стошек (Дюссельдорф) лучшую выставку «Перформы» привезут в Москву, в «Гараж», я бы не поверила. (Думаю, это стало возможным благодаря тому, что одна из кураторов РозЛи Голдберг сейчас пишет книгу про русский перформанс.)

Тема перформанса в исследованиях, похоже, новый мейнстрим. Судя по количеству писем с вопросами, которые я регулярно получаю, и вернисажным знакомствам, мне кажется, тема чуть ли не половины всех дипломов и диссертаций сейчас связана так или иначе именно с ней. В этом году начались и видеоисследования этой темы.

Что уж говорить — даже моя собственная квартира сейчас занята американской исследовательницей русского перформанса. Такова, видимо, карма этого года.

За это время мы пережили рекордное число мероприятий, лекций и передач, посвященных перформансу: в Москве впервые прошло целых два международных фестиваля — первый в июле в рамках «Стой! Кто идет?», второй — в рамках выставки «100 лет перформансу» в «Гараже». Оба неплохие, профессиональные и местами симпатичные. В Третьяковке на Крымском Валу был прочитан курс по истории перформанса из одиннадцати лекций, а еще одна достойная серия лекций, рассматривающая жанр в широком междисциплинарном и культурном контексте, прошла летом в том же «Гараже». Там же художникам и критикам, занимающимся перформансом, выдалась счастливая возможность собраться и поговорить о кризисе жанра, о наболевшем, о желаемом.

©  Маргарита Мустафина

Денис Мустафин. Вас оскорбляет цвет моей крови. 2010. Перформанс. Центр современной культуры «Гараж»

Денис Мустафин. Вас оскорбляет цвет моей крови. 2010. Перформанс. Центр современной культуры «Гараж»

Но оказалось, что говорить не о чем: кризиса-то нет. Напротив, налицо всплеск активности. Мероприятий все больше, вот только счастья, как справедливо отметил коллега Андрей Ковалев, все не видать. Впрочем, отсутствие энергии в ходе дискуссии вполне соответствовало музейной академической атмосфере просветительской выставки в «Гараже», выставки без крови и бунта.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • serge· 2010-10-27 17:56:53
    Хорошо в свое время сказал Шабуров из "Синих носов" - мол, прошло несколько лет, и оказалось, что среди перформансов не меньше ерунды, чем среди картин оцреалистов. В одной этой фразе больше информации, чем во всей статье.
  • andreason· 2010-10-28 00:04:42
    перформанс для меня весьма сложное явление. но пытаться разбираться в нем можно и нужно. А патриарх, отец, учитель и еще бог весть знает кто, Герман Нитч, фигура во многом отвратительная благодаря своему "искусству". Человек может и хищник по своей сути, но сейчас к все большему количеству людей приходит осознание, что жизнь в гармонии с собой и природой есть единственно верное для будущего решение. Это я к тому, что к животным относиться нужно гуманно...
  • chahal· 2010-10-28 00:33:00
    Кстати, я спросил метра, как должен вести себя настоящий акционист, когда его привлекают к суду за его акции? Отстаивать свою правоту в публичном процессе или бежать, как обычно поступают наши акционисты? Ницш ответил, что никогда не избегал судебных процессов, чувствуя свою внутренюю правоту. А после этого я прочитал в интернете, что он эмигрировал из Австрии в 1969-м году, опасаясь посадки на длительный срок. Клевещут завистники?
  • t61· 2010-10-29 19:04:03
    люди стареют. Художники- тоже люди. И это самое печальное...Редко у кого хватает сил до конца противостоять своей сущности и тяге к комфорту...
  • kvasok· 2010-11-21 00:12:58
    По-моему, дело не в том, чтобы показывать или не показывать нас хищниками. Важен не вкус крови, не запах, не звук, а смысл всего этого. Нитч, на мой взгляд, отстаивает некий дизайнерский прием - потрясающе красивый в громадных залах, где они с ребятами разливают краску или в графике перформансных сцен, достойных гламурного фото или оперных па. Но смысл катастрофы - не в самой же катастрофе и не в ее ярких аксессуарах, и даже не в процессе воз-рождения, который он восстанавливает по всем правилам нововагнеровской музыки.

    Нитч умопомрачительно внешен. Он действительно сделал бренд, имидж. Лица его актеров - не из греческой трагедии, а из ближайшего молла манекены. Это даже не наш Ликвид-театр, например. Это дефиле, а не перформанс. Готовая коллекция от кутюр и потому первое впечатление - дикое раздражение. Второе - удовольствие от шикарного дизайна. А какие рубахи! Какой промоушн! Нитч, безусловно, явление западной культуры во всей ее последовательности. По-моему, это такой вывернутый наизнанку и потому не менее вкусный поп-артистизм. От супа Кемпбелл в банке до сырого мясоедения.
    Мне так же кажется, что не стоит сравнивать Нитча с актуальным перформансом (кто да сколько в тюрьме провел - это не его тема), его надо сравнивать с нашими мистериографами. Тогда будет толк, тогда все, что Нитч манифестирует, должно быть проверено не манифестами, а манифестациями. Ндо было Стелле ппивезти перформанс живой посмотреть. Ну представьте, что Епифанцев ( который рубит, а не кипятит) снимает рубаху и находит ее не слишком художественной. Он ведь ее докрашивать не будет, он ее обратно наденет и пойдет дальше - рубить или кипятить, уж его дело. Вот и посравнили бы мы Нитчеву оргию с Епифанцевской стиркой. К примеру. Есть и другие примеры, но этого, думаю, достаточно.
Все новости ›