Приходится учитывать, что чужестранец будет видеть в показываемых постройках скорее диковину, нежели часть исторического наследия.

Оцените материал

Просмотров: 43700

Три с половиной прогулки по Москве

Кирил Асс · 16/09/2011
На биеннале в сентябре в Москву приезжает множество иностранных художников и кураторов. Вот несколько неочевидных мест для прогулок с зарубежными друзьями

©  Юрий Пальмин

Музей В. И. Ленина в Горках ленинских

Музей В. И. Ленина в Горках ленинских

С каждым приездом очередного заграничного знакомого оказываешься перед проблемой: что показать, чтобы не погрешить против исторической правды, не измучить свой вкус и при этом не утомить заморского гостя. Со временем составляется своего рода путеводитель, в котором сбалансированы постройки значительные, художественно выразительные, занятные и поучительные. Перед вами его фрагмент, готовый к использованию. В нем три с половиной прогулки на пару-тройку часов, предполагающие, что у вашего гостя свободна лишь самая малость времени между встречами и деловыми обедами.

Следует иметь в виду, что одним из препятствий к наслаждению московскими видами является то, что Москва почти совершенно лишена ансамблевости, то есть целостных архитектурных композиций, заполняющих все поле зрения. Точнее, они, конечно, есть, но они почти никогда не созданы единой артистической волей. Поэтому большинство московских «ансамблей» представляют собой композиции разновременных сооружений, связанных между собой почти только одним своим местоположением. Это обстоятельство, тем не менее, составляет важнейшую и ценнейшую черту Москвы.

Вторая проблема заключается в том, что московские памятники своеобычны и часто не поддаются прочтению инородным глазом — настолько же, насколько кириллица для всякого, кто с рождения привычен к латинице. Поэтому приходится учитывать, что чужестранец будет видеть в показываемых постройках скорее диковину, нежели часть исторического наследия, вписывающуюся в последовательность развития нашей и мировой архитектуры.


Прогулка первая, социалистическая

©  РИА Новости

Красная площадь

Красная площадь

Первый объект для посещения — это, конечно, Красная площадь. Во-первых, это место, легендарное для всех иностранцев: центр империи зла, полный танков и ракет; источник ночных страхов поколений европейцев и американцев. В то же время это самая эклектичная центральная площадь в мире — сочетающая венецианские зубчатые стены, немыслимый храм Покрова на рву (1560), попытки сочинить древнерусский музей и супермаркет, а также мавзолей величайшего материалиста в истории. В последний (который вновь после долгого перерыва открыт) стоит непременно зайти: как для того, чтобы дать вашим гостям увидеть нетленные мощи основателя левого движения, так и ради потрясающего интерьера работы Нивинского. Витгенштейн, принявший левое движение несколько буквально, посетив Москву в 1934-м, был глубоко тронут одновременно мавзолеем и собором Василия Блаженного. Это обстоятельство немало говорит не только о вкусе философа, но и о неожиданных сближениях архитектурных форм. Кроме того, эти два сооружения представляют собой две вершины русского зодчества — средневекового и просвещенческого.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Antip· 2011-09-16 23:53:19
    Огромное спасибо!
    Хоть я и не иностранец, но на некоторые места самому захотелось взглянуть..)
  • Jeniok· 2011-09-17 15:21:37
    Не уверен, что Горки Ленинские вообще Москва... Добираться туда, мягко говоря, в условиях прогулки "между встречами и деловыми обедами" чревато тем, что можно остаться без обеда и без встреч. Хотя место классное, сам часто туда езжу, людей нет вообще, а помимо музея рядом имеется прекрасная светлая усадьба на холме, где собственно Ленин и умер.
    Остальные места по-моему как раз весьма популярны, подойдут для самого обычного путеводителя.
  • Irina Gulneva· 2011-09-19 13:50:45
    Спасибо за содержательную "экскурсию"! Можно добавить еще Деревянный дворец Алексея Михайловича, возведенный не так давно в Коломенском. Этакий прекрасный лубок ).
Читать все комментарии ›
Все новости ›