Освоение жителями своего города выражается в насыщенной «тротуарной» жизни.

Оцените материал

Просмотров: 15644

Требуйте везде!

Кирил Асс · 28/06/2011
На русском языке впервые опубликована одна из самых значительных книг о городской жизни

Имена:  Джейн Джекобс

©  Владимир Вяткин / РИА Новости

Требуйте везде!
В «Новом издательстве» вышла книга об устройстве города, которую хочется немедленно отправить почтой в мэрию, причем в пятидесяти экземплярах. Ее уже читает большинство москвичей, интересующихся градостроительством или градоустройством, и было бы хорошо, чтобы с нею познакомились и те, от кого зависит, как будет жить город. Она называется «Смерть и жизнь больших американских городов», ее написала Джейн Джекобс в 1958 году.

Джекобс не была архитектором или градостроителем, но была озабочена тем, как корпоративные интересы и градостроительные идеологии разлагают успешные городские образования и вместо развития городской среды приводят к ее разрушению. С тех пор была написана масса других сочинений, посвященных городской среде, изменились сами горожане, их манера жизни и общественные привычки, но значение работы Джекобс остается грандиозным. И, как ни странно, очень актуальным для Москвы и крупнейших русских городов, только теперь столкнувшихся с новой городской реальностью, полной автомобилей, столкновений коммерческих и гражданских интересов и распространения пригородного жилья. Хотя модели городского управления и финансовых отношений, градостроительные приемы и традиции в современной России и Америке 50—60-х значительно отличаются, основные проблемы крупных городов остаются более или менее сходными.

В своей работе Джекобс исходит из того, что город — это система человеческих взаимоотношений и способов жизни, которые создают пространство города, основанное на их разнообразии. А город благодаря сложности своего устройства порождает большинство ценностей культуры. Поэтому защита городской среды, как пространственной, так и человеческой, ее поддержка и создание условий для ее процветания — первейшая обязанность и горожан (которые стремятся к этому процветанию, просто поскольку ради него только и стоит быть в городе), и городских и государственных властей.

Это процветание, с точки зрения Джекобс, возникает, когда сочетаются несколько факторов. В первую очередь оно основано на смешении городских функций, причем не только на сочетании жилья и различных видов торговли, услуг и мелкой промышленности, но и на смешении жилья различных социально-экономических групп на одной территории. Плотность жилья должна быть достаточно высока, с тем чтобы горожане активно осваивали окружающую их местность, которая бы, в свою очередь, предоставляла им достаточно возможностей для заработка. Большое количество жителей и работающих на одной территории в разное время суток создает предпосылки для настоящего общественного контроля за порядком на улице: когда город пронизан взглядами множества глаз, возможностей для правонарушений гораздо меньше. Дальнейшее освоение жителями своего города выражается в насыщенной «тротуарной» жизни, поддержка которой, в свою очередь, требует предоставления горожанам достаточного простора для ходьбы и жизни по сторонам дорог. В рамках такого подхода проблемы транспорта второстепенны, поскольку города предназначены в первую очередь для жителей, а транспорт лишь одна из потребностей, которую следует удовлетворять с минимальными негативными последствиями для городской жизни. К сожалению, пытаясь решать транспортные проблемы за ее счет, городские власти часто об этом забывают.

Джекобс резко критикует идеологию пригорода и модернистского социального жилья, наследующих разным представлениям об «идеальном городе», но объединенных ошибочными представлениями о ценностях городской жизни и поведении жителей. Поскольку в Советском Союзе идеальный социальный город в разных архитектурных проявлениях был основой градостроительной практики, а коттеджные поселки де-факто стали основной системой частного постсоветского расселения, читать ее критику особенно полезно. Критика модернистских микрорайонов показывает, что проблемы, с которыми они сталкиваются у нас, не уникальное свойство наших городов. А критика рассредоточенного пригородного жилья указывает на то, с чем обитателям загородных домов придется бороться в ближайшем будущем: с безжизненностью своей среды и ее постепенным упадком и криминализацией.

Одной из главных проблем «идеального города» Джекобс видит одномоментность его создания. Город или район, созданный единовременно и рассчитанный на одну социальную страту, заведомо проигрывает, поскольку не предполагает никакого развития и изменений, то есть лишен жизни. С этим феноменом еще в 1593 году столкнулись венецианцы, возведя идеальный город Пальманова, в который, однако, никто не спешил переезжать и который в результате так и остался безжизненным поселком. Город по своей природе состоит из зданий разного времени. Благодаря им в нем возникают напряжения и разнообразие, создающие предпосылки для жизненной драматургии и пространства для того, чтобы разные люди с разными возможностями и потребностями могли проявить себя.

Все эти простые идеи, подкрепленные свидетельствами и примерами из опыта еще середины прошлого века, выглядят очевидными и вызывают характерное ощущение, что все это давно вертелось на языке. Вместе с тем многие вещи, являющиеся для американских городов естественными условиями существования, не только не типичны, но часто и вовсе невозможны для наших. Для Джекобс реалии давно сложившегося городского капитализма — естественный фон и направляющая сила развития городов. Для нас они всё еще в диковину — и частная собственность на землю и здания, и самоуверенное и решительное местное самоуправление, и активные объединения граждан по любому поводу, оказывающие влияние на городские власти. Да и сами выборные и оттого подотчетные горожанам городские власти исчезли из наших крупных городов.

Основной урок, который должны извлечь из книги Джекобс горожане и городские власти, заключается в том, что город сам по себе есть творческая сила, превосходящая все, что может придумать отдельный человек и что может создать любая бюрократия. Эта творческая сила возникает из сочетания различных устремлений людей, собравшихся в одном месте, выстраивающих между собой сложные отношения и вместе стремящихся к своему частному счастью в сосуществовании. Задача же тех, кого они выдвигают из своей среды для управления городами, — в поддержании питательной среды для творческой силы городов. Эта книга для городских сообществ в России может служить политическим манифестом, указывающим дорогу к современному полису и к возрождению настоящей городской жизни.

Джейн Джекобс. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011
Перевод с английского Л. Мотылева

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • eldarr· 2011-06-28 08:46:15
    такие книжки должны быть в открытом доступе
  • Kiril Asse· 2011-06-29 10:22:10
    @eldarr: по первой ссылке, собственно, лежит pdf на сайте издательства.
  • eldarr· 2011-06-29 10:48:24
    Kiril Asse, там только введение
Читать все комментарии ›
Все новости ›