Закрытые глаза – бракованный, с точки зрения фотожурналистики, снимок.

Оцените материал

Просмотров: 30651

Алан Секула и его сопротивление финансовой хватке

Екатерина Лазарева · 29/05/2012
Самый выдающийся документалист наших дней, работающий на стыке фотографии и современного искусства

Имена:  Алан Секула

©  Алан Секула

Алан Секула. Автопортрет. 2002 – 2003  - Алан Секула

Алан Секула. Автопортрет. 2002 – 2003

Кто он такой

Американский художник и теоретик Алан Секула (Allan Sekula) на сегодняшний день является, пожалуй, самым влиятельным фотографом-документалистом на территории современного искусства, а его эссе по фотографии тридцатилетней давности читаются, как только вчера написанные. С начала 1970-х Секула разрабатывает в фотографии метод «критического реализма», противопоставляя себя общепринятой истории и практике фотографии. Секула, безусловно, принадлежит к числу самых прогрессивных из ныне живущих классиков современности, и, как водится, нам остается только мечтать о том, чтобы увидеть его работы в России.

Алан Секула родился в 1951 году в Пенсильвании, его предки были польскими мигрантами (после падения Берлинской стены он регулярно наведывается в Польшу). Он окончил Калифорнийский университет в Сан-Диего, в котором незадолго до него училась Марта Рослер. Дитя 68-го года, он переболел всеми страстями своей эпохи — участвовал в антивоенном движении, увлекался марксизмом, маоизмом и вегетарианством, читал Беньямина и Лукача, испытал влияние Брехта и Годара, вдохновлялся романтическими и утопическими идеями революции и «третьего пути».

Фотографию Секула противопоставил позднему модернизму, эзотерическому и самореферентному, которому «нечего было сказать» о войне во Вьетнаме, например. С самого начала своей фотографической карьеры в начале 1970-х Секула отказывается от разработки собственного стиля или манеры, сосредоточив свой интерес на поисках реализма в фотографии (как бы парадоксально это ни звучало), обращая ее критический потенциал на современное ему американское общество.

Постепенно фокус его внимания сместился на критику глобализации и связанных с ней экономических, политических, социальных и культурных перемен. В настоящее время художник преподает фотографию и медиа в Калифорнийском институте искусств CalArts (Валенсия, Калифорния) и живет в Лос-Анджелесе. Алан Секула остается одним из самых стойких и последовательных критических художников. Своим примером он опровергает принцип разделения ролей, выступая одновременно теоретиком и практиком фотографии. Среди главных эссе Алана Секулы — «Школа — это фабрика: о политике репрезентации и трафике в фотографии» (School is a Factory: On the politics of representation and traffic in photography, 1980), перевод которой мы публикуем здесь, «Об изобретении фотографического значения» (On the Invention of Photographic Meaning, 1982), «Фотография “против шерсти”» (Photography Against the Grain ,1984 — в названии заключена игра слов, grain — это «зерно» в фотографии) и др.


Что он делает

Ускользая от привычного деления на непосредственную и постановочную съемку, моментальный снимок и продуманный кадр, документальную и проектную фотографию, Секула как бы опровергает связь фотографии исключительно с областью эмоций, настаивает на ее обращении к интеллекту. Под влиянием концептуализма он дополняет фотографии текстами, стремясь к некому синтезу слова и образа, заботясь о комплексном понимании изображения.

Уходя от фиксации непосредственно наблюдаемого, он обнаруживает связи конкретного события, его место в глобальной институциональной и финансовой системе. Ценность фотографии для Секулы конституирует язык и контекст, впрочем, пластические, визуальные качества его работ также чрезвычайно убедительны.

Свои фотосерии художник выстраивает как четкую последовательность изображений, часто объединяя фотографии в диптихи или триптихи. Среди постоянных героев его работ — трудящиеся самых разных профессий из разных частей света: от родного отца и приятелей по забегаловке до европейских рыбаков и китайских фабричных работниц. Морская стихия и Китай также относятся к числу его излюбленных тем.


О чем все это

Секула говорит, что его интересуют «конкретные жизненные ситуации, в которых явным образом сталкиваются разные интересы и способы представления», а также «повседневный опыт существования и сопротивления хватке позднего капитализма». Свой творческий метод Секула обозначает как «критический реализм», считая для себя принципиальным сам медиум фотографии. По его мнению, фотография обладает критическим потенциалом благодаря своей связи с реальностью; будучи ее индексом, она может свидетельствовать о реальности, и в этом состоят ее сила и потенциал. Секула не отрицает определенного идеализма своего метода — он стремится к правде, которая должна быть открыта, обнаружена в результате работы, проделанной художником, выступающим в романтической роли одинокого рабочего.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • gunyas· 2012-05-02 23:35:55
    Спасибо за статью.
    Единственное, жаль, что ни разу не упомянут фильм, который Секула снял http://www.theforgottenspace.net/
  • gunyas· 2012-05-02 23:38:32
    ой пардон! Упомянут, да, но так вскользь, что прошло незамеченным.
  • Aleks Tarn· 2012-05-03 02:48:51
    Очередное бла-бла-бла. Гунны, аланы и печенеги. Чем бы он был, этот Спекула, без тонны прилагаемых спекуляций?
Все новости ›