Оцените материал

Просмотров: 3788

Заказчик как пациент

Кирил Асс · 28/08/2008
Проблемы заказчика зачастую не решаемы ни архитектурными, ни инженерными методами: нужна помощь психиатра

©  Фото автора

Заказчик как пациент
Я уверен, что в программу архитектурных учебных заведений стоило бы включить начальный курс психологии, если не психиатрии. Потому что проблемы заказчика, с которыми сталкивается архитектор, зачастую не решаемы ни художественными, ни инженерными методами. Причем если бы эти проблемы возникали лишь в области частного жилья, это было бы еще понятно. Но зачастую они встречаются даже в проектах, заказанных организациями.

Первые симптомы проявляются еще на ранних стадиях, еще до начала проектирования — при первых же разговорах с заказчиком, при составлении технического задания. Как правило, это фобии, связанные с широко распространенными в обществе заблуждениями и идеями. Наиболее распространены заблуждения об «экологичности» тех или иных форм конструкций и материалов. Почему-то считается, что дерево, кирпич и натуральный камень — «экологичные» материалы, а, скажем, бетон или стекло (и то и другое, в сущности, тот же камень) — нет. При некоторой въедливости заказчика эта фобия может распространиться и на более специфические элементы, например на типы утеплителя. То, что это явление не имеет отношения к заботе об экологии, выражается в совершенной индифферентности к другим, явно искусственным материалам, которые, однако, не несут в общественном сознании отметины «вредных», и в непоследовательности «экологической» риторики.

Когда проект двинулся с места, проявляются новые симптомы. Самых распространенных — два. Один из них я бы условно назвал «синдромом творческого соучастия», второй — «страхом обмана». Среди заказчиков, строящих не первое здание в своей жизни, встречается также «синдром второго дома».

«Синдром творческого соучастия» выражается в стремлении участвовать в разработке проекта — это внесение правок, иногда значительных, в проект; предложения определенных архитектурных решений; настойчивое желание знакомиться с проектными предложениями не по завершении этапа, а в процессе проектирования. Как правило, этот синдром связан со страхом «типового решения» — заказчик считает, что его обманут, подсунув нечто уже придуманное.

«Страх обмана» особенно ярко проявляется при проведении тендера на строительство. И хотя очевидно, что строители тоже своего не упустят, часто бывает, что заказчики верят в совершенно нереально заниженные предложения, упуская из виду то обстоятельство, что цены на рынке едины для всех и предложение цены, в два-три раза ниже среднерыночной, — как раз и есть настоящий обман.

«Синдром второго дома» проявляется в том, что заказчик неколебимо уверен в своем отличном знании всех подводных камней и технологий строительства; он связан с подавленным страхом обмана. В результате заказчик пытается авторитарно разрешать профессиональные вопросы, в которых он некомпетентен, что часто приводит к серьезным проблемам и в проектировании, и в строительстве.

Отдельной строкой следует выделить частные страхи и навязчивые идеи. Они у каждого заказчика свои. Следует отметить, что в моей практике большинство их относилось к помещениям санузлов. Интересно, что камнем преткновения оказываются наиболее интимные помещения. Выбор сантехники, планировочные решения, материалы отделки санузлов и бань приоткрывают самые затаенные проблемы личности. Остается только догадываться, какие личные обстоятельства заставляют одного заказчика настойчиво требовать, чтобы умывальники ни в коем случае не были белыми, а другого — отказываться от умывальников прямоугольных, поскольку они якобы не гигиеничны. И проблема даже не в том, что эти требования сложно выполнить. Просто они не формулируются, а высказываются в рамках дискурса «нравится — не нравится», поэтому приходится искать ответ по методу «холодно — горячо». Особенно странно проявление этих навязчивых идей при проектировании общественных зданий, когда, казалось бы, заказчик вообще едва ли когда-либо окажется в помещениях, о которых он так яростно спорит.

Когда же начинается строительство, все фобии и синдромы расцветают вновь одновременно, но уже в приложении к реальным людям, материалам и вещам. Всплывают все отрывочные знания, почерпнутые из рассказов «бывалых» или собственного нерелевантного опыта. Длительность строительства как процесса вызывает циклические приступы неудовлетворенности. «Страх обмана» обостряется с каждым посещением строительной площадки. Случайные слова монтажника превращаются в руководство к действию, а рекомендации инженера воспринимаются через призму недоверия. «Синдром второго дома» неожиданно всплывает снова, когда заказчик ультимативно заявляет, что та или иная проблема решается именно так, и никак иначе, ссылаясь на свой предыдущий опыт. А «синдром творческого соучастия» проявляется во все новых изменениях в проекте, происходящих уже прямо на площадке и вызывающих новые проблемы.

Так стройка превращается в источник постоянных страданий самого заказчика, архитектора, инженера и всех строителей, от менеджеров до последнего плиточника. Трудно сказать, до какой степени поможет архитекторам психологическое образование, но оно несомненно поможет смягчить стресс у всех участников процесса, начиная с заказчика и кончая отдельным рабочим, попавшим под горячую руку. Ведь хотя строительство дома и трудная работа, но это праздник создания нового, сотворения из разрозненных материалов и мыслей вещи, ранее не существовавшей.

 

 

 

 

 

Все новости ›