Оцените материал

Просмотров: 4483

Бьёрн Мельхус. Deadly Storms

Катрин Беккер · 15/05/2008
Ребенок в пижаме и с плюшевым мишкой как объект, манипулирующий сознанием зрителя
Катрин Беккер, куратор и руководитель берлинского Видеофорума, специально для Openspace.ru представляет крупнейшие фигуры современного видеоарта.
Берлинский художник Бьёрн Мельхус, родившийся в 1966 году в Германии, в своих видеоработах анализирует глобализованное медийное пространство – как оно устроено, каковы механизмы его воздействия на нас. Ведь мы ежедневно выдерживаем неудержимый поток рекламы, ток-шоу, сериалов, или – как в работе Deadly Storms («Страшная гроза») – программ новостей, которые превращаются в инфотейнмент и стремятся то и дело пощекотать нервы зрителей картинами ужасов.

Видеоинсталляция Deadly Storms (2008) существует как в трехканальном, так и девятиканальном варианте, и вот последний как раз и показан сейчас в Москве – это мировая премьера. Так или иначе, в этой работе Мельхус использует фрагменты передач ведущего американского новостного канала Fox News, который входит в медийную империю австралийского магната Руперта Мердока. Центральный элемент каждого из каналов этой инсталляции – странно бледный, лысый диктор, показанный так, как будто это мраморный бюст (это сам Мельхус – он почти всегда на экране собственных работ). В рваном ритме эта фигура произносит фразы, тщательно синхронизированные художником: порой возникает впечатление, будто она ведет диалог с персонажами других экранов, порой патетически обращается к публике, а то вдруг превращается в хор клонов, произносящий абсолютно одно и то же сообщение.



Часть произносимых текстов намекает на приближающуюся угрозу, но при этом остается неясным, в чем же она заключается. («There is an ongoing situation. – About what? – We don´t know...»/»Ситуация продолжает развиваться. – Так в чем дело? – Нам неизвестно...») Ссылки на государственные авторитеты («We are in close contact with State and local authorities and are acting in their direction»./»Мы поддерживаем постоянный контакт с федеральными и местными властями и действуем согласованно с ними»), анонсы новых сообщений («We will release additional information»./»Мы ожидаем дополнительной информации») в конце концов создают у привычной уже публики впечатление опасности, связанной с ключевыми словами «террористическая атака», «заговор», «наркотики»: после 11 сентября 2001 года западный мир находится в состоянии War on Terror, войны с терроризмом, в состоянии постоянной готовности к отражению угрозы. Недостаток конкретных сведений восполняется потоком впечатляющих клише, бомбардирующих публику. Меж тем инсталляция цитирует всего лишь фрагменты из типичного американского прогноза погоды.

Канал Fox News часто критикуют за тенденциозность информационной политики. Мельхус подчеркивает и одновременно разоружает их манипулятивность: за счет постоянных повторов стереотипные «впечатляющие» элементы новостных программ окончательно теряют всякий смысл. В то же время работа Мельхуса поднимает вопрос о том, как формируется идентичность человека в реальности, сверх меры пронизанной медийными структурами.

В основе многих работ Мельхуса – анализ языка и речевых конструкций. В качестве основного персонажа выступает, как правило, он сам, словно автомат произносящий фрагменты готовых текстов – обработанные на компьютере отрывки различных звукозаписей. Роли, которые Мельхус исполняет в своих работах, по большей части утрированы, напоминают комикс: он то гном, то прославленный телевизионный кумир, то девушка в национальном наряде, то умилительное дитя в пижаме и с плюшевым мишкой – и все это в комичном, пародийном ключе; Мельхус себя не жалеет. К этому добавляются фрагменты телевизионного дизайна: вырванные из контекста логотипы, абстрактные схемы изображений, световые эффекты. И всегда – навязчивые повторы, звуковые и визуальные. В одном кадре один и тот же персонаж клонируется, многократно повторяясь в совершенно одинаковом виде. Отсюда четкий ритм, который всегда присутствует у Мельхуса: он узнаваем для современного человека, привычного к MTV, и он обнажает манипулятивные структуры медийных механизмов. К тому же видео Мельхуса всегда закольцованы: как и у новостных каналов, у них нет ни начала, ни конца.

Работа Бьёрна Мельхуса Deadly Storms до середины июня демонстрируется в GMG-галерее

 

 

 

 

 

Все новости ›