Оцените материал

Просмотров: 12686

С монитора воду не пить

Ольга Божко · 13/01/2009
Почему среднего ноутбука по-прежнему не касалась рука дизайнера?
Ноутбук Portégé R500. Производство Toshiba Corporation. Дизайн: Юджи Хироока, Фумио Морита

Ноутбук Portégé R500. Производство Toshiba Corporation. Дизайн: Юджи Хироока, Фумио Морита

Наличие ноутбука делает человека мобильным и во многом определяет его, человека, принадлежность к цивилизации. Как выглядят устройства, помогающие работать, общаться, делать покупки и быть в курсе новостей? А никак. Они — подобно безликим кредитным картам — преимущественно платинового и черного окраса. Редко белые и красные и еще реже — в перламутровых тонах Барби. Вероятно, их делают такими, чтобы и через пять лет они почти не отличались по своему внешнему виду от новых моделей.

Ноутбук Portégé R500. Производство Toshiba Corporation. Дизайн: Юджи Хироока, Фумио Морита

Ноутбук Portégé R500. Производство Toshiba Corporation. Дизайн: Юджи Хироока, Фумио Морита

Такое сознательное невнимание к экстерьеру ноутбуков плохо объяснимо для обывателя. Технологии давно позволяют размещать начинку в форме, весьма далекой от той, что мы наблюдаем который год. Производителям почему-то кажется куда более важным обратить внимание на глубокое внутреннее содержание (оперативную память и гигабайты жесткого диска), чем на материал и цвет оболочки. Именно эта «стертость» дизайна заставляет покупателей пристальней выбирать технические параметры. Не сравнивать же между собой одинаковые серые крышки, в самом деле.

Показательна завлекающая непристойность рекламы компьютеров: покажи всем сколько-то там дюймов (размер монитора), два ядра (это о процессоре). Предполагается, что способности ноутбука до сих пор должны вызывать больший трепет, чем его внешний вид. Наверное, это допустимо. Хотя времена, когда мегабайт означал шкаф размером с комнату, давно прошли. Зачем чрезмерно восхищаться новой оперативной памятью, если «не успел донести новый компьютер до дома, а он уже устарел»?

Ноутбук PC Pavilion dv6000. Производство Hewlett Packard. Дизайн: Бриттани Дэвис, Кевин Массаро

Ноутбук PC Pavilion dv6000. Производство Hewlett Packard. Дизайн: Бриттани Дэвис, Кевин Массаро

По низким темпам изменений внешнего вида компьютеры сопоставимы с автомобилями. Концептуальные ноутбуки время от времени появляются, но до производства дело не доходит. Однако сходство не только в низких темпах обновления дизайна. Вот компания Asus выпустила ноутбук с желтого цвета крышкой, где разместился логотип Lamborghini. Форму и линии крышки-монитора, если напрячь воображение, конечно, можно сравнить с дверцей автомобиля. У фирмы Acer есть модель под названием Ferrari: там об автомобиле должны напоминать логотип и красная полоска сбоку на корпусе. Больше от культовых объектов в ноутбуках ничего нет. Ни приятных глазу «спортивных» линий, ни выполненных в виде спидометра деталей. Возможно, в ряду статусных вещей ноутбуку нынче отводится место рядом именно с автомобилем. И лэптоп, обитый кожей, служит таким же показателем высокого класса, как кожаный салон.

Но дело, видимо, в другом. Подавляющее большинство фирм склоняются к мысли (посредством той же рекламы), что ноутбук — устройство для хранения, воспроизведения и трансляции исключительной информации, позволяющей процветать. А потому он должен выглядеть строго и иметь, пусть и условную, печать «высокого класса» (логотип дорогого автомобиля).

©  Apple Computer, Inc.

Производство Apple. Дизайн: Apple Industrial Design Team.

Производство Apple. Дизайн: Apple Industrial Design Team.

Большинство покупок в сфере мобильных устройств (а ноутбук следует отнести именно к ним) делается сейчас на уровне «приглянулось», а не за какие-то особые функции. Следуя этой логике, куда выгоднее было бы представить ноутбук не как знак власти, а как модный аксессуар вроде сумочки на сезон. Догадались же «одевать» телефоны. Джорджо Армани выпустил совместно с Samsung телефон размером с кредитную карту. «Дольче и Габбана» подписались под золотой моделью Motorola. Лет пять назад под лозунгом «меняйте телефон каждый сезон» громко запускалась серия телефонов Xelibri концерна Siemens. Но «сезонная» политика потерпела крах уже на третьей, кажется, коллекции. Телефоны были довольно неудобными и вычурными — впрочем, как и всё, что предполагает жить не дольше полугода. К тому же предложение натолкнулось на явное нежелание покупателей часто менять пусть даже и морально устаревшую технику. Старые потертые телефоны и ноутбуки держат обычно до последнего: ведь они в определенном смысле являются продолжением тела. Потому их реставрируют подручными средствами: маскируют облупленную краску, обклеивают стразами и другой блестящей ерундой.

В случае с ноутбуками «сезонные» обновления корпуса стали бы полумерой. Если уж думать о переменах, то нужно обращаться к расположению кнопок, соотношению размера клавиатуры и монитора, веса и вошедших в этот вес функций. Однако это почти непреодолимо. Если внешнюю часть корпуса дизайнеры еще могут попытаться переделать, то внутри приходится оставлять почти все как было. Ломка общепринятых стандартов — вроде раскладки клавиатуры или формата листа бумаги — дизайнерам не по силам. Здесь к тому же придется бороться и с изменением формата аксессуаров. Заметим, правда, что аксессуары к ноутбукам чаще куда страшнее самих ноутбуков. И под чехлы большинство приспосабливает рюкзаки, сумки, пакеты из супермаркета.

Ноутбук VAIO NR Series. Производство Sony Corporation. Дизайн: Ейдзи Шинтани

Ноутбук VAIO NR Series. Производство Sony Corporation. Дизайн: Ейдзи Шинтани

Имена дизайнеров, работающих в большинстве крупных корпораций по производству компьютеров и ноутбуков, никто не знает. Можно предположить, что они, задавленные требованиями корпораций, не могут их перебороть. Но приглашают же иногда в эту индустрию дизайнеров с именем. Росс Лавгроув, гигант «органического» стиля, в 1992 году сделал скучный коврик для «мыши», похожий на лужицу. Филипп Старк в 2004 году создал малоудобную оптическую «мышь». Жаль, что ноутбука от Лавгроува или Старка не дождаться — они заняты самолетами, яхтами, ершиками для унитаза. Но кроме них, кажется, сделать ноутбук не то чтобы культовой, но хотя бы приятной вещью некому. Вспомнить те же пишущие машинки Olivetti (для своего времени они вполне могут выступать заменителями ноутбуков). Только тогда, когда за их дизайн взялись люди с правильным подходом, они стали не просто модной вещью, но и задали тон всему остальному предметному дизайну.

©  Apple Computer, Inc.

Дизайнер Джонатан Айв

Дизайнер Джонатан Айв

В области дизайна ноутбуков и компьютеров хорошо известен только один человек. Джонатан Айв, глава лаборатории Apple. Кроме моделей для Apple, он ничего не разрабатывает. Положить жизнь, чтобы корпус и детали компьютера соответствовали графике программного обеспечения — на это готов не каждый. Кроме того, во многих странах (и наша не исключение), где более распространен PC, попробовать Apple на вкус не всегда возможно и удобно. Привыкать к программам MAC можно месяцами, но так и не привыкнуть. Получается, что, если владелец PC мечтает о хорошей сочетаемости корпуса компьютера и его программного обеспечения, дизайнеры и корпорации должны предоставить открытый графический интерфейс. Тогда появится возможность менять если не покрышки на ноутбуке, то иконки внутри.

Laptop per Child. Производство Quanta Computer. Дизайн: Ив Беар, fuseproject

Laptop per Child. Производство Quanta Computer. Дизайн: Ив Беар, fuseproject

Конкуренцию Айву, чей стиль в эстетическом отношении развивать уже мало возможно (что в скором будущем вызовет определенные проблемы), пытается составить только американец Ив Беар. Критика Беара вполне конструктивна и направлена одновременно на демократизацию лэптопов и вместе с тем придание им привлекательности. Не так давно этот дизайнер создал замечательный (для своей стоимости, конечно) ноутбук, предназначенный для детей. Стоит он всего сто долларов. Таким образом, шанс его завести появляется даже у детей в африканской деревне. На фоне этой умной игрушки «взрослые» модели выглядят претенциозно. Журнал Wallpaper занес «ноутбук за сотню» в список самых неожиданных и приятных объектов последних лет. Заводить такой мобильный компьютер весьма разумно и по другой причине: по статистике, ноутбуки забывают в общественных местах так же часто, как зонты и телефоны. Корпорациям, производящим PC, следовало бы внимательно изучить эту модель и сделать выводы. Возможно, тогда видоизмененные копии Apple будут встречаться на витринах куда реже, а неповоротливый в смысле дизайна рынок компьютеров оживится.


Другие колонки Ольги Божко:
Тонем с улыбкой, 28.10.2008
Хамелеон, или Кто такой дизайнер, 12.08.2008
Сколько проводку ни виться, 11.07.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • seafarer· 2009-01-14 15:32:51
    С Оливетти сотрудничал Этторе Соттсасс, гениальный дизайнер и архитектор. Его работы для Оливетти стали уже классикой пром. дизайна.
  • alzhu· 2009-05-19 22:35:12
    Наото Фукусава сделал нетбук для Samsung
  • Sheptuhin· 2009-08-31 18:49:56
    Ольга! что за бред (извините) Вы написали про МАКи?:
    "-Привыкать к программам MAC можно месяцами, но так и не привыкнуть."
    ---
    Это в корне не верно.
    Мак гораздо удобнее и юзабельней чем глючный страшный виндовый софт.
Все новости ›