Оцените материал

Просмотров: 61823

Список OPENSPACE.RU

19/02/2009
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ и ДАВИД РИФФ составляют список художников, которых нельзя не знать

©  Estate of Gordon Matta-Clark

Гордон Матта-Кларк. Разрез. 1974

Гордон Матта-Кларк. Разрез. 1974

Привет, Давид! Я тут читала наш сайт, и мне (как и тебе, наверное) стало очевидно, что наших читателей гораздо больше интересует то, что происходит физически рядом с ними, нежели искусство каких-то далеких художников из-за границы (причем Запад привлекает ничуть не больше, чем Восток). Меня, честно говоря, огорчает такая зацикленность на себе, тем более что она совершенно не в русской традиции. Раньше русские художники и вообще публика по крупице собирали редкую доступную информацию...

Ладно, отбросим в сторону мои ностальгические причитания, но отсутствие знаний о современном искусстве даже среди художников ужасно мешает нам писать — невозможно что-то с чем-то сравнить, невозможно привести пример, невозможно указать на то, что «это уже было»... В связи с этим хочу спросить: а не стоит ли нам завести у нас на сайте новый раздел под названием «Что надо знать...» об отдельных художниках, которые нам нравятся и которых мы считаем мегаважными? И действительно написать все то, что о них полагается знать каждому культурному человеку.

Я бы сказала, в список не попадают совсем молодые, совсем классики и очень персонально «наши любимые» (потому что лично я страстно люблю, например, Каспара Давида Фридриха, но обнародовать эту любовь будет не совсем уместно в данном случае). Напиши, что ты об этом думаешь.

Катя

Привет! Спасибо за письмо. Все правильно. Ты можешь быть звездой с персоналками в Serpentine или PS 1 в Нью-Йорке, но в Москве ты полный ноль. Мало того, что текст про тебя никто не читает, на вернисаж никто даже не придет. Индифферентность невероятная. То, что доходит до нас, приходит или слишком рано, или слишком поздно, и даже если имена каких-то художников у нас на слуху, мы не ездим по миру достаточно, чтобы знать конкретно, какой они сделали очередной проект. В результате часто получается логика такая: все на Западе звезды, вот вам очередная. И все время не то почему-то. Привозят какого-то Уго Досси, которого на Западе знают только в одной или двух корпоративных коллекциях. А здесь он тоже считается звездой.

©  Courtesy Carlier Gebauer

Эрнаут Мик. Преломление. 2004

Эрнаут Мик. Преломление. 2004

Так что раздел «Что надо знать о...» надо создать, без сомнения. Я бы говорил о консенсусе среди разных кураторов, критиков, о публике, о тех художниках, у которых заслуживает внимания body of work (все творчество), и почему. Можно также сказать, почему людям НЕ нравится что-то, или, вернее, за что тех же художников критикуют. Думаю, будет интересно спросить (м.б., в отдельном материале), есть ли какие-то критерии или категории в таком консенсусе. Но посмотрим.

Есть один нюанс, когда ты пишешь, что в список не попадают классики. Понятно, что про Курбе здесь писать неуместно, и также мы вряд ли должны объяснять, что делали Мэтью Барни или Риркрит Тиравания. Но все же в ограниченном количестве включить таких живых классиков надо. Часто всплывают такие странные фигуры, допустим — американский минималист Джон Маккракен или аргентинский сюрреалист Леон Феррари, и это все совсем не случайно... Про них тоже надо знать, особенно если они делали много чего разного...

Думаю, надо начать со списка, скажем, двадцати художников, о которых нужно иметь представление. Включить сюда, скажем, от двух до пяти «актуализированных» живых классиков, но, конечно, не больше. Напишем короткие комментарии, почему мы считаем их важными. Давай их составим параллельно, чтобы друг другу не мешать. Интересно будет в любом случае.

Давид

©  Cao Fei

Цао Фей. Cosplayers. 2004. Фрагмент

Цао Фей. Cosplayers. 2004. Фрагмент


Привет! Согласна. Может быть, и классиков включим. И до какой-то степени отразим наш личный вкус. Поскольку я планирую описывать достаточно подробно главные проекты этих художников, то ясно, что это должны быть художники проектного мышления… Не просто живописцы или скульпторы, которые гонят одну и ту же продукцию поштучно… Начинаю составлять свой список и жду твой. Интересно будет, если кто-то у нас совпадет.

Катя {-page-}


©  Artangel. Photo: Martin Jenkinson

Кадр из видео Джереми Деллера «Битва при Оргриве». Цветное видео, 2001

Кадр из видео Джереми Деллера «Битва при Оргриве». Цветное видео, 2001


Привет, Катя! Итак, вот что пришло мне в голову; в основном это все хорошие или приличные художники среднего поколения, а мои личные фавориты в конце...

1. Эрнаут Мик (Aernout Mik). Потрясающий художник. Видеоинсталляции на острые политические темы с почти эпической, панорамной сложностью. В России абсолютно неизвестен.

2. Даг Эйткен (Doug Aitken). Очень масштабные, впечатляющие видеопроекции. У нашего Виктора Алимпиева есть нечто с ним общее.

3. Феликс Гонзалес-Торрес (Felix Gonzalez-Torres). Все политическо-минималистское движение последних лет можно вывести из этого странного, очень рано умершего художника, который первым стал раздавать на выставках какие-то предметы вроде конфет и колебался между минимализмом и «эстетикой отношения».

4. Валид Раад (Walid Raad), он же Атлас Груп (Atlas Group). Странные истории в форме видео о Ливане. В последнее время он очень влиятелен.

5. Анри Сала (Anri Sala). (Единственный) албанский художник. Много интересных видео. Немножко его знают в Москве.

6. Лин Илин (Lin Yilin). Акционизм и формализм об урбанизации в Гуанчжоу. Я видел его работы в Vitamin Creative Space. Мне очень понравилось. Кажется, он делает много чего разного, и очень разным людям это нравится.

7. Цао Фей (Cao Fei). Модное китайское искусство про виртуальную реальность. Впечатляюще разыграны компьютерные видео, которые происходят как бы в голове у подростков. Милые работы. Сначала мне понравилось, но теперь я ее разлюбил. Многовато проектов.

8. Андреа Фрезер (Andrea Frazer). Королева институциональной критики. Известна прежде всего своими перформансами в музеях. На мой взгляд, скучновато, но О.К. Здесь ее не знают. Только Ольга Копенкина...

9. Лайам Гиллик (Liam Gillick). Я его творчество вообще не понимаю, но знаю, что он страшно влиятелен. Неоконцептуальное искусство, дискурсивное и герметическое, при этом с сильным социальным оттенком. Хоть он и англичанин, в этом году будет представлять Германию в Венеции.

10. Вольфганг Тильманс (Wolfgang Tillmans). Знаменитый немецкий фотограф. Я так понимаю, его тут не знают? От уличной фотографии в гейском духе до изумительных неоромантических абстрактных фото. Как недавно сказал один мой друг, «правильные образы неправильного мира».

11. Франц Вест (Franz West). Вряд ли его тут кто-то знает. Постакционистская скульптура, зашкаливающая в сюрреальное. Один из тех старичков, чье творчество недавно вновь стало модным. Интересно его тоже включить.

©  Анатолий Михайлов, Константин Шестаков / Courtesy the artist and Galerie Arndt & Partner Berlin/Zurich

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989

12. Леон Феррари (Leon Ferrari). Латиноамериканский ангажированный художник старшего поколения, эквивалент Веста (№11. — OS). Постсюрреалистические практики с уклоном в концептуализм, но идущие все-таки в ином направлении. Его работы, которые показывали в Венеции, — это было не то.

13. Уильям Кентридж (William Kentridge). Анимация из Южной Африки, фантастические повествования про Жоржа Мельеса и т.п. Вероятно, будет на «Документе-13», поскольку дружит с куратором Каролин Кристов-Бакарджиев.

14. Райнер Ганал (Rainer Ganahl). Я не знаю, мейнстрим ли он в смысле гламура, но он точно был на многих больших биеннале в последнее время, и это его глобалистское неодадаистское искусство точно затмевает других австрийских художников… Проектов у него ужасно много, все они задокументированы на его сайте. Но может, он немного слишком Шлингензиф. В 90-е годы он был в Москве, но следа не оставил.

15. Джереми Деллер (Jeremy Deller). Шедевр так называемого re-enactment: он реконструировал битву при Оргриве. Где-то у меня это есть. Очень интересно смотреть, как деполитизированный художник входит в политический контекст. Эта работа мне ужасно нравится. А другие я просто не знаю. Был на 1-й Московской биеннале, никто ничего не понял.

16. Деймантас Наркявичюс (Deimantas Narkevicius). Литовский кинематографист, много работ. Самая знаменитая — «Солярис» (ремейк Тарковского, опять с Банионисом в главной роли) и та, где сносят памятник Ленину. Что удивительно для кинематографиста, у него большой коммерческий успех. OPENSPACE.RU писал про него здесь и здесь.

17. Петер Фридль (Peter Friedl). На последней «Документе» было его чучело жирафа и детские рисунки (его собственные). Имя его всплывает снова и снова. Еще один безумный австрияк, более политический, но не менее популистский, чем Франц Вест и Эрвин Вурм.

18. Раймон Петтибон (Raymond Pettibon). Я думаю, он важная фигура. Множество работ, но в основном его творчество ограничивается постпанковской графикой.

19. Франческо Веццоли (Francesco Vezzolli). Трейлеры к несуществующим фильмам. Интересная работа с кино.

20. Гордон Матта-Кларк (Gordon Matta-Clark). Если и искать политически заряженный формализм, то у этого анархистского художника-архитектора. Ни один из его эпигонов близко не стоял!!! Для всех предыдущих (и многих других) — немного как Курбе. Берлинская биеннале отдает долг памяти этому давно умершему классику.

©  Фишли и Вайс

Фишли и Вайс. Как все происходит. 1987. Фрагмент

Фишли и Вайс. Как все происходит. 1987. Фрагмент

Наконец, список кандидатов из альтернативного «мейнстрима», которые в своем роде сами вполне мейнстрим. Может быть, о них стоит написать подробнее, а не просто «Что надо знать…».

1. Иоханна Биллинг (Johanna Billing). Ну что сказать? Да, молодая. Но очень, очень значительный художник. Неоромантический документализм, натуралистические видео с музыкой. Интернациональная версия Ольги Чернышевой. Была на 1-й Московской биеннале, но никто ее не заметил.

2. Хито Штейерль (Hito Steyerl). На OPENSPACE.RU смотри о ней здесь и здесь. Я думаю, она очень важная фигура, которая перенимает роль Харуна Фароки (еще один автор, о котором можно говорить, очень известный в Германии и меньше в США). Политические истории на видео.

3. Давид Малькович (David Maljkovic). Потрясающие видео и фото, очень на подъеме. Но может быть, слишком еще молод.

4. Оливер Ресслер (Oliver Ressler). Я его творчество терпеть не могу, но он очень модный, и его очень поддерживают. Очень симптоматичное пропагандистское видео. Если нам нужны неоднозначные фигуры, это точно он.

5. Андреас Зикман (Andreas Siekmann). Знаешь, я думаю, он важная фигура, и не просто потому, что он мой друг. Очень интересный вариант трансформации «вульгарно-социологического» и слегка ерундового исследования глобального капитализма в оригинальный визуальный язык. И, кажется, рынок его полюбил, с тех пор как капитализм накрылся…

6. Дан Перьовши (Dan Perjovsci). Румынские карикатуры об искусстве и политике. По мне, так скучно. Но здесь его не знают (хотя он рисовал на стекле башни «Федерация» на 2-й Московской биеннале).

7. Недко Солаков (Nedko Solakov). Суперизвестный болгарский художник, которого тут знают не очень хорошо, хоть он и бывал в Москве много раз (перформанс с двумя малярами на 2-й Московской биеннале). Он остроумный выдумщик: интересные истории, персональные архивы, романтический концептуализм. Странным образом все еще и актуально. Как и Софи Каль, о которой мы говорить не будем — или будем?

Вот всё.
Давид{-page-}


Привет, спасибо! Вот мой список. Чуть-чуть совпадает, а про кого-то из твоих я просто не вспомнила, а то бы тоже включила… Из твоих не знаю только одного китайского автора (номер 6). Остальных всех ценю.

1. Марсель Бротарс (Marcel Broodthaers). Против всех правил классик, и давно умерший. Но без него понять современное искусство, и в частности русский концептуализм, невозможно. Не менее важен, чем Марсель Дюшан, а то и более. Бельгийский сюрреалист-поэт-концептуалист, фантастически влиятельный. Он был у тебя в «Видеонаходке».

©  The Atlas Group/ Courtesy Anthony Reynolds Gallery, London

Валид Раад. Из серии «Мы решили позволить им сказать “мы убеждены” дважды». 2002

Валид Раад. Из серии «Мы решили позволить им сказать “мы убеждены” дважды». 2002

2. Брюс Науман (Bruce Nauman). Еще один классик, но живой. Для меня полная загадка. Человек всю жизнь делает радикальные политически концептуальные работы, состоящие на 90 процентов из слов, при этом входит чуть ли не в первую тройку коммерчески успешных художников мира. Великая фигура, но совсем не поэтому.

3. Ханс Хааке (Hans Haacke). И еще один старичок, с очень важными инсталляциями, которые должны показать, что такое политическое исследование. Может, это скорее история искусства, чем активный современный художник, но непревзойденный пример.

4. Джефф Уолл (Jeff Wall). Его огромные фотографии — пример того, как можно и нужно работать с историей живописи, и в том числе соцреалистической. То, что он дорого стоит, мне в данном случае не мешает. У него была выставка в Москве, но маленькая, нерепрезентативная и оставившая москвичей в недоумении. А его жуткое инсценированное фото «Русские солдаты в Афганистане», которое мы показывали на выставке «Москва — Берлин» в Берлине, в Москву привезти не разрешили по политическим мотивам.

5. Фишли и Вайс (Fischli & Weiss). Швейцарские остроумцы, которые продолжают удивлять, смешить и трогать. Фильм «Ход вещей», где один предмет падает на другой и в результате все приходит в действие, еще кто-то видел, а остальное нет. Но их творчество важно как целое.

6. Софи Каль (Sophie Calle). Я большой фан этой сложной французской женщины, которая из каждой любовной неудачи делает остроумную концептуальную работу. Очень русское искусство в своем роде — она наверняка любит русский роман…

7. Родни Грэм (Rodney Graham). Как и Джефф Уолл, канадец. Держится немного в стороне от мейнстрима, но этим-то и хорош. Делает совершенно разное — видео, инсталляции, целую выставку про художника, который обратился из абстракции в фигуративность (очень смешнo, как и все остальное). Тоже по духу очень русский. Мне чем-то напоминает художника Гутова.

8. Даглас Гордон (Douglas Gordon). Умнейшее английское видео и концептуальное искусство. Не социальное, не политическое, не спектакулярное — чисто художественное. Лучшее из Young British Artists, не к ночи будь помянуты.

9. Сантьяго Сьерра (Santiago Sierra). Испанский художник постоянно вызывает яростные споры в художественной среде своими политическими перформансами, в которых он инсценирует неокапиталистические принципы жестокой эксплуатации меньшинств. Нравится, не нравится — его надо знать, точка.

©  Stan Douglas / Wikipedia Commons

Стэн Даглас. Побеждать, размещать или показывать. 1998

Стэн Даглас. Побеждать, размещать или показывать. 1998

10. Франсис Алюс (Francis Alys). Один из моих личных фаворитов; может, потому, что я люблю бельгийский сюрреализм. В данном случае он перенесен на почву Мексики, то есть России номер два. Один из тех художников, что должны были бы родиться на русской почве, — впрочем, и родились: он мне напоминает Лейдермана, только более внятного. Поэзия политики и политика поэзии.

11. Валид Раад (Walid Raad), он же Атлас Груп (Atlas Group). Тоже мой личный фаворит. Придуманная документация, якобы поступившая от анонимных граждан из Ливана. Видео про местного кагэбэшника, который, вместо того чтобы следить за шпионами, каждый вечер поворачивал свою камеру в сторону великолепного бейрутского заката, — это смешно до слез. И слезы не только от смеха. Как я мечтаю, чтобы политическое искусство в России было, и было таким!

12. Джимми Дурам (Jimmie Durham). Очень своеобразный художник (из племени чероки — это абсолютно не важно, но так легче запомнить). Не могу забыть его видео, где он на заказ уничтожает различные предметы, а потом выдает об этом сертификат. И еще объект — холодильник, побитый камнями (за плохую работу?). Такой современный святой Себастьян.

13. Пьер Юиг (Pierre Huyghe). Очень тонкое, очень сложное французское видео. Тут нет места объяснять, напишем отдельно.

14. Марк Уоллинджер (Marc Wallinger). Еще один бывший молодой британский художник. Видео и инсталляции на темы религии — зрелищные, критические, иронические, циничные и нежные. То, что надо.

15. Сара Лукас (Sarah Lucas). Вспомнилась кстати. Тоже из молодых британцев. Я ее не люблю, но это чтобы народ знал, что такое настоящее крутое феминистское искусство. Знал и боялся.

16. Тино Сегал (Tino Sehgal). Мой личный фаворит. Странный художник, который запрещает фотографировать его перформансы, снимать его самого и даже составлять с ним письменные договоры (все совершается устно). На одной групповой выставке, когда я покупала билет, кассирша наклонилась ко мне доверительно и шепнула: «А Тино Сегал просил передать, что…». Это и была его работа. Но я, к сожалению, не расслышала.

©  Elmgreen & Dragset. Photos by Lizette Kapre

Элмгрин и Драгсет. Prada Marfa. 2005

Элмгрин и Драгсет. Prada Marfa. 2005

17. Стив Маккуин (Steve McQueen). Более мейнстримная фигура, тем более что сейчас он снял полнометражный фильм «Голод», имевший определенный успех. Но в истории видео без него не обойтись. Суперклассик, причем хороший, по-моему.

18. Стэн Даглас (Stan Douglas). Тоже важный видеохудожник. Чуть более социальный, нарративный и скучный. Но надо знать, чтобы хотя бы не путать с Дагласом Гордоном.

19. Джанет Кардифф (Janet Cardiff) и Джордж Берс Миллер (George Bures Miller). Потрясающие видео- и аудиопроекты, которые переносят тебя в совершенно иной мир. Инсталляция в канадском павильоне в Венеции, где ты смотрел кино в кинотеатре, а в наушниках у тебя разговаривали (несуществующие) соседи по залу, — это было незабываемо.

20. Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). Да, он мегастар; да, все слышали про папу римского, убитого метеоритом; и это почти уже Дэмиен Херст. Но все равно я бы его включила. Мне просто хочется рассказать народу про его ранние проекты, уж очень они гениальные, так сказать!

И еще — не то чтобы «нельзя не знать», но «хотелось бы, чтобы знали…»:

1. Деймантас Наркявичюс (Deimantas Narkevicius), как и у тебя. Вот кто умеет работать с постсоветским контекстом! Я страшно завидую, что он живет не у нас, — тут-то и пожалеешь о распаде СССР.

2. Керен Ситтер (Keren Cytter). Абсолютно гениальная, очень молодая израильская видеокинематографистка, которая, я чувствую, скоро покинет территорию искусства и уйдет в кино. Надо ловить!

3. Грегор Шнайдер (Gregor Schneider). Немецкий архитектор-художник. Это нельзя видеть, это надо пережить. Тот, кто ползал по выстроенному им дому внутри немецкого павильона в Венеции, этого не забудет. Делает работы с политическим и социальным подтекстом.

4. Элмгрин и Драгсет (Elmgreen & Dragset). Этот молодой дуэт из Дании у всех на устах. Может, я просто сама хочу узнать про них побольше.

5. Омер Фаст (Omer Fast). Израильский кинематографист, тоже у всех на устах. То, что я видела, было маньеристично, но в память врезалось. А это главный критерий.

6. Манон де Боэр (Manon de Boer). Очень хорошее бельгийское видео.

7. Клеменс фон Ведемейер (Clemens von Wedemeyer). Москвичи не могли не запомнить его фильм «Отъезд» на 1-й Московской биеннале. Но у него есть и другие…

8. Яэль Бартана (Yael Bartana). И не только потому, что она из Израиля и это сейчас политически важно…

Ну ладно, пора заканчивать. Ясно, что придется писать о многих и подключать к этому процессу наших талантливых молодых коллег, которые, в свою очередь, включат кого-то еще… За работу, товарищи!

Катя


Другие материалы раздела:
Звездочетов об Осмоловском: объекты для одномерного человека, 18.02.2009
Вернисажи недели. 16—22 февраля, 16.02.2009
Диана Мачулина. Художественная школа с массажным уклоном, 11.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • CortoMaltese· 2009-02-19 23:07:10
    PS: чтобы узнать этих художников, достаточно съездить на пару нормальных, больших биеннале. Они все там!
  • driff· 2009-02-20 16:52:29
    Именно. А вы там часто бываете?
  • CortoMaltese· 2009-02-21 13:58:34
    Ну было дело пару раз. Кое-кого из вашего списка даже на московских видел.
Читать все комментарии ›
Все новости ›