Оцените материал

Просмотров: 18148

Победа философии

Кирил Асс · 16/04/2009
Петер Цумтор удостоен Притцкеровской премии

Имена:  Петер Цумтор

©  Gary Ebner

Петер Цумтор

Петер Цумтор

Как уже сообщал OPENSPACE.RU, в этом году престижная архитектурная Притцкеровская премия будет вручена не слишком широко известному швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Он обладает огромным влиянием в профессиональных кругах, но для широкой публики его здания могут показаться малозначительными. На сайте премии можно посмотреть пресс-релиз со множеством фотографий его построек. Я настоятельно рекомендую ознакомиться с ними, потому что это, возможно, самые изысканные здания нашего времени.

Часовня Св. Бенедикта. 1989

Часовня Св. Бенедикта. 1989

Цумтор представляет школу архитектурной мысли, начисто лишенную внешней эффектности. Или, скажем иначе, ее эффектность не в моментально схватываемой визуальной метафоре, а в немедленно ощущаемом сочетании изощренной сложности мысли с простотой архитектурной формы. Ее простота есть закономерный результат невероятного внимания и к каждой мельчайшей детали, и к философии строения. Это настойчивое вопрошание: каково место здания и человека, его строящего, в мире? Каковы их взаимоотношения, выражаемые архитектурной формой? Работы Цумтора — всегда приближения к ответам на эти вопросы, но никогда не окончательный ответ, никогда не догма.

©  archi.ru

Музей кельнского диоцеза «Колумба». 2000

Музей кельнского диоцеза «Колумба». 2000

Он видит архитектурные выражения как феномены. В его архитектуре пространство, конструкция, проем, поручень — равноправные слова, и каждое из них не только обладает смыслом, но и своей историей и своим значением в мире. В его текстах много обращений к памяти: вспоминанию других мест, других комнат, ощущений от них. И в своих постройках он возвращается к ним, но не в безнадежной попытке воспроизвести их черты, а в претворении их чувственного образа в новых пространствах. Все его постройки воплощают виртуозное сочетание точно рассчитанных пропорций материи и пустот, осмысленного выбора материала и скупых благородных деталей. Все они вместе составляют единое, неразрывное и в высшей степени внятное, ничем не замутненное высказывание на языке архитектуры. Скорее даже стихотворение. Анализ его построек — одно из самых прекрасных упражнений для ума, которые только можно себе представить.

То, что Цумтор награжден Притцкеровской премией, вероятно, не стоит рассматривать как указание на новое направление в архитектуре, да и вообще как какой-то знак. Но эта награда дает понять, что высшее признание в нашей профессии можно получить не только изобретая все новые формы, эпатируя законы тяготения или просто прожив достаточно долго, но и бесконечно вдумываясь, вгрызаясь в вопросы, которые задает необходимость создавать места, где обитает человек.


Другие колонки Кирила Асса:
Синдром барства, 09.04.2009
Ужасная неясность
, 24.03.2009
Оборона Крыма, 10.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • mirvlad· 2009-04-17 19:32:06
    Архитектура последних лет заигрывает со всем современным в своем желании быть стильной, неуловимой, бесформенной, быстротечной и т.д. Цумтор же, своими проектами демонстрирует те качества архитектуры, которые мы привыкли ассоциировать с вечностью. В условиях глобального торможения никакое другое видение не подходит для обозначения определенного рубежа, который переживает архитектура сегодня. Завтра все будет иначе, но сегодня настроение у всех такое, что его можно выразить только через Цумтора. Поэтому решение жюри Притцкеровской премии не может не вызывать солидарности.
    Владимир Белоголовский
  • arbat· 2009-04-21 08:38:08
    Ну, вот, глядя на этого автора становится понятным главное в искусстве. Если есть талант, то формы в которых работает мастер и особенно не важны. На первый план выходит человек, художник с его неповторимым видением мира, личность способная быть соратником Бога в продолжении творения. Способность дарить жизнь и преобразовывать хаос в порядок красоты достойной вечности. Браво МАСТЕР!
  • adf· 2009-04-27 14:00:31
    Достойный выбор. Доказвывает то, что архитектура остается быть искусством, а не вытесняется fashion индустрией по стрительству моллов, отелей и офисов для корпораций.
Все новости ›