Оцените материал

Просмотров: 33622

Андрей Кузькин, от которого чего-то ждут

Дмитрий Тимофеев · 15/04/2009
Он только что получил премию как лучший молодой художник 2008 года. Но кто он, собственно, такой?

Имена:  Андрей Кузькин

©  Евгений Гурко

Андрей Кузькин, от которого чего-то ждут
Мастерская Андрея Кузькина скромна. Находится она вроде бы на первом этаже, но ощущение такое, будто ты в полуподвале. Казалось бы, художническая мастерская — там должны быть работы. Но лишь несколько картонок с надписями, черточками и циферками да пара бедных изображениями холстов висят по стенам. В кладовке под потолком рулоны холстов, но это холсты отца Андрея, его уже нет в живых. Большая часть мебели сохранилась с конца семидесятых — начала восьмидесятых. Она поскрипывает. Иногда кажется, что стул сейчас развалится, а что вот этот стол не надломился под скульптурками — чудо.

Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично. Впрочем, мебель перешла Андрею по наследству от отца. Вместе с мастерской.

Над столом — рабочим и обеденным одновременно — обертка от шоколадки «Аленка». Прямо в Аленкин рот воткнут бычок. Еще над столом вырезка из газеты: известие о смерти Алена Роб-Грийе. Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей.

Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции») в 2002 году. Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно. Макеты, реже обложки. Пару лет после института еще работал на энтузиазме — за идею. Теперь скорее за деньги. За идею теперь — искусством.

«Вот сейчас вроде премию дали, можно немножко позаниматься, наконец, чем хочу. Успех какой-то условный... Жена перестала думать, что ерундой какой-то занимаюсь. С выставки неожиданно совершенно купили что-то. Хотя я какую-то часть денег уже роздал — друзьям надо помочь. Может, вернут, конечно, не знаю. Сын еще маленький растет, ему тоже что-то нужно...».

Андрею Кузькину дали «Инновацию». Рассчитывал Андрей на это? Похоже, нет. Похоже, и не думал об этом особо.

©  Евгений Гурко

Андрей Кузькин, от которого чего-то ждут
Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным. Так как сам Андрей человек не очень подъемный. Познакомился там Андрей с Хаимом Соколом. А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. То есть начать, наконец, выставляться. Потому что, как известно, художник, который не выставляется, не художник в полной мере.

Таковым «нехудожником» Андрей к тому моменту уже некоторое время был. Рисовал гуашки — для себя. Андрей достает их показать из довольно большой папки и раскладывает на полу. Гуашек несколько десятков. Может, и за сотню. Поначалу Андрей несколько смущается, но минут через пять пол мастерской устлан старыми работами. Портреты, пейзажи. В таком «наивном» ключе. На портретах — круглые лица родных и друзей. На пейзажах — много неба. Есть целая серия — «Окна». Просто окна. За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо.

Постепенно взгляд его переходил от того, что дальше, к тому, что ближе. Вместо неба на картинках появилась земля. Та, что под ногами. С комочками грязи, жвачками... Только земля. Ничего больше.

В 2004 году Андрей сделал серию «скульптурных пейзажей». Название, впрочем, довольно условно. В сущности, это такие странные скульптуры: алюминий, свинец, камень, сено. Из этого всего, отлитого в формы, обработанного, спрессованного, складываются лишенные повествовательности (пусть автор и говорит о некой «своей алхимии», приписывая разным материалам те или иные свойства), но при этом — внутренне цельные, самодостаточные композиции, обладающие какой-то внешней бесхитростностью и простотой, но в то же время чем-то притягивающие. Работы, по которым видно: да, это художник. Он обладает эстетическим вкусом. Чувствует материал. Умеет работать с ним.

«Это мы летом уехали с женой в деревню, там я буквально за несколько месяцев все и сделал. Купил на заводе кучу алюминия, потом мы его плавили, в печке или на костре, не помню... На костре все-таки. Чуть дом не сожгли, правда. С третьего раза только форму удержать получилось. Треугольную такую как бы. А потом кусок алюминия на пласт сена поставили просто. Я сено пропитал ПВА, такой получился брусок... Тема, в сущности, природная. Я природу люблю. О какой-то слитости с природой тут, наверное, речь идет. Я эти работы нигде не показывал — ну, кроме одной довольно случайной выставки в Костроме — и не буду, наверное».

©  Евгений Гурко

Андрей Кузькин, от которого чего-то ждут
Самих работ я не видел — только фотографии в портфолио, ласково именуемом Андреем «каталожком». И, даже несмотря на это, зря не выставлял. Определенно стоило бы.

Среди прочих скульптур — ботинки, утопленные в цементе, стилизованном под землю. Слитость с природой. Но тот, кому эти ботинки принадлежали, из них вышел. «Я в какой-то момент понял, что это для меня совсем уже пройденный этап». — «А потом?» — «А потом стал рисовать рисуночки со всякими проектиками. Я нарисовал пару десятков рисуночков со всякими идеями и просто, не зная никого, ходил по всяким галереям и спрашивал, что мне с этим делать. Вообще — как? Потом подошел к Даше Пыркиной, просто с улицы, и говорю: вот скажите, художник я или не художник?»

Эти же «проектики» оценил и Хаим Сокол. И позвал Хаим Сокол Андрея Кузькина выставляться в типографию «Оригинал».
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:23

  • klichuk· 2009-04-15 15:51:39
    что же Вы не написали о перфомансе, благодаря которому Андрея номинировали?
  • iosifcheburashkin· 2009-04-15 18:28:49
    автор статьи слабо поинтересовался жизнью художника, прямо скажем, или все пропустил мимо ушей. в тексте куча фактических ошибок, начиная с года окончания института – 2001 и, кончая тем, что Андрей, действительно работая в мастерской отца, практически всё там переделал своими руками. А.К. – отличный дизайнер, сейчас он к этому несколько поостыл, но то, что он оформил, он делал именно художественно, кстати, закончил он МГУП с красным дипломом им. Родченко за инновацию (в области дизайна).
    И гуаши его отличные, экспрессивные, живые, и их у него сотни!
    И жена его не баба с коромыслом, чтоб только после вручения ему премии понять, что ее муж - художник, а не занимается всякой ерундой..!
  • antufev· 2009-04-16 03:47:12
    мне говорили что он наоборот зазнался давно
    хотя выставка на арт стрелке была приятная
  • miah_lokos· 2009-04-17 00:10:32
    очень небрежная статья - много фактологических неточностей,отсебятины, невежества на грани хамства. в лучших традициях советского фельетона.
  • konstryktor· 2009-04-17 11:20:41
    Все такие зануды. Статья как статья, нормальная. Можно подумать в хвалебных статьях на ваши выставки не бывает неточностей и отсебятины. Ну только она же хвалебная.
  • miah_lokos· 2009-04-17 23:50:26
    уважаемый конструктор, это нормальная статья для "комсомолки". если вы считаете, что это критическая статья и поэтому "мы" недовольны, то вы глубоко заблуждаетесь. во-первых, потому что жанр путевых заметок ( для данной статьи это комплимент) и критический анализ суть совершенно разные вещи. во-вторых, не надо оправдывать чей-то ( или это ваше сочинение?) непрофессионализм ошибками других. в-третьих, такого вопиющего неуважения я не встречал ни в хвалебной, ни в ругательной прессе.
  • nota_be· 2009-04-18 11:58:14
    Хамовито - начиная с заголовка "кто он собственно такой?"
    И далее почти везде - поздравляю, гражданин, соврамши! Вот сразу что это - "для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично". Мои знакомые художники около 30 лет как раз в такой обстановке почти все живут - но несмотря на повальную страсть к ретро, их совершенно не стоит называть среднестатистическими.
    Впрочем, на среднестатистического читателя текст неприятного впечатления не произведет - интонаций он не улавливает. А про Кузькина ничего не знает. Такому читателю как: длинную статью опубликовали, не очень понятную - значит, хороший, важный художник.
  • gefestion· 2009-04-18 18:48:01
    "И погибнет Андрей Кузькин, молодой и талантливый. И станет очередным деятелем искусства, штампующим средние работы, как кое с кем из молодых стало. И исчезнут из его искусства те живящие его уютность и непосредственность." - Дмитрий Нострадамус, вон из профессии!
  • dmtimofeyev· 2009-04-19 19:32:47
    Уважаемый Иосиф Чебурашкин!
    Год окончания института - да, кажется, тут напутал. Принимаю.
    О мастерской, дизайне и проч. - непосредственно со слов Андрея. Не принимаю.
    О гуашах - это вопрос вкуса. Не принимаю.

    Уважаемый Хаим!
    Прошу обосновать критику и указать на "много фактологических неточностей, отсебятину, невежество на грани хамства", чтобы Ваши комментарии не были похожи на пустословные письма оскорбленных читателей в "Комсомолку". Давайте общаться конструктивно.

    Уж чего-чего, а неуважения по отношению к Андрею и его работе автор не испытывает. И Андрея, и его работу я уважаю и считаю достойными всяческого внимания.
  • miah_lokos· 2009-04-19 21:24:18
    "Казалось бы, художническая мастерская — там должны быть работы. Но лишь несколько картонок с надписями, черточками и циферками да пара бедных изображениями холстов висят по стенам. В кладовке под потолком рулоны холстов, но это холсты отца Андрея" Отец Андрея был графиком, живописью не занимался. На стеллажах хранятся работы отчима Андрея - Евегния Гора. Работ Андрея в мастерской тоже полно, только не на стенах, точнее не всегда на стенах. В конце концов это мастерская современного художника и на стенах необязательно должно быть работы.

    "Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично." Кто такой среднестатистический арт-москвич? Впрочем, об этом уже писали.

    "Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей." Незадлго до вашего визита Андрей сделал ремонт в мастерской и многое изменил. Хотя атмосфера осталась, наверное, из-за того , что Андрей все делал из старой мебели и досточек и ничего не выбрасывал.

    "Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции»)" По-русски это называется Полиграф, важно упомянуть хотя бы в контексте концептуалистской традиции.

    "Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно." Именно художественно, вы хотя бы посмотрели интереса ради.

    "Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным." До этого они вместе объехали с рюкзаками всю Европу.

    "А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. " Да Вам былины писать, а не статьи.
    "За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо" . Личное мнение правильно высказывать как личное, а не вообще "гуашки себе и гуашки".
    Скромнее надо быть.
    И так далее в каждом абзаце. Думаю, не стоит продолжать. Я за свои слова отвечаю в отличие от вас. А насчет "Комсомолки" серьезно подумайте.
  • dmtimofeyev· 2009-04-20 02:28:39
    "Казалось бы, художническая мастерская — там должны быть работы. Но лишь несколько картонок с надписями, черточками и циферками да пара бедных изображениями холстов висят по стенам. В кладовке под потолком рулоны холстов, но это холсты отца Андрея" Отец Андрея был графиком, живописью не занимался. На стеллажах хранятся работы отчима Андрея - Евегния Гора. Работ Андрея в мастерской тоже полно, только не на стенах, точнее не всегда на стенах. В конце концов это мастерская современного художника и на стенах необязательно должно быть работы.
    - Не обязательно, да. Принимаю. О том, что это работы отчима, Андрей ничего не говорил. Сказал, что отца. Не принимаю.

    "Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично." Кто такой среднестатистический арт-москвич? Впрочем, об этом уже писали.
    - Принимаю.

    "Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей." Незадлго до вашего визита Андрей сделал ремонт в мастерской и многое изменил. Хотя атмосфера осталась, наверное, из-за того , что Андрей все делал из старой мебели и досточек и ничего не выбрасывал.
    - Со слов Андрея. Не принимаю.

    "Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции»)" По-русски это называется Полиграф, важно упомянуть хотя бы в контексте концептуалистской традиции.
    - Допустим, но лишь из уважения к Вам.

    "Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно." Именно художественно, вы хотя бы посмотрели интереса ради.
    - Со слов Андрея: "В основном макеты, книжки редко очень". "Интереса ради" в мастерской их не было.

    "Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным." До этого они вместе объехали с рюкзаками всю Европу.
    - Со слов художника. Не принимаю.

    "А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. " Да Вам былины писать, а не статьи.
    - Не аргумент.

    "За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо" . Личное мнение правильно высказывать как личное, а не вообще "гуашки себе и гуашки".
    Скромнее надо быть.
    - Хм... То есть, "по моему личному мнению, гуашки себе и гуашки". Так? Ведь это даже не монография "Значение Андрея Кузькина в искусстве первой половины XXI века". Это авторская статья в издании. И никакого "вообще" в ней быть не может. Личное мнение априори.

    И так далее в каждом абзаце. Думаю, не стоит продолжать. Я за свои слова отвечаю в отличие от вас.
    - Я не ставлю себе задачей никого оскорбить, в отличие от Вас. Допустим, есть пара фактических ошибок и пара стилистических косяков. Но "вопиющего неуважения", по поводу которого Вы вопиюще возмущались, как-то из Вашей аргументации не очень видно. Понимаю, что Вас, как человека, пристрастного к личности художника, что-то могло покоробить. Но причём здесь "советский фельетон"? Если уж Вы так отвечаете за свои слова, ответьте и за это. В чём задача фельетона? Высмеять порок. Если задача этого текста, по-Вашему, - высмеять Андрея, то Вы - мастер интерпретаций, сиречь - вчитывания в текст своих смыслов. Если Вы отпускаете такую критику "для красного словца" - не говорите о том, что автор "не отвечает за свои слова". Отвечать за слова - не значит доказывать свою правоту аргументами типа "Вам бы былины писать". Я готов признать свои недочёты, но не намерен признавать фантомы о "вопиющем неуважении" сколь бы то ни было близкими реальности.
    О фактах - я не биограф, я лишь процитировал или пересказал поведанное Андреем.
    О жанре текста - "путевая заметка" - не комплимент этой статье, а её определение. Об искусстве, которым занимается человек, здесь сказано куда меньше, чем о непростой ситуации, в которой он оказался. Критиковать его за то, что это - "не критический анализ" - всё равно, что критиковать камень за то, что он - не бумага.
  • degot· 2009-04-20 10:44:00
    Хаим, мне кажется, у Вас типичные для молодого художника претензии к критике: вы ожидаете, что это будет умный и прежде всего лояльный пересказ слов художника, постановка его в теоретический контекст, интеллектуальный пиар-текст, так сказать. Тренерская поддержка. Так думают все художники, вовлеченные в современную арт-систему - гранты, резиденции, выставки и тп., где рука руку моет и все заодно со всеми против широкой публики, которая кажется неумной и примитивной. Это ровно то представление, которое, как мне кажется, ограничивает современное искусство. Художники не привыкли "выглядеть со стороны". А вот Дмитрий Тимофеев как раз и смотрит со стороны, и пишет, что увидел - даже если художник утверждает нечто другое. И пишет весьма доброжелательно, как мне кажется, - прежде всего потому, что смотрит внимательно. Так что, Дима, продолжайте в том же духе, факты обязательно проверяйте, но также доверяйтесь своим впечатлениям.
  • CortoMaltese· 2009-04-20 14:49:39
    to degot: я не молодой художник/художница, но и мне текст кажется неудачным. Как и прочие тексты того же автора. А вот этот пассаж -
    "Допустим, его возьмет под свою опеку какой-нибудь куратор (галерист) и скажет: «Андрюша, я знаю, как тебе быть. Делай то, то и то — и всё у тебя будет отлично, поедем туда, туда и туда...»" - к тому же выдает в авторе не человека со стороны, а человека, подпавшего под влияние странных стереотипов. Если вашей задачей стал поиск "естественного человека" Руссо, который должен ходить по художникам и реагировать непосредственно, уж позаботьтесь о том, чтобы не забивать ему голову своими представлениями о мироустройстве.
  • gefestion· 2009-04-21 05:03:18
    "Доверяйтесь своим впечатлениям" - последние слова старшего товарища по цэху, участливым тоном Дёготь. "Импрессио, импрессио, брависсимо, дображелательный вы мой Дима!"
  • miah_lokos· 2009-04-22 00:58:02
    катя, зачем вы обобщаете? у меня нет претензий к критике вообще, а только к данной статье, которая, на мой взгляд,,повторяю, написана небрежно стилистически со множеством досадных фактологических неточностей. и дело вовсе не в том , что я "молодой" художник ( спасибо, что указали мне мое место), и потому ,как вам ( ошибочно) кажется, защищаю какие-то корпоративные интересы. поймите, дело здесь не в политике. я довольно хорошо знаю , чего можно ожидать от текста, поскольку мне самому приходилось писать нечто подобное. я за критический анализ, но против необоснованного снобизма, за размышления, но против наставлений и ерничания, за взгляд со стороны, который может и даже должен быть субъективным, но против идеологической ангажированности и предвзятости. и ожидаю я вовсе не лояльности, а элементарного уважения, которое проявляется в то числе и во внимании к мелочам. как-то так.
  • dmtimofeyev· 2009-04-22 21:23:19
    Уважемый CortoMaltese!
    Никто мне голову "своими представлениями" не забивал. Могу назвать Вам пяток художников (не только молодых), находящихся (или находившихся) в зависимости от куратора-галериста. Это не стереотипы, а, увы, иногда (не очень часто, к счастью) реальность.
    Все тексты того же автора могут казаться или не казаться удачными. Это дело вкуса.
  • CortoMaltese· 2009-04-22 22:25:13
    Уважаемый Дмитрий!
    Вы понимаете, ничего личного - кому поп, кому попадья. Но если Вы знаете "пяток" молодых художников, то Вы уже точно, стопроцентно не "со стороны", как пытается нас уверить degot.
    А в Ваших статьях лично меня раздражает именно интонация, есть в ней что-то - возможно, несознательно - снисходительное. Вот Кузькин, например, у Вас получается зайчик такой, скакал, скакал по лесу, а на него, глядишь, большие дяди капканы уже ставят. А зайчик глупенький, чу! и уже ножки лишился, дядя-капиталист отъел.
  • dmtimofeyev· 2009-04-23 19:11:53
    Уважаемый CortoMaltese!
    Здесь возможно разное понимание Вами и редактором определения "со стороны".
    Спасибо за критику. Если и есть в интонации что-то "снисходительное", то оно уж точно несознательное. Постараюсь быть внимательнее.
  • CortoMaltese· 2009-04-23 22:48:38
    Дорогой Дмитрий!
    Спасибо за корректную дискуссию.
  • d___p· 2009-05-03 20:41:53
    присоединюсь к обвинениям автора текста в фактологических неточностях
    во-первых, выставок в "оригинале" было две. первая, "про верю", на которую андрея действительно позвал хаим - в свою мастерскую
    вторая - в рамках цикла "молодым везде", которую устраивал уже не хаим, а я (упомянутая в статье даша пыркина). кроме андрея, там был хаим в качестве участника и даша буюн. и пространство было другое. и именно там и были, в числе прочего, выставлены тапочки

    и второе. совершенно не ясно почему, как справедливо отмечено в первом же комментарии, оставленном автором без реакции, из повествования выпали все веретьевские работы андрея. за одну из них он и получил "инновацию", за все вместе в комплексе - звание наследника концептуалистской традиции
    эти вещи наряду с арт-стрелковской выставкой представляются мне наиболее яркими в биографии кузькина. и уж точно без них его биография выглядит очень и очень скудно

    и еще. по поводу ремонта в мастерской, дизайнерских работ и проч. - а что, автора не учили, что художникам не всегда можно верить? т.е. основывать такие вот "путевые заметки" только лишь на словах художника - не совсем верный ход?
  • d___p· 2009-05-03 21:15:21
    да, и еще, конечно, совместная с хаимом выставка и перформанс в стелле

    а то какая-то куцая статья получается. непонятно, почему именно этому художнику дали премию, и почему все вдруг чего-то от него "ждут"...
  • rocnoqu_npocmu_rpexu_ero· 2009-05-03 23:54:10
    Остроумно придумано: иным надо идти в мастерскую, чтобы что-то писать, а тут потому пишут, что в очередной мастерской побывали. «Жанр путевых заметок» по Хаиму Соколу – но вообще-то формально пародия. Веселый жанр. Видимо, отсюда неоднократно отмеченная выше живость автора. Слишком уж выплясывающего на просцениуме. Это называлось «интонацией», называлось «хамством» (это если фамильярность как интонация плюс фамильярность как неаккуратность с фактами личного свойства), и вообще спор в каментах, с первого же материала нашего автора, – «есть интонация, нет интонации». Нет никакой «интонации». Она вымучивается, так что человеку разыскривляться потом надо, чтобы соответствовать. Вот это есть. В остальном перепутай он хоть отца и отчима, не то что их вещи, - к портрету Андрея Кузькина и, значит, главной задаче нашего автора это не относится. А за прошлый куликовский ГОН, который тупо - «без «интонации» - переписан с диктофона, но ты прямо видишь этой существо, бесконечно влюбленное в себя, не изменившееся ни капли, - за это даже пребольшое спасибо.
    Ну а что непонятно, почему премию дали, так это как раз и понятно: потому что никому не понятно. А ты пляши давай, автор. И наш автор, уже потихоньку подпрыгивая, поглядывает краем глаза на своего героя - ну а он-то чего, как неродной? Ща мы его...
  • dmtimofeyev· 2009-07-02 17:58:16
    Уважаемая Дарья!
    "Обвинения" - звучит, как в суде.
    За замечания спасибо. К сожалению, текста уже не изменишь. Если что-то задело Вас лично - примите мои извинения.

    Уважаемые доброжелатели!
    Зачем же скрываться под псевдонимами? Это совсем несерьёзно.
Все новости ›