Оцените материал

Просмотров: 116810

Тонем с улыбкой

Ольга Божко · 28/10/2008
В дизайне глубокий кризис — остается только щекотать зрителя и хихикать самому

©  Oooms

Usb-накопитель. Дизайн: Guido Ooms & Karin Van Lieshout для фирмы Oooms. 2006

Usb-накопитель. Дизайн: Guido Ooms & Karin Van Lieshout для фирмы Oooms. 2006

В том, что в дизайне сейчас глубокий кризис, убеждает многое. И не столько теряющие свое лицо производители (они стараются угодить всем и каждому, выводя на рынок с десяток новых моделей в год — вдруг кому-нибудь хоть что-нибудь понравится), сколько волна «забавных» объектов, захлестнувших как большой рынок, так и интернет-магазины, торгующие мелочовкой. Хорошо известно, что происходит, когда индустрия или идеология без остановки пытается вас смешить.

©  Slawinski

Форма для выпечки S-XL. Дизайн: Ding 3000 для компании Konstantin Slawinski. 2007

Форма для выпечки S-XL. Дизайн: Ding 3000 для компании Konstantin Slawinski. 2007

Вызывать улыбку вроде как стало непременной обязанностью дизайнера. Считается, что человека, который смешит, непременно полюбят и запомнят. Чем безвестней дизайнер, тем чаще он прибегает к юмору (как правило, черному). Однако два раза смеяться над одной и той же шуткой затруднительно — и вещь летит в помойку. Смешное если и пересекается с требованиями экологии и рисайклинга, то лишь на уровне концепции. У забавных вещей слишком короткий срок эксплуатации, и создаются они таким образом, чтоб никто даже и не думал пользоваться ими каждый день. Они нефункциональны. И хотя из них можно уже делать целое fun-направление, в котором именно fun, а не иные его свойства обеспечивают продажу предмета, — оно способно вызвать больше критики, чем улыбок. Но fun все равно нещадно эксплуатируют, поскольку часто только он и дает шанс вещи быть опубликованной, что даже лучше, чем быть проданной.

Смешное сильно привязано

©  Pandora

Керамическая соковыжималка «St. Peter». Дизайн: Giulio Lacchetti для Pandora Design. 2007

Керамическая соковыжималка «St. Peter». Дизайн: Giulio Lacchetti для Pandora Design. 2007

ко времени, к месту, контексту, истории, географии. Шутка англичанина непонятна русскому. Вот, скажем, лондонский дизайнер Барнаби Барфорд лет семь назад увлеченно начал делать фарфоровые статуэтки на темы из британской истории и политики. Сколько их разошлось по галереям и попало на полки английских домов, неизвестно. Но что написали про них — восторженно, смакуя детали, — только в английской прессе, это точно. Остальные не знали, как реагировать. Кого волнуют герои колонизации в Китае или России? С национальным колоритом, который часто путают с национальной идентичностью, вообще большие проблемы. Из чего выбирать российскому дизайнеру, задумавшему рассмешить? Купола, хохлома, матрешки? Жест «идите все подальше»? Тут уж не знаешь, смеяться или плакать.

©  Droog Design

Серебряная сахарница Marcell. Дизайн: Lachaert and d’Hanis для Droog Design. 2004

Серебряная сахарница Marcell. Дизайн: Lachaert and d’Hanis для Droog Design. 2004


У Барфорда, впрочем, есть и серии, понятные не только англичанам. Ангелочки в спортивных костюмах, сидящие в окне церкви и обращающиеся к молящимся: «Раскошеливайтесь! Думаете, мы бесплатно тут работаем?» Две девы в античных нарядах напротив коня с фаллосом; одна сетует: «Ох, я думала, он гораздо больше».

©  Comunistar

Пакет Fetish. Дизайн: Peter Jakubik для Comunistar. 2004

Пакет Fetish. Дизайн: Peter Jakubik для Comunistar. 2004

Чешский дизайнер Максим Велчовски, раскрывая тему забавного, тоже прибегает к фарфору: он раскрашивает под гжель бюст Ленина. Понятно будет его детям, в чем прикол-то?

Забавно даже не то, что, собственно, говорит дизайнер, а как материал, выбранный для юмористического сообщения, проговаривается об амбициях самого дизайнера. Если это бумажный пакет для покупок с донышком в виде туфельки на высоком каблуке, жить пакет будет даже при бережном обращении несколько недель. А если выбран фарфор или керамика — это уже замашка на вечность (как объясняла бабулька, предлагавшая однолетние цветы в горшках: «Дама! Умирает все, остаются только горшочки»). И к качеству шутки в фарфоре — особые требования. Потому, видимо, объекты из фарфора показались приятными и в искусстве. Теперь многие западные арт-галереи не прочь выставить подобное, что было заметно на последней Арт-Москве.

Пока вещи уровня повыше,

©  m3h

Кусок сахара Bateau. Дизайн: m3h design. 2005

Кусок сахара Bateau. Дизайн: m3h design. 2005

чем сувенирка в переходах и магазинах приколов, обеспечивают наполнение концептуальных магазинов. И даже иногда делают вид, что могут быть полезными. Вот асимметричная форма для пирога немецкой группы Ding 3000. Там все устроено таким образом, что куски при выпечке получаются разной ширины и высоты. Только не верится, что все куски пропекаются одинаково и не пригорают. Или кусок сахара в виде кораблика: понятное дело, утонет. Это как шоколадные фигурки на торте надкусывать. Ужас как жалко. И потом: может, и приятно ангелочков в спортивных костюмах в гостиной поставить. Но когда видишь на таких, в общем-то, одноразовых вещах пометку limited edition и трехзначную цифру, то понимаешь: улыбка, которая не стоит ничего, это из книжки Карнеги. Ангелы же объяснили: «Мы тут не бесплатно работаем».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • KostaSINDIZ· 2008-11-11 17:15:47
    Согласен, надеюсь это пройдет. И хочется верить что дизайн придет к тому о чем уже говорят Константин Гричик и Альфредо Хэберли:
    http://sindiz.livejournal.com/16397.html
  • richardo· 2008-11-17 20:25:01
    конечно наш дизайн не такой концептуальный, но если интересно, заходите посмотреть!
    www.fdesign.org
    нам нравиться делать всё!!!
  • KostaSINDIZ· 2008-11-20 06:31:41
    richardo, это не дизайн, это баловство, простите.
    как минимум вот это www.sindiz.su очень старается быть дизайном, художественным проектированием, в контексте времени в котором мы живем.
    пис)
Читать все комментарии ›
Все новости ›