Старая Москва была в основном застроена архитектурой хотя и очаровательной, но безнадежно вторичной.

Оцените материал

Просмотров: 19471

Двадцать лет одиночества

Кирил Асс · 07/04/2011
Московское правительство опять желает повелевать архитектурными стилями

Имена:  Александр Кибовский

©  Валерий Лукьянов  ⁄  PhotoXPress

Фрагмент фасада торгового комплекса «Европейский»  - Валерий Лукьянов

Фрагмент фасада торгового комплекса «Европейский»

Не так давно, как у нас уже писали, новый руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский заявил, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью. Хай-тек стал раздражающим фактором». Кроме того, он посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но тем не менее лучше их придерживаться. Примечательно, что незадолго до этого, в интервью на телеканале «Дождь», Кибовский сделал гораздо более далеко идущее замечание, указав, что в Москве «...проблема наличия архитекторов, которые умеют работать эстетически корректно в старой части города, сегодня реально существует, это большая беда, что у нас таких профессионалов очень мало».

©  Валерий Лукьянов  ⁄  PhotoXPress

Здание гостиницы «Красные холмы»  - Валерий Лукьянов

Здание гостиницы «Красные холмы»

Складывающееся из этих высказываний архитектурное видение совмещает в себе одновременно точный диагноз и полную чепуху. Хай-теком Москва наесться никак не могла, поскольку, строго говоря, архитектуры стиля хай-тек в Москве не было и не предвидится. Видимо, господин Кибовский имел в виду сооружения, претендующие на «современность» вообще, и тогда это высказывание печально сразу в нескольких отношениях. Во-первых, будучи искусствоведом по образованию и занимаясь сохранением архитектурного наследия, руководитель ДКН должен быть строже с терминологией. Во-вторых, следует признать, что двадцатилетний опыт возведения зданий в «исторических стилях» в Москве наглядно продемонстрировал, что этот прием нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием. Причем им страдают как наивные подделки под снесенные дома, так и масштабные «постмодернистские» творения известных архитекторов. И поскольку появления новых влиятельных архитекторов в городе в ближайшее время не предвидится, едва ли можно от тех же авторов ожидать внезапного перерождения. В-третьих, как ни странно, именно архитектура современная, но реализующаяся в строгих, тщательно продуманных рамках, очерченных градостроительными правилами, оттеняет и создает фон для памятников. В противном случае они оказываются затеряны среди новых, с иголочки «памятников» ненастоящих.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • wacky-woo· 2011-04-07 19:04:26
    "в Москве не так уж и много действительно ценных архитектурных сооружений, особенно дореволюционного периода. Старая Москва была в основном застроена архитектурой хотя и очаровательной, но безнадежно вторичной, лишенной не только блеска, но и вообще особенного качества" - как же так? Хорошая архитектура. Пожалуй даже более разнообразная и интересная, чем во многих европейских городах, например, в Праге. А ведь Прага - милейший город. А "вторичность" имеет свой московский колорит, с другим городом не спутаешь.
  • serge· 2011-04-10 09:10:37
    Поддерживаю предыдущего комментатора. Вообще, аргумент насчет "вторичности" звучит странно. Если исходить из этой логики, то и русские символисты и футуристы были вторичными. Практически все советское кино было вторичным, включая лучшие образцы, ибо снимали его, предварительно насмотревшись в Белых Столбах Бергмана, Антониони и пр. И что теперь?
  • Kiril Asse· 2011-04-10 14:24:23
    @waky-woo, serge: уважаемые комментаторы, справедливо защищая памятники московской архитектуры. вы упускаете из виду основной посыл статьи: подражание третьестепенным зданиям старой Москвы, которое выдавалось долгие годы за "защиту городской среды". в сущности ее разрушает, не порождая новых смылслов и залицовывая старые. Разумеется, как и было сказано выше, речь идет не о вторичности отдельных выдающихся зданий, а об основной массе мещанской двух-трех-этажной застройки, которая и составляет фон. среду, в которой и выделяются зачимые произведения.
  • Иван иванов· 2011-04-17 12:09:50
    Мещанская 2-3 этажная застройка была ценна не сама по себе, а в контексте старой Москвы. Как часть городской ткани. Когда целостный облик города начинает разрушаться, то становится видно, что большинство зданий, ранее образовывавших цельную и гармоничную среду на самом деле ничего из себя не представляют. Постройте в центре Питера несколько высоток, разрушьте небесную линию и все с удивлением обнаружат, что в этом городе ценных зданий совсем мало. То же можно повторить с любым другим туристическим городом.
    Беда Москвы как раз в том, что целостный облик города был разрушен, причем, довольно давно (где-то в конце 19 века). Поэтому, непонятно, что является тем окружением, в которое нужно встраиваться архитекторам. Любое новое строительство только увеличивает хаос, независимо от качества архитектуры.
  • Kiril Asse· 2011-04-17 13:56:08
    @Иван иванов: Вы совершенно правы, в части истории распада "Старой Москвы". Однако следует признать, что это совершенно неизбежный процесс в одном из крупнейших городов обширной империи. Скорее следует удивляться тому, что так много сохранилось, нежели тому, что город хаотичен. Возможно за это следует благодарить Хрущева, перенесшего основное строительство за пределы железодорожного кольца.
Все новости ›