Оцените материал

Просмотров: 68827

Гордон Матта-Кларк и десять его интервенций

Ксения Гурштейн · 17/03/2009
6. Day’s End («Конец дня»). Пирс 52 на Гудзоне, Нью-Йорк. 1975

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Конец дня

Конец дня

К недовольству городских властей, у которых опять-таки не спрашивали разрешения, в этом проекте Матта-Кларк облюбовал огромную пустующую верфь на заброшенном нью-йоркском пирсе. Вырезав в стальных стенах и потолке длинного здания одну большую дыру в форме эллипса и многочисленные меньшие дыры, Матта-Кларк, по описаниям очевидцев, превратил ангар в храм, правильно рассчитав, как будет падать закатный свет внутри здания в жаркий августовский вечер. Томас Кроу пишет об этой работе: «Подход, который объединяет все творчество Матта-Кларка от начала до конца, — это острое чувство неудовлетворенности неподвижностью традиционной скульптуры и архитектуры. Его незаконное вмешательство в здание на пирсе 52 активировало его, превратило его в неоконченное повествование в живом режиме времени и с настоящими последствиями». Здание, правда, было довольно скоро «заштопано» властями города. Видео можно посмотреть здесь.

7. Conical Intersect («Коническое пересечение»). Район Ле-Аль, Париж. 1975

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Коническое пересечение

Коническое пересечение

Матта-Кларк создал эту работу для Парижской биеннале 1975 года. На этот раз он вырезал отверстия в форме пересекающихся конусов и арок во внутренних и внешних стенах двух подлежащих сносу жилых домов XVII века. Вместе они создавали эффект перископа и телескопа одновременно, заставляя прохожих по-новому увидеть свое окружение. Выбор места и объекта был неслучайным и весьма скандальным — о нем с возмущением писала как правая, так и левая пресса. Здания подлежали сносу, так как находились в центре бывшей «клоаки» Парижа — района рынка Les Halles. На тот момент его собирались подвергнуть кардинальной реконструкции из-за намеченного строительства Центра Жоржа Помпиду, который призван был «джентрифицировать» это место. Многие из тех, кто был знаком с историей Парижа, считали это очередной попыткой властей удалить из города низшие слои населения и уничтожить следы их существования — попыткой, напоминающей весьма успешную «османизацию» города во второй половине ХIX века. Вмешательство Матта-Кларка не помогало сформировать простое и однозначное мнение, но буквально показывало общественную «видимость» этого вопроса и жажду «прозрачности» в его решении. Фильм см. здесь.

Форма вырезанного конуса также отсылала знающего зрителя к другой культовой «скульптуре из света» — «Линии, описывающей конус» Энтони Маккола (1973).

8. Descending Steps for Batan («Спускаясь по лестнице в память о Батане»). Галерея Yvon Lambert, Париж. Апрель — май 1977

Работа эта мыслилась трагическим, элегическим напоминанием о брате-близнеце Гордона, Себастьяне (Батане), который покончил жизнь самоубийством годом раньше. На протяжении двух недель художник каждый день делал чуть глубже и шире вырытую им зияющую яму — дыру в полу белого куба галереи. По окончании выставки яма, естественно, была зарыта.

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Офисное барокко

Офисное барокко

Если верить куратору Элизабет Сассман, отец Гордона и Себастьяна, Роберто Матта, сложные отношения с которым являлись формирующим фактором в жизни его сыновей, успел плюнуть в дыру во время ее создания, сделав семейную драму частью художественного процесса.

9. Office Baroque («Офисное барокко»). Антверпен. Октябрь 1977

Последний крупный проект художника. В пустом пятиэтажном здании на антверпенской набережной Матта-Кларк сделал два круглых выреза, пересечение которых превратилось в дыру в форме капли или слезы, чуть видоизменявшейся от этажа к этажу в зависимости от расположения стен и балок. В отличие от других видео сорокачетырехминутный фильм об этом проекте делал не сам Матта-Кларк, но он содержит подробные описания художником своей практики. Видео см. здесь.

10. Fake Estates («Псевдопоместья»). Районы Куинс и Статен-Айленд, Нью-Йорк. Неоконченный проект. 1970-е годы

©  www.cabinetmagazine.org

Схема размеров и форм участков земли, купленных художником (масштаб 1'=30,48 cм)

Схема размеров и форм участков земли, купленных художником (масштаб 1'=30,48 cм)

Матта-Кларк покупал у города крошечные «лишние» куски земли, абсолютно непригодные для каких-либо практических целей, но тем не менее делающие его собственником, пусть только на бумаге. В общей сложности он приобрел до смерти пятнадцать кусков земли. В черно-белом немом фильме City Slivers («Щепки города») (1976), который можно посмотреть здесь. Гордон методично отслеживает местонахождение и унылое существование каждого из этих кусочков. После смерти художника они перешли обратно во владение города, который впоследствии прекратил такого рода распродажи, но зачатки проекта вдохновили создателей выставки, лишний раз отметившей влияние идей Матта-Кларка на художников современных (об этом ниже).

 

 

 

 

 

Все новости ›