Закрытые глаза – бракованный, с точки зрения фотожурналистики, снимок.

Оцените материал

Просмотров: 47944

Алан Секула и его сопротивление финансовой хватке

Екатерина Лазарева · 29/05/2012
Самый выдающийся документалист наших дней, работающий на стыке фотографии и современного искусства

Имена:  Алан Секула

©  Алан Секула

Алан Секула. Автопортрет. 2002 – 2003  - Алан Секула

Алан Секула. Автопортрет. 2002 – 2003

Кто он такой

Американский художник и теоретик Алан Секула (Allan Sekula) на сегодняшний день является, пожалуй, самым влиятельным фотографом-документалистом на территории современного искусства, а его эссе по фотографии тридцатилетней давности читаются, как только вчера написанные. С начала 1970-х Секула разрабатывает в фотографии метод «критического реализма», противопоставляя себя общепринятой истории и практике фотографии. Секула, безусловно, принадлежит к числу самых прогрессивных из ныне живущих классиков современности, и, как водится, нам остается только мечтать о том, чтобы увидеть его работы в России.

Алан Секула родился в 1951 году в Пенсильвании, его предки были польскими мигрантами (после падения Берлинской стены он регулярно наведывается в Польшу). Он окончил Калифорнийский университет в Сан-Диего, в котором незадолго до него училась Марта Рослер. Дитя 68-го года, он переболел всеми страстями своей эпохи — участвовал в антивоенном движении, увлекался марксизмом, маоизмом и вегетарианством, читал Беньямина и Лукача, испытал влияние Брехта и Годара, вдохновлялся романтическими и утопическими идеями революции и «третьего пути».

Фотографию Секула противопоставил позднему модернизму, эзотерическому и самореферентному, которому «нечего было сказать» о войне во Вьетнаме, например. С самого начала своей фотографической карьеры в начале 1970-х Секула отказывается от разработки собственного стиля или манеры, сосредоточив свой интерес на поисках реализма в фотографии (как бы парадоксально это ни звучало), обращая ее критический потенциал на современное ему американское общество.

Постепенно фокус его внимания сместился на критику глобализации и связанных с ней экономических, политических, социальных и культурных перемен. В настоящее время художник преподает фотографию и медиа в Калифорнийском институте искусств CalArts (Валенсия, Калифорния) и живет в Лос-Анджелесе. Алан Секула остается одним из самых стойких и последовательных критических художников. Своим примером он опровергает принцип разделения ролей, выступая одновременно теоретиком и практиком фотографии. Среди главных эссе Алана Секулы — «Школа — это фабрика: о политике репрезентации и трафике в фотографии» (School is a Factory: On the politics of representation and traffic in photography, 1980), перевод которой мы публикуем здесь, «Об изобретении фотографического значения» (On the Invention of Photographic Meaning, 1982), «Фотография “против шерсти”» (Photography Against the Grain ,1984 — в названии заключена игра слов, grain — это «зерно» в фотографии) и др.


Что он делает

Ускользая от привычного деления на непосредственную и постановочную съемку, моментальный снимок и продуманный кадр, документальную и проектную фотографию, Секула как бы опровергает связь фотографии исключительно с областью эмоций, настаивает на ее обращении к интеллекту. Под влиянием концептуализма он дополняет фотографии текстами, стремясь к некому синтезу слова и образа, заботясь о комплексном понимании изображения.

Уходя от фиксации непосредственно наблюдаемого, он обнаруживает связи конкретного события, его место в глобальной институциональной и финансовой системе. Ценность фотографии для Секулы конституирует язык и контекст, впрочем, пластические, визуальные качества его работ также чрезвычайно убедительны.

Свои фотосерии художник выстраивает как четкую последовательность изображений, часто объединяя фотографии в диптихи или триптихи. Среди постоянных героев его работ — трудящиеся самых разных профессий из разных частей света: от родного отца и приятелей по забегаловке до европейских рыбаков и китайских фабричных работниц. Морская стихия и Китай также относятся к числу его излюбленных тем.


О чем все это

Секула говорит, что его интересуют «конкретные жизненные ситуации, в которых явным образом сталкиваются разные интересы и способы представления», а также «повседневный опыт существования и сопротивления хватке позднего капитализма». Свой творческий метод Секула обозначает как «критический реализм», считая для себя принципиальным сам медиум фотографии. По его мнению, фотография обладает критическим потенциалом благодаря своей связи с реальностью; будучи ее индексом, она может свидетельствовать о реальности, и в этом состоят ее сила и потенциал. Секула не отрицает определенного идеализма своего метода — он стремится к правде, которая должна быть открыта, обнаружена в результате работы, проделанной художником, выступающим в романтической роли одинокого рабочего.

{-page-}

 

Главные проекты

Народные космические сказки (Aerospace Folktales). 1973

©  Алан Секула

Алан Секула. Народные космические сказки. 1973 - Алан Секула

Алан Секула. Народные космические сказки. 1973

Одна из ранних принципиальных серий Секулы посвящена семье инженера, который лишился работы на космическом заводе в Сан-Диего из-за сокращений. Наряду с портретами членов семьи, снятыми на черно-белую пленку в духе любительской фотографии в городе и в повседневных домашних ситуациях, Секула в деталях документирует дом инженера, а также переснимает его резюме и семейные фотографии, репродукции газет и развороты книг. Фотографии сопровождаются короткими текстовыми комментариями на черном фоне. Это визуальное расследование сопровождает записанный текст — речь самого инженера и рассказ его жены, а также комментарий художника. Герои серии — родители художника, которые здесь олицетворяют некий социальный тип, персональная трагедия которого помещается в более сложный социально-экономический контекст. Таким образом, семейный фотоальбом у Секулы превращается в социальный материал.


Это не Китай: фотороман (This Ain’t China: a Photonovel). 1974

©  Алан Секула

Алан Секула. Это не Китай: фотороман. 1974 - Алан Секула

Алан Секула. Это не Китай: фотороман. 1974

В конце 1960-х — начале 1970-х западные художники увлекались идеями Мао Цзэдуна и вдохновлялись ролью культуры в китайской пролетарской революции, в частности, фильм «Китаянка» (1967) Ж.-Л. Годара представлял попытку вообразить Китай на Западе как культурную и экономическую альтернативу западной политэкономической модели. Свой проект, двусмысленное название которого можно перевести как «Это вам не фарфор» (от англ. сhina — фарфор), художник снял в забегаловке в Сан-Диего, в которой он подрабатывал студентом. Проект состоит из сорока одной фотографии, которые сгруппированы в девять блоков и сопровождаются графиком-диаграммой. Цветные снимки еды на пластиковой посуде («Это вам не фарфор») вроде тех, что печатают в меню, соединены здесь с черно-белыми постановочными фотографиями, на которых запечатлены коллеги и товарищи художника в духе годаровского фильма. Рассказ о недовольстве конкретными условиями работы и о подготовке к забастовке здесь превращается в размышление о революции, а ссылка на Китай переводит эту локальную ситуацию в «глобальное воображаемое».


Рыбная история (Fish Story). 1989—1995

©  Алан Секула

Алан Секула. Рыбная история. 1989-1995 - Алан Секула

Алан Секула. Рыбная история. 1989-1995

Эта история, а также ряд последующих «морских» проектов Секулы (таких как «Автострада в Китай» (Freeway to China) и «Поминки по Титанику» (TITANIC's Wake), 1998—2000 гг.), основана на документальном фотографическом исследовании, связанном с конкретной отраслью. Вместе с тем художник воспринимает океан — огромную природную стихию, превосходящую человека, — как метафору капитализма. Схватка с этим социально-экономическим порядком оказывается невозможна, как и схватка с океаном, и люди продолжают верить в капитализм как естественное состояние вещей и продукт общественного договора. В «Рыбной истории», состоящей из последовательности цветных фотографий и текстов, Секула сквозь призму трансформации международной корабельной индустрии и морского пространства исследует влияние глобализации на людей в разных странах. Обращаясь к теме изолированного и потому неочевидного рыболовецкого труда, Секула обнаруживает в отрешенной и безлюдной стихии моря социальную жизнь и финансовые потоки.


В ожидании слезоточивого газа (Waiting for Tear Gas). 1999

©  Алан Секула

Алан Секула. В ожидании слезоточивого газа. 1999 - Алан Секула

Алан Секула. В ожидании слезоточивого газа. 1999

Эта серия из тридцати работ снята в 1999 году во время знаменитых антиглобалистских протестов, т.н. «битвы в Сиэтле», после которой «мир никогда не сможет думать по-прежнему о свободной торговле и о том, чего она стоит». Уже ставшая историей битва примечательна использованием языка карнавала и объединением широкого спектра протестных сил: рабочих профсоюзов, экологов, прогрессивных религиозных групп, анархистов и других. Секула здесь стремился запечатлеть поведение людей в общественно значимый момент выступления против общего, пусть и абстрактного врага — нерегулируемого свободного капиталистического рынка. Он показывает, как против абстракции глобального капитала на городских улицах о себе заявляет человеческое тело — разоруженное, уязвимое перед зимним холодом, слезоточивым газом, перечным спреем и бронежилетами.


Молитва за американцев (Prayer for the Americans). 2001

©  Алан Секула

Алан Секула. Молитва за американцев. 2001 - Алан Секула

Алан Секула. Молитва за американцев. 2001

Этот проект основан на серии фотографий, складывающихся в гипотетическую молитву, написанную после столкновения американской ядерной подводной лодки с японским учебным рыболовецким судном летом 2001 года, незадолго до атаки на ВТЦ. Здесь художник исследует сам медиум фотографии — остается ли серия снимков только записью события или она способна превратиться в молитву?

{-page-}

 

Черный прилив (Black Tide). 2002—2003

©  Алан Секула

Алан Секула. Черный прилив. 2002-2003 - Алан Секула

Алан Секула. Черный прилив. 2002-2003

Возвращаясь к морской теме, художник исследует последствия крупнейшей в истории утечки нефти из-за потопления танкера «Престиж» у берегов Испании в ноябре 2002 г. Он документирует усилия людей по ликвидации последствий этой аварии и одновременно наблюдает самодовольную реакцию на бедствие правого крыла испанского правительства. По иронии судьбы, этот проект снят там же, где и «Рыбная история» десятью годами раньше — в испанском Виго. При этом художник как всегда избрал анти-фотожурналистский подход, думая о тех долговременных эффектах утечки нефти, которые обычно не доходят до новостных радаров. Поэтому фотографии в проекте сопровождает оперное либретто, действие которого отнесено на тридцать лет в будущее, когда страшные последствия утечки наконец исчезнут. Секула оставил пьесу незаконченной, предложив зрителям присылать ему стихи, продолжающие первую фразу или рефрен («Мне показалось это интуитивно точным, поскольку Испания представляла собой поле боя неолиберализма с демократической оппозицией». — А.С.). Меланхолия, рождаемая зрелищем тяжкого труда по ликвидации последствий аварии, соединяется здесь с утопическим предвосхищением будущего — при этом и то, и другое находится вне рамок того, что показывают новости.


Кораблекрушение и рабочие (Shipwreck and Workers). 2005—2007

©  Uwe Zucchi / DPA / ИТАР-ТАСС

Алан Секула. Проект «Кораблекрушение и рабочие» на «Документе-12»  - Uwe Zucchi / DPA / ИТАР-ТАСС

Алан Секула. Проект «Кораблекрушение и рабочие» на «Документе-12»

На «Документе-12» этот проект демонстрировался на огромных щитах, расположенных вдоль подъема в гору в парке Вильгельмсхёэ (одна из площадок «Документы»). Художник снова исследует тему труда, после социалистического реализма абсолютно вытесненную из актуального художественного контекста. (И, вероятно, как раз благодаря Секуле эта тема вернулась в актуальный художественный контекст.) Художник установил «мобильный и временный монумент труду», переосмысляя традицию монументальной скульптуры в общественном пространстве в диалоге с расположенным рядом ансамблем парковой скульптуры XVIII в. Фотопортреты людей разных профессий — зачастую очень древних (как кузнец и мореплаватель) — встречают поднимающегося в гору зрителя, как динамично развивающаяся дидактическая пьеса в духе Брехта. На обратном пути, напротив, зритель видит только ярко-оранжевые пустые задники панелей — они, как чистые экраны, позволяют спроецировать на них представления о воображаемом и возможном будущем.


Полония и другие сказки (Polonia and Other Tales). 2009

©  Алан Секула

Алан Секула. Из серии «Полония и другие сказки». 2009 - Алан Секула

Алан Секула. Из серии «Полония и другие сказки». 2009

Проект о польских иммигрантах в Чикаго и путешествиях самого художника в Польшу снят в 2008—2009 гг. Неопределенное место действия — речь идет о Полонии, скорее воображаемом пространстве, нежели реальной Польше, — с одной стороны, располагает проект в меланхолическом пространстве размышления о собственной национальной идентичности, которое немедленно разрушается через привнесение в визуальный ряд политических и экономических подробностей. Самый известный кадр из серии запечатлел мужские руки, срезающие траву. Как гласит подпись к фотографии, дело происходит на покинутом польском аэродроме, который ЦРУ использовало для транспортировки «особо опасных» подозреваемых в терроризме. Если для Альфреда Жарри в его предуведомлении к «Королю Убю» Польша — это такое «нигде», то для Секулы, вероятно, Полония (почти как Китай) разлита повсюду.


Конвейер с закрытыми глазами (Eyes Closed Assembly Line). 2010

©  Алан Секула

Алан Секула. Конвейер с закрытыми глазами. 2010 - Алан Секула

Алан Секула. Конвейер с закрытыми глазами. 2010

Эта работа была показана в подсвеченной витрине галереи E-Flux в Нью-Йорке одновременно с выставкой уже упомянутого раннего проекта Секулы This Ain’t China и на созвучии и контрасте с ним должна была демонстрировать творческую эволюцию мастера за прошедшие десятилетия. Она свидетельствует и о сохраняющемся у Секулы интересе к Китаю, уже не такому загадочному, как прежде, но продолжающему формировать воображаемые варианты производственных отношений. Художник снял молодую китайскую работницу, занятую на конвейере во время путешествия в одну из китайских «особых экономических зон» рядом с портовым городом Гуанчжоу для работы над проектом «Забытое пространство» о рабочих условиях в крупнейших мировых портах. Ее закрытые глаза — бракованный, с точки зрения фотожурналистики, снимок — прочитываются как отказ — например, отказ сознавать, что большинство товаров здесь сегодня производится в Китае («Это не Китай») или эмблема неприятия рабочего класса в политике и эстетике, которую Секула называет «не-отношением» (attitude of ain’t). Работа также проблематизирует этику взгляда художника, который обладает способностью видеть и запечатлевать, и «общеизвестную» слепоту рабочего в отношении его угнетенности — будучи лишенной взгляда, китайская работница здесь предстает угнетенной втройне.


Выставки

Работы Алана Секулы регулярно появляются на крупных художественных выставках и биеннале, он участвовал в двух предыдущих выставка «Документа» в 2002 и 2007 годах. В 2003 году венский фонд Generali Foundation организовал его большую ретроспективу «Перформанс в рабочих условиях» (Performance Under Working Conditions) и публикацию его работ. В 2009—2010 гг. ретроспективная выставка его работ «Полония и другие сказки» была показана в The Renaissance Society в Чикаго, Национальной галерее Захета в Варшаве, Музее Людвига в Будапеште и в Belfast Exposed.


Алан Секула в интернете

Алан Секула в галерее Michel Rein (Париж)
«Рыбная история» в центре современного искусства Вит де Вит 
«Кораблекрушение и рабочие» в Museum in Progress 
Книга «Критический реализм в современной арт-фотографии вокруг Алана Секулы»
Интервью с художником о его работе на «Документе-12» (2007)
A Short Film for Laos
The Traffic in Photographs. Lecture by Allan Sekula. Barcelona, 2011.
Interview with Allan Sekula
. Barcelona, 2011.
Статья Negation Notes (while working on an exhibition with Allan Sekula featuring This Ain’t China: A Photonovel)

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • gunyas· 2012-05-02 23:35:55
    Спасибо за статью.
    Единственное, жаль, что ни разу не упомянут фильм, который Секула снял http://www.theforgottenspace.net/
  • gunyas· 2012-05-02 23:38:32
    ой пардон! Упомянут, да, но так вскользь, что прошло незамеченным.
  • Aleks Tarn· 2012-05-03 02:48:51
    Очередное бла-бла-бла. Гунны, аланы и печенеги. Чем бы он был, этот Спекула, без тонны прилагаемых спекуляций?
Все новости ›