Оцените материал

Просмотров: 6679

Ленивы и нелюбопытны

Кирил Асс · 24/04/2008
Мы давно не слышали о том, чтобы студенты МАРХИ проявляли инициативу. Да еще с таким ужасающим результатом...
Ленивы и нелюбопытны
МАРХИ в своем заброшенном учебном плане хаотически комбинирует программы трех несовместимых эпох – классицизма, ВХУТЕМАСа и позднего СССР. Технология обучения находится в доисторическом состоянии. Вуз не реагирует на вызовы времени и не готов приучать студентов думать в современных категориях. Сегодняшний МАРХИ выпускает людей, не владеющих профессией.
В Московском архитектурном институте произошло событие: студенты организовали и провели студенческий же конкурс на тему «Социальное жилье для престарелых».

История довольно удивительная. Во-первых, мы давненько не слышали о том, чтобы студенты МАРХИ проявляли инициативу. Более того, инициативу с впечатляющим социальным посланием: ведь престарелые граждане в последнее время – самая ущемленная в правах часть общества, а пожилых людей в сравнении с молодежью становится все больше. К тому же в жюри конкурса были призваны серьезные московские архитекторы (Д. Швидковский, Ю. Григорян, А. Павлова, А. Бродский, А. Скокан, А. Некрасов, И. Лежава, А. Цыбайкин), а премии были более чем существенными: девять оплаченных стажировок в Японии. Премии были проспонсированы Правительством Москвы, что подтверждает серьезность организаторов, студентов Николая Переслегина и Михаила Бейлина.

Однако результаты конкурса оказались поистине ужасными. И дело тут не в качестве проектов – оно было хотя и разным по уровню, но вполне обсуждаемым. Трагедия в том, что на конкурс было представлено 15 (пятнадцать) работ. Для справки: в МАРХИ учится порядка тысячи человек. Поэтому интересно не только качество конкурсных проектов, но и их количество.

Попробуем докопаться до источников этого, не побоюсь резкого слова, провала. Архитектура до определенной степени творческая профессия. В сущности, она преподается в институте как творческий предмет. Часто технические недочеты при оценке работ опускаются, когда работа сильна с художественной точки зрения. «Конструкции выучит, главное – полет мысли». Но вот студентам предлагается серьезная, требующая глубокого осмысления задача. Невозможно себе представить, чтобы о конкурсе с таким призовым фондом и с такими настойчивыми организаторами не узнало подавляющее большинство студентов. То есть можно отбросить версию неинформированности потенциальных участников. Остаются три объяснения.

Первое – студенты не доверяют другим студентам и опасаются участвовать в «неофициальном» конкурсе. Это не очень убедительно.

Второе – все студенты слишком заняты на работе (поскольку подавляющее большинство работает), чтобы тратить время еще и на конкурсы. Тут надо заметить, что работа в «свободное», а на самом деле зачастую оторванное от учебы время – большая проблема: студенты уверены, что на рабочем месте они многому научатся, а на деле им приходится заниматься рядовыми чертежами.

И третье, самое ужасное и самое правдоподобное – студентам просто неинтересно. Неинтересно решать проектную задачу, лежащую вне стандартного учебного плана. Актуальную, значимую задачу. Задачу, в конце концов, независимую, внеинститутскую.

Это леность ума. Массовая. Это отказ от творческого вызова в пользу рутины офиса. Это неготовность взять на себя ответственность, конкурировать с однокашниками, думать, наконец. Это зашоренность и нежелание иметь дело с общественно значимым проектированием. Это – настоящая трагедия.

И я уверен, что это в конечном итоге вина не студентов, но вуза. Который в своем заброшенном учебном плане хаотически комбинирует программы трех несовместимых эпох – классицизма, ВХУТЕМАСа и позднего СССР. В котором технология обучения находится в доисторическом состоянии. Который не реагирует на вызовы времени и не готов приучать студентов думать в современных категориях. Сегодняшний МАРХИ выпускает людей, не владеющих профессией.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • qj198686· 2008-10-23 16:53:52
    страдает информативность
  • 7agata7· 2008-12-01 01:09:05
    Да, вина вуза, а особенно отдельных его представителей еще и в том, что изначально принимают в МАРХИ людей, половина их которых не может, а другая не хочет думать и творить.
    Вы разве не в курсе, каков реальный процент поступления людей по взяткам? Как Вам нравится цифра 75%?
    А как Вам нравится подмена на экзамене по рисунку неудачных работ абитуриентов на работы, выполненные преподавателями? А дорисовка лишних ненужных линий по черчению?
    И все это на глазах подростков, которые видят (не слепые и не глупые): рядом с ними поступают девочки и мальчики, которые радом занимались у преподавателей ровно 1-2 месяца!!! и рисуют\чертят просто НИКАК!!! А отметочки у них ан 3-4 балла выше!!! Оп - и они на бесплатном!!!
    А потом начинается учеба. И СДАЧА экзаменов ПЛАТНО.

    Все это не новость. В группе, где я училась (конец 80-х) было 3-4 мальчика, которые увидели свои дипломы накануне защиты. И ведь защитились же. Один из них теперь главный архитектор небольшого города в России, другой гл. арх. где-то в Грузии, третий удачно женился на преподавательнице МАРХИ, четвертый....
    Но не в этом дело.
    Дело в проценте. Ведь тогда их было ок 15%.
    Сейчас 75%!!!

    Кто же будет участвовать в конкурсах?
    А если участвовать, то что же они предложат нам на обсуждение?
    Зато в последствии могут писать о стажировке в Японии в своем резюме.
  • yofa· 2010-06-29 20:11:49
    Нам бы тоже очень хотелось участвовать в таких конкурсах. А дают участвовать в результате только в "Доме для звезды" да и то все призы остаются у МАРХИшных студентов. Ефим, Нижний Новгород, ННГАСУ
Все новости ›