Оцените материал

Просмотров: 5435

Первая биеннале архитектуры в Москве

Кирил Асс · 30/05/2008
Наконец-то в Москве состоялась архитектурная выставка с ясной темой и серьезным отбором, сделанная с отменным вкусом, полезная и для архитекторов, и для публики

©  Марьяна Титкова

Первая биеннале архитектуры в Москве
Наконец-то в Москве состоялась архитектурная выставка с ясной темой и серьезным отбором, сделанная с отменным вкусом, полезная и для архитекторов, и для публики
В Москве открылась Первая биеннале архитектуры. Пока эта выставка еще несет в себе черты старой «АРХ Москвы», но уже видны первые шаги в сторону нового типа экспозиции, и они — все до одного — отрадны.

Куратором биеннале был приглашен голландец Барт Голдхоорн, основатель и редактор лучшего нашего профессионального архитектурного журнала «Проект Россия». Голдхоорн по образованию архитектор, издает журнал уже более десяти лет и знаком с ситуацией в русской архитектуре не понаслышке. При этом он отчетливо видит проблемы современной русской архитектуры в международном контексте.

Пока не очень понятно, заменит ли биеннале «АРХ Москву» — выставку, которая до сих пор занимала место главного архитектурного события года (в этом году она стала как бы одним из проектов биеннале, хотя статус ее неясен). «АРХ Москва» всегда была коммерческой выставкой, хотя и включала в себя, в той или иной степени, творческие проекты (за их счет она привлекала зрителя). Это всегда была ярмарка, и не только архитектуры. Биеннале делает рывок в новом направлении — в сторону чисто архитектурной выставки, отдельной от насущных деловых вопросов. Выставки концептуальной, предъявляющей зрителю архитектуру как таковую и архитектуру в общественном пространстве.

Это важный момент, потому что представление об архитектуре, ее дискурс в обществе все еще не сформирован, а то, что выступает в этом качестве, находится на крайне низком уровне. Мы не знаем не то что каких-то современных тенденций, мы не знаем, что это за жанр мысли такой, о чем это все вообще и с чем это принимать.

В этой непростой ситуации Голдхоорн выбрал идеальную тему. Слоган выставки — «Как жить?». За ним скрывается очень простая и четкая цель — повернуть архитекторов и общество лицом друг к другу. В архитекторах — пробудить понимание того, что проектирование жилья (и не «элитного», а обычного, среднего) — не проклятие, а искусство. Обществу продемонстрировать, что и семья со средним достатком может и должна жить не в убогих домах «среднего ценового сегмента» (в лишенных инфраструктуры районах новостроек), а в домах и кварталах, спроектированных с умом, сделанных качественно и при этом не претендующих на дутую эксклюзивность.

Главная экспозиция в ЦДХ продолжает свои коммерческие традиции. Центральный блок, в котором выставляются архитектурные бюро, окружен кольцом поставщиков материалов, мебели, светильников и других предметов материальной культуры. Характерно, что в этом году в архитектурной зоне почти нет крупнейших московских бюро, в основном ее оккупировали молодые амбициозные компании. Проекты, как обычно, более имиджевые, нежели профессионально интересные, но поэтому зрелищные. Некоторые и профессионально интересные, и зрелищные — например, грандиозный проект развития набережной Калуги бюро «Яузапроект», или изысканный стенд и проект бюро АДМ, или трогательный (ручной работы) стенд компании «МАК и Архитекторы». Более известные бюро стали участниками сильного проекта, представленного на первом этаже ЦДХ, — «АРХ Москва» провела среди 14 архитектурных компаний конкурс градостроительных решений под названием «Квартальный вопрос». И хотя проекты одних — концептуальные схемы, а других — чуть ли не реализованные объекты, в целом возникает ощущение, что кто-то у нас все-таки иногда думает о жизни.

Но этот опыт меркнет перед экспозицией, расположившейся в импровизированном зале, устроенном в открытой колоннаде ЦДХ, обращенной к Москве-реке. Эта зона называется «Международный павильон». Барт Голдхоорн отобрал 15 архитекторов из Европы и Японии, занимающихся среди всего прочего и жильем. Среди них есть относительно известные имена, есть и совсем незнакомые, но самое главное — это цельная, самостоятельная, вдумчивая и по-настоящему важная выставка, ценная и для профессионала, и для любого интересующегося человека. Единственный, быть может, минус — недостаточно подробные описания, точнее, не очень доступные, как нам показалось, для неспециалиста. Зато какие проекты! Вот роскошные (с архитектурной, а не с денежной точки зрения) дома Баумшлагера-Эберле. Вот странные и трогательные поселки Криера+Коля, с удивительными макетами. Вот строгие проекты Буркхалтер и Суми. Вот замечательно диковинный дом на пять квартир NEXT architects. И самое, может быть, поучительное — реализованный проект реновации квартала панельных пятиэтажек в бывшей ГДР работы Стефана Форстера, показывающий, что даже из такого депрессивного материала можно с минимальными затратами сделать прекрасный жилой район.

Рядом — скромная экспозиция, посвященная социальному жилью Мадрида, где работают ведущие силы мировой архитектуры. И это тоже знак: когда такие люди, как Foreign Office Architects и МВРДВ работают над жилыми кварталами для обычных людей, начинаешь лучше понимать, чем должен заниматься архитектор. Точнее, о чем не должны забывать архитектор и муниципалитет.

Еще одна площадка биеннале — МУАР, Российский павильон. Здесь три экспозиции: о домах-коммунах 20-х годов, «Новые города» (она откроется 5 июня) и «Персимфанс». Выставка о домах-коммунах, а точнее, о здании Наркомфина и коммуне на Гоголевском наконец дает возможность широкому зрителю понять, почему архитекторы так носятся с этими домами и какое они имеют значение для истории и практики современной архитектуры. А не очень удачная, в сущности, попытка журнала AD инсценировать в нескольких квартирах якобы проведенный ремонт и начавшуюся новую жизнь искупается самим фактом проявления интереса к этой архитектуре со стороны дизайнерского глянца.

Тем временем ведущие архитекторы Москвы выставили свои почти художественные проекты в «Руине МУАРа». Куратором этой выставки выступил Давид Саркисян. Тут собрались сливки московской архитектуры: «Меганом», Бродский, Аввакумов, Козырь, Евгений Асс, ДНК, «Бюро Moscow», Лызлов, «Обледенение Архитекторов», ТПО «Резерв», Арт-Бля и Скуратов. Такой выставкой не стыдно представить Россию и на Венецианской биеннале, и где угодно. В «Руине» наконец поставили хороший свет, и драматический потенциал пространства заработал. Бродский с Юрием Григоряном из «Меганома» блестяще спроектировали экспозицию, а наши лучшие архитекторы сделали по-настоящему великолепные работы, полные глубокой мысли, формально отточенные, волнующие и разум и сердце.

Наконец-то в Москве состоялась архитектурная выставка с ясной темой, серьезным отбором, ориентированная на общественные нужды, даже пропагандистская в каком-то смысле, сделанная с отменным вкусом, полезная и для архитекторов, и для публики. Экспо-Парк сделал невозможное. Такой «АРХ Москвы» у нас еще не было, и если такой теперь всегда будет Московская архитектурная биеннале, то нам с вами можно только позавидовать.

«АРХ Москва в ЦДХ - до 1 июня 11-19 часов
Актуализация Генплана Москвы в ГТГ на Крымском Валу - до 22 июня 11-19 часов
«Международный павильон» в колоннаде ЦДХ - до 22 июня 11-19 часов
Фестиваль «Под крышей дома» в ГТГ на Крымском Валу - до 22 июня 11-19 часов
«Русский павильон» в МУАРе:
Руина «ПЕРСИМФАНС» - до 22 июня 11-19 часов
Аптекарский приказ, «Дома-коммуны» - до 22 июня 11-19 часов
Анфилада, «Новые города» - с 5го до 22 июня 11-19 часов
Все новости ›