Совокупляющиеся игрушки стали отличительным признаком творчества Келли.

Оцените материал

Просмотров: 35172

Майк Келли, анархист от искусства

Олеся Туркина · 28/02/2012
Страницы:
 

More Love Hours Than Can Ever Be Repaid. 1987
Была показана на выставке Mike Kelley: Catholic Tastes, Whitney Museum of American Art, New York (1993). Находится в коллекции музея Уитни.

©  Whitney Museum of American Art

Mike Kelley. More Love Hours Than Can Ever Be Repaid and The Wages of Sin. 1987

Mike Kelley. More Love Hours Than Can Ever Be Repaid and The Wages of Sin. 1987

Это одна из самых известных работ Келли того периода, когда он начал использовать мягкие игрушки, тряпичные куклы, ткани, вышивку, плетение. На стену помещена плоскость пола в детской, заваленная игрушками и всяким хламом, включая сухие кукурузные початки. Этот своеобразный гобелен представлял сцену травматических воспоминаний, перед которой, как перед алтарем, была установлена подставка с оплывшими свечами. В работе представлена не только вытесненная детская травма, но травматическое воспоминание о модернизме. Неслучайно критики говорили, что если отойти от нее на достаточное расстояние, то она вполне может напомнить о работах Джексона Поллока.


The Poetics Project: 1977—1997. 1997—1998
Совместный проект с Тони Оурслером. Впервые был показан на «Документе X» в Касселе.

©  www.metropicturesgallery.com

Mike Kelley and Tony Oursler. Things to Get. 1997

Mike Kelley and Tony Oursler. Things to Get. 1997

В этом проекте проявилась контркультурная энергия сопротивления, свойственная творчеству Келли и Оурслера и рожденная из психоделической музыки, подпольных комиксов и концептуальной практики. Келли и Оурслер соорудили для инсталляции загородки из живописных панелей, которые изготовили по зарисовкам из своей старой записной книжки. Это была сделанная постфактум документация деятельности панк-группы Poetics. Они расспросили художников, музыкантов, критиков, которые видели их перформансы и выступления; сняли те места, где выступали или собирали материал, а также заново поставили перформансы и засняли их на пленку. Мультимедийная инсталляция, включавшая в себя многочисленные интервью, говорила, в частности, и о трансгрессии калифорнийского концептуализма в область перформанса, видео, музыки. Специально для выставки был воссоздан перформанс 1978 года Pole Dance, поставленный Анитой Пэйс (Anita Pace). Раннее видео Оурслера оказалось спаренным с видеосъемкой блошиного рынка в San Fernando Valley, где участники группы Poetics когда-то добывали музыкальные инструменты, материалы для перформансов и всякий хлам, который они использовали для создания произведений искусства. В этом проекте соединились документальный и художественный материал, а сама группа Poetics стала темой и поводом для демонстрации того, как происходит манипуляция историей.


Mike Kelley: Day Is Done. 2005
Gagosian Gallery, New York

©  2011 Gagosian Gallery

Mike Kelley. Shy Satanist. 2005

Mike Kelley. Shy Satanist. 2005

В 1995 году Келли обратился еще к одной психоаналитической теме — сконструированным воспоминаниям. Название его псевдобиографического проекта того времени — «Воспитательный комплекс» (Educational Complex). Художник создал макеты тех институций, в которых учился, намеренно оставляя в них пустые места, мертвую зону как знак травматических вытесненных воспоминаний. Он развил эту тему в тотальном проекте Day Is Done. Кошмарное воплощение вагнеровского идеала; варьете, поставленное регрессивным доктором; церковный интерьер, смешанный с фрейдистским парком развлечений, — как только не называли критики эту инсталляцию художника. Позаимствовав реальные фотографии, представлявшие любительские школьные постановки и праздники из альбома выпускного класса, Келли кропотливо восстановил эту рутинную внеклассную активность, доведя ее до патологии тотального произведения искусства. Художник тщательно воссоздал каждый из сюжетов, будь то «застенчивая сатанистка» или «одинокий вампир», «выбор Девы Марии» или «танец курочек» и многое другое. Он сделал серию фотографий, видео, скульптуру и живопись, основанную на этих сюжетах. Маниакально следуя за «оригиналами» в позах, сюжетах и костюмах, Келли сознательно состарил участников действия, усилив перверсивный характер подростковой сексуальности. Кроме того, художник озвучил каждого из героев, создав невероятно смешную сагу, пародирующую в целом школьный дискурс. В 2009 году Келли с триумфом представил в Нью-Йорке во время фестиваля «Перформа» свой перформанс, основанный на выставке Day Is Done.


Кandors («Кандор»). 2007
Jablonka Galerie, Берлин

©  Fredrik Nilsen / Courtesy of Mike Kelley and Jablonka Galerie

Mike Kelley. Kandors. 2007

Mike Kelley. Kandors. 2007

В 2007 году Келли обратился к мифу о Супермене. Он создал инсталляцию «Кандор». Так называлась родина Супермена, столица разрушенной планеты Криптон. Злодей Брейниак похищал и, уменьшая до миниатюры, клал в бутылки крупнейшие города, такие как Париж, Рим, Нью-Йорк. Среди них Супермен и обнаружил Кандор. С помощью ученого из бутылочного города герой смог вернуть на Землю все города. Но Кандор не удалось восстановить в подлинных размерах, тогда Супермен сбежал с корабля злодейского инопланетянина вместе с миниатюрным Кандором. Он поместил Кандор в свою Крепость Одиночества и время от времени, уменьшившись, навещал кандорианцев. Иногда некоторым кандорианцам удавалось увеличить себя, и они пытались занять место Супермена, но это заканчивалось плачевно. Инсталляция «Кандор» представляла миниатюрные постфутуристические модели, заключенные под стеклянные колпаки и окрашенные в анилиновые цвета. Идея «Кандора» была спровоцирована предложением поработать с футуристической эстетикой. Художник решил, что Кандор как раз и представляет идеальное клише образа города будущего. Его интересовала не столько героическая фигура Супермена, сколько провал идеи утопизма. Тема Кандора постепенно видоизменялась и дополнялась окружавшими их гигантскими обломками и видеореконструкциями внеклассной активности (Extracurricular Activity Projective Reconstruction). Она стала «Взорванной Крепостью Одиночества» (Exploded Fortress of Solitude), так называлась одна из последних инсталляций Майка Келли, показанная им в 2011 году в Лондоне.


Майк Келли в интернете

Официальный сайт художника

Cтатья о ретроспективе Майка Келли в музее Уитни, напечатанная в журнале Frieze, Issue 14, January-February 1994

Интервью с Майком Келли

1000 слов: Майк Келли рассказывает об инсталляции Day Is Done. Статья Джона Велчмана из журнала Artforum, октябрь 2005

Статья о выставке Майка Келли Day is Done из журнала Frieze, Issue 97, March 2006

Интервью Майка Келли, данное Art21, об инсталляции Day is Done

Статья о последней выставке Майка Келли Exploded Fortress of Solitude

Интервью с Майком Келли

Дискография гуппы Sonic Youth. Альбом Dirty (1992) с работами Майка Келли и его фотографиями

Статья критика Джерри Сальца Clusterfuck Esthetics

Страницы Майка Келли на англоязычной и русскоязычной «Википедии»
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • negator· 2012-02-28 22:12:56
    Великий художник, все величие которого, только в словах о нем.
Все новости ›