Оцените материал

Просмотров: 71952

Гордон Матта-Кларк и десять его интервенций

Ксения Гурштейн · 17/03/2009
Главные проекты

1. Ресторан Food. Сохо, Нью-Йорк. 1971—1973

©  ) Collection of Caroline Goodden McCoy. Courtesy the Estate of Gordon Matta-Clark and David Zwirner, New York

Тина Жируар, Кэрол Гудден и Гордон Матта-Кларк перед рестораном «Food», пересечение Prince Street и Wooster Street, Нью Йорк, 1971, фотограф Ричард Лэндри

Тина Жируар, Кэрол Гудден и Гордон Матта-Кларк перед рестораном «Food», пересечение Prince Street и Wooster Street, Нью Йорк, 1971, фотограф Ричард Лэндри

В 1971 году Матта-Кларк вместе с Кэрол Гудден основал ресторан Food, в котором не только посетители, но и весь обслуживающий персонал были художниками. Ресторан стал культовым местом встреч нью-йоркской богемы начала 70-х. Здесь бывали художники круга галереи 112 Greene Street, музыканты ансамбля Филипа Гласса, актеры театра «Мабу Майнс» (Mabou Mines), танцоры труппы «Гранд Юнион» (Grand Union). Food был «легендарным местом, где обычный процесс питания незаметно превращался в событие. В его открытой кухне воспевали труд, вложенный в приготовление еды, кураторские меню подчеркивали наличие экзотических составляющих, а вся атмосфера придавала повседневным действиям незаурядный характер» (см. об этом здесь). В рекламе ресторана, которым Матта-Кларк заведовал до 1973 года, количественные итоги его существования были подведены таким образом: «379 утушенных кроликов; один кубический фут шалфея; 2 акра грибов; 53 сломанных стула; три обещания, не исполненные хорошими друзьями». Галерист Дэвид Цвирнер проводит параллель между этой деятельностью Матта-Кларка и проектами художника Рикрита Тиравания, которые появились двадцать лет спустя.

2. Tree Dance («Танец на дереве»). Галерея колледжа Вассар, Поукипси, штат Нью-Йорк. 1971

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Танец на дереве

Танец на дереве

Для выставки Twenty-Six by Twenty Six («Двадцать шесть на двадцать шесть») Матта-Кларк создал поэтичный перформанс, во время которого, используя лестницы и веревки, подвешенные в кроне большого дерева, представил нечто вроде современного варианта древнего ритуала. Видеодокументацию можно увидеть здесь и здесь. (Музыка не является частью оригинала.)

Эта ранняя работа предвещала идеи и образы, к которым Матта-Кларк вернулся в 1977 году во время «Документы-6» в более масштабном и архитектурном проекте Jacob’s Ladder («Лестница Иакова»).

3. Bronx Floors («Этажи Бронкса»). Бронкс, Нью-Йорк. 1973

©  ARS, NY and DACS, London

Этажи Бронкса. Ч/б фотография

Этажи Бронкса. Ч/б фотография

Матта-Кларк незаконно проникал в заброшенные многоэтажки южного Бронкса и вырезал куски стен или пола перед порогами дверей одновременно на нескольких этажах, создавая колодцы пустого пространства (по-английски floors означает и «полы», и «этажи»). Впоследствии он делал объекты из наслоений кусочков жизней, найденных в разных квартирах. Друг Матта-Кларка художник Нед Смит, который помогал ему в нескольких подобных вылазках, писал о них: «Гордон обожал археологические свойства своих работ. На слои линолеума, штукатурки и балок он смотрел как на исторические раскопки...».

Похожую интервенцию Матта-Кларк совершил впоследствии уже вполне законно — в 1976 году на первой выставке в ныне знаменитом Project Studios One (P.S.1) — недавно основанном выставочном пространстве. Выставка называлась Rooms («Комнаты»). Именно эта выставка послужила точкой отсчета для определения «нового» искусства 70-х влиятельным критиком Розалиндой Краусс.

4. Bingo / Ninths («Девять клеточек для бинго»). Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк. 1974

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Девять клеточек для бинго

Девять клеточек для бинго

Объектом препарирования стал обреченный на снос дом в маленьком городе на берегу канала Love Canal, который впоследствии стал печально знаменит произошедшей там крупнейшей экологической катастрофой в США (под территорией жилого района, в котором еще и собирались строить школу, была найдена 21 тысяча тонн токсичных отходов). Матта-Кларк разделил фасад здания на девять частей и стал методично удалять их одну за другой, таким образом постепенно обнажая конструкцию здания и открывая миру его содержимое. Видоизмененный дом был снесен примерно через час после того, как восьмой прямоугольный кусок фасада, который художник сохранил, был удален. Фильм Матта-Кларка, который запечатлел этот трудоемкий процесс, можно увидеть здесь. Кончается он беззвучным, но пронзительным моментом (примерно на 6.30), когда клешня бульдозера раскурочивает превращенное в абстрактную скульптуру здание, подчеркивая выдержанную красоту и равновесие форм строения, подлежащего неумолимому уничтожению. До Bingo / Ninths бульдозер фигурировал — в качестве звезды — в фильме Fresh Kill («Свежая добыча»; 1972, 12.56 min, color, sound, 16 mm film), созданном для «98.5» — компиляции фильмов нескольких художников, в том числе Эда Байнарда, Сьюзан Холл и Джорджа Шнеемара, созданной для показа на «Документе-5». Тринадцать минут фильма подробно и с разных ракурсов показывают полное уничтожение Германа Мэйдага (Herman Meydag — так Матта-Кларк назвал свой красный грузовик) при столкновении с куда большим механизированным орудием строительства (см. здесь).

5. Splitting: Four Corners («Расщепление: Четыре угла»). Энглвуд, штат Нью-Джерси. 1974

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark

Расщепление: Четыре Угла

Расщепление: Четыре Угла

Это, пожалуй, самая знаменитая работа художника. Ее слегка засвеченную фотографию можно найти в любой хрестоматии послевоенного западного искусства. В этой работе Матта-Кларк использовал подлежащий сносу дом, который принадлежал богатому мужу начинающего арт-дилера Холли Соломон. Вместе с ассистентами Матта-Кларк рассек дом пополам, удалив точно посредине узкий ломтик стен и несущих конструкций шириной в несколько дюймов. Затем они приподняли здание, удалив также куски шлакобетонного фундамента. Конечным результатом стало разделившееся, как живая клетка, строение, преображенное как внутри, так и снаружи полоской света. (Фильм можно посмотреть здесь.)

В таком состоянии дом простоял три месяца, а потом его снесли. Как и Роберт Смитсон, Матта-Кларк предусмотрительно сохранял в качестве реликвий небольшие куски своих работ, которые можно было транспортировать и продавать, наравне с рисунками, чертежами, фотографиями и фильмами. От дома в Энглвуде остались как раз четыре угла.

 

 

 

 

 

Все новости ›