Гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?

Оцените материал

Просмотров: 19531

Performa: это неживое «живое искусство»

Лиза Морозова · 09/12/2009
В Нью-Йорке даже перформанс смогли превратить в художественный истеблишмент

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009

Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009

В Нью-Йорке завершилась третья биеннале перформативного искусства «Перформа» — трехнедельный междисциплинарный марафон, проводящийся с 2005 года. Одновременно «Перформа» является некоммерческой организацией, занимающейся исследовательской и просветительской деятельностью и призванной «изучать критическую роль живого выступления в истории искусства ХХ века, а также поощрять новые направления в перформансе XXI века». Начиналась «Перформа» с активности небольшой группы энтузиастов во главе с искусствоведом и куратором РозЛи Голдберг, известной своей книгой «Искусство перформанса — от футуризма до наших дней», выдержавшей уже не одно переиздание на разных языках (к сожалению, кроме русского). Сейчас «Перформа» уже имеет постоянный штат, помещение на Манхэттене, поддержку от множества фондов и бюджет в $1,5 млн. На ее сайте www.performa-arts.org появились довольно навязчивая самореклама и специальный интернет-канал «Перформа-ТВ», где оперативно выкладывается огромное количество видеодокументации событий, беседы с участниками биеннале, а также ежедневные комментарии самой Голдберг.

В общем, «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»): если на второй биеннале работало десять кураторов, то на третьей их стало уже двадцать пять (!). В этом году программа включала более сотни мероприятий, показанных на разных площадках; участие 170 художников; одиннадцать заказанных проектов (commissions) и шесть премьер.

Отсмотреть все эти десятки мероприятий физически невозможно (хотя я честно пыталась это сделать на прошлой «Перформе») не только из-за их количества и пересечений по времени, но и по причине плохой организации: чуть ли не половина из них отменяется без предупреждения, переносится или сильно задерживается. Видимо, гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале как таковой, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Arto Lindsay, SOMEWHERE I READ, a Performa Commission, 2009

Arto Lindsay, SOMEWHERE I READ, a Performa Commission, 2009

Особым размахом отличалось открытие. Наверное, именно так выглядит истинный буржуазный рай: с потолка лился мед, гостей встречали в буквальном смысле горы (по 2000 фунтов) ребрышек-барбекю, кубиков льда и жареного арахиса; срубленные яблони с яблоками на ветвях и семь шоколадных копий зайцев Джеффа Кунса, которые можно было разбить молотком и съесть. (Россия, судя по последним пати в честь открытия российского павильона в Венеции, движется в том же направлении, так что стоит взять этот опыт на вооружение.)

Несмотря на все это великолепие, только ленивый не ругал «Перформу» — от простых зрителей (здесь анонимный пользователь YouTube демонстративно выкидывает программу биеннале в урну) до New York Times, чьи оценки «Перформы» с каждым разом все сдержанней. Действительно, есть в политике «Перформы» много странностей: например, она претендует на лидерство в мире актуального перформанса, объявляя себя «мозговым центром» и «катализатором художественного процесса», но не сотрудничает ни с какими галереями и фестивалями, реально занимающимися этим жанром. Ее «катализация» выглядит довольно искусственно и осуществляется исключительно «сверху», в форме так называемых «комиссий» — предмета особой гордости «Перформы». Художникам, многие из которых никогда раньше не работали «вживую», «Перформа» дает возможность сделать новый большой проект. Что из этого получается, можно увидеть, например, здесь.

В сообществе перформансистов (да-да, на Западе такое есть) «Перформу» принято игнорировать и независимо от нее делать свое дело. Так было и в этот раз.

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Joan Jonas, Reading Dante, a Performa 09 Premiere, 2009

Joan Jonas, Reading Dante, a Performa 09 Premiere, 2009

В то время как «Перформа» поглощала ребрышки-барбекю, изо всех сил стараясь показать, что «нет такого понятия, как интеллектуальный или творческий кризис», в старейшей в городе галерее перформанса Exit art (которую ни разу не включили в программу «Перформы») известные художники открывали выставку «Перформанс в кризис», показывая, что он все-таки есть: Олег Мавромати с Боряной Россой в ходе акции печатали доллары своей кровью и обменивали их по номиналу. В другие дни в той же Exit art проходила первая персональная нью-йоркская выставка гватемальской звезды перформанса Регины Хосе Галиндо, о которой NYT пишeт куда с большим интересом, чем о «Перформе».

А в более молодой и менее социально ориентированной перформансной галерее Grace Space также в дни «Перформы» проходила выставка перформансной группы с мировым именем Non Grata и ряд других интересных мероприятий.

Но вернемся к достоинствам «Перформы»: она ценна и интересна прежде всего своей исторической направленностью. Поскольку РозЛи Голдберг действительно была свидетельницей многих событий 60—70-х, лично знает классиков — основателей жанра перформанса и умело использует свои контакты и опыт, главными событиями становятся в первую очередь ретроспективы звезд и ремейки: на первой «Перформе» это была серия известных перформансов, повторенных Мариной Абрамович в Гуггенхайме под названием «Семь легких пьес» (об этом можно прочесть здесь).

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

William Kentridge, I Am Not Me, the Horse is Not Mine, a Performa Premiere, 2009

William Kentridge, I Am Not Me, the Horse is Not Mine, a Performa Premiere, 2009

На второй «Перформе» была предпринята попытка точного восстановления хеппенинга Аллана Капроу «18 хеппенингов в шести частях» 1959 года. Кроме того, зрители получили уникальную возможность доступа к видеоархивам и смогли увидеть множество знаменитых классических перформансов (проект «Перформанс по требованию»). Нынешняя «Перформа», как мы уже писали здесь, приурочена к столетию опубликования Манифеста футуризма Маринетти, поэтому множество мероприятий посвящались теме футуризма. Три из них имели форму экзотического пира, один из них — футуристический банкет — состоялся еще в феврале в качестве пролога «Перформы». Вторым было вышеупомянутое угощение-хеппенинг, организованное коллекционерами Рубелл на открытии; оно отсылало к экспериментальной футуристической «Поваренной книге», составленной Маринетти в 1932 году. Исследовательско-просветительская направленность «Перформы» проявилась также в проведении большой фундаментальной ретроспективной выставки в Центре современного искусства P.S.1, охватившей историю перформанса за сто лет, свои арт-комментарии к которой сделали участники третьей «Перформы».

Вторая характерная особенность и достоинство «Перформы» — ее попытка стереть границы между всевозможными жанрами и сферами жизни. Междисциплинарные эксперименты часто действительно впечатляют изощренностью и изобретательностью. В этом году можно было видеть уличный парад перформеров со звучащими мобильными телефонами в руках, театрализованный концерт с участием четырех пар близнецов, ток-шоу на острые социальные темы в форме игры в «испорченный телефон», алхимическое действо Cinemagician с участием корейского фокусника и многое-многое другое… Голландский художник Гуидо ван дер Верве устроил звуковой диалог Камерного оркестра с «шахматным фортепьяно» (инструментом, собственноручно сконструированным автором). Проходило это в Шахматном клубе, членом которого некогда был Дюшан, в свое время совершивший похожее действо вместе с Кейджем.

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Tamar Ettun and Emily Coates, Empty is Also, 2009. Performer – Emily Coates. Commissioned by Performa, Presented by X Initiative for Performa 09

Tamar Ettun and Emily Coates, Empty is Also, 2009. Performer – Emily Coates. Commissioned by Performa, Presented by X Initiative for Performa 09

«Перформа» любит звезд: в этот раз Трэйси Эмин прочла свои новые стихи и отрывки из скандально-известной автобиографической книги, Джоан Джонас — Данте; Майк Келли показал музыкально-театральное шоу под названием «Танец лошади ложной девственницы», Ивонн Райнер — новый танцевальный шедевр, а Тацита Дин сняла документальный фильм о репетициях Мерса Каннингема.

Кроме того, на «Перформе» всегда представлено много перформансов, которые бы в России отнесли скорее к жанру «монологов сатирика», но более высокого уровня и дополненные авангардной театрализацией. По всей видимости, это отличительная американская черта.

Русских участников в очередной раз замечено не было, если не считать участие в прошлой «Перформе» живущего в Вене танцперформера Сулименко, о чем я писала здесь. А жаль. Мне кажется, в формат «Перформы» идеально бы вписались художники круга фестиваля «Киберфест», Андрей Бартенев, а особой гордостью для комиссии «Перформы» могли бы стать Ираида Юсупова и Псой Короленко (тем более что почти все они — частые гости NYС).

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Jennifer Rubell, Creation, the Performa 09 Opening Night Benefit Dinner, 2009. Mario Batali throwing peanuts from the one-ton pile of nuts from Bazzini Nuts

Jennifer Rubell, Creation, the Performa 09 Opening Night Benefit Dinner, 2009. Mario Batali throwing peanuts from the one-ton pile of nuts from Bazzini Nuts

Зато как минимум в трех проектах Россия фигурировала косвенно — через упоминания Ленина или темы коммунистического будущего. Одно из них — в сатирической перформанс-лекции Уильяма Кентриджа, известного москвичам по последней Московской биеннале. Вдохновившись оперой Дмитрия Шостаковича «Нос», он взаимодействовал со спроецированными изображениями собственным образом и своими рисунками — все это было связано с Гоголем.

Подробно описывать происходящее на «Перформе» дальше совершенно бессмысленно, стоит просто зайти на сайт. Или поверить мне на слово: там есть всё, кроме одного — отчаянного незащищенного жеста художника-перформансиста, чье «живое искусство» действительно задевало бы за живое. Впрочем, не исключено, что оно просто затерялось в череде событий… Может быть, вам посчастливится его найти.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • andreason· 2009-12-09 19:34:22
    Нью-Йоркцы красавцы!
  • andreason· 2009-12-09 19:34:25
    Нью-Йоркцы красавцы!
  • Young_Duck_Fuck· 2009-12-21 00:17:49
    «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»)

    "А вы на земле проживете
    Как черви слепые живут
    Ни сказок о васа не расскажут,
    Ни песен о вас не споют"

    Максим Горький
Читать все комментарии ›
Все новости ›