Достаточно ли ты хорош для «Ча-ча-ча»?

Оцените материал

Просмотров: 40606

Стивен Уиллатс, следопыт социальных отношений

Анастасия Рябова · 16/03/2011
Страницы:
    

«Я не хочу быть как все» (I Don't Want To Be Like Anyone Else, 1977)
Для этой работы Уиллатс выделяет шесть основных способов восприятия человека обществом: статистическая единица, партнер, потребитель, рабочий, агент политических отношений и носитель творческого потенциала. Способы отношения общества к человеку рассматриваются с точки зрения давления, которое общество оказывает на людей согласно требуемой схеме поведения.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Я не хочу быть как все. 1977

Стивен Уиллатс. Я не хочу быть как все. 1977

Во многих своих проектах Уиллатс использует женщину в качестве модели, так как, по его мнению, именно женщины находятся в социальной структуре нашего общества в наиболее уязвимом, подчиненном положении.

Работа представляет собой шесть панелей размером по 109 х 69 см. На каждой запечатлена модель Уиллатса в различных городских пространствах, которые потенциально являются зоной проблем и конфликтов. На это изображение он накладывает сетку-коллаж из фотографий и текстов, иллюстрирующих тот или иной тип реакции социальной среды на индивида и путей развития этой ситуации как в позитивном, так и в негативном ключе. Или принятие общественного давления, или неприятие и поиск альтернатив.

Девушка задает конкретный вопрос, например: «Я не хочу превратиться в робота у конвейера. Я могу найти здесь достойную работу, на которой я не чувствовала бы себя отчужденной?» Зритель может, как сквозь лабиринт, провести героиню к ее цели или проследить путь ее личного краха посреди депрессивной социальной среды.

«Пэт Перди и тайник токсикоманов» (Pat Purdy And The Glue Sniffers Camp, 1981)

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. Фрагмент работы. 1981

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. Фрагмент работы. 1981

В 1980 году Уиллатс возвращается в Лондон из Берлина, где он работал несколько лет. Он решает в очередной раз съездить в окраинные районы Западного Лондона. Здесь он знакомится с одним из жильцов. Пэт Перди родилась и выросла в одном из корпусов жилого комплекса Авондейл. Вместе они инициируют новую для Уиллатса стратегию разработки и производства проекта. По мере знакомства с Пэт, в ходе наблюдений за ее жизнью, обычными занятиями, досугом вырисовываются контуры будущей работы. Уиллатс фотографирует ее домашнюю обстановку, записывает беседы с Пэт, гуляет с девушкой на окружающих многоэтажки пустырях, еще не открытых для упорядоченной городской жизни.

Большую часть своего времени местные подростки проводят, вдыхая пары разогретого клея. На пустырях, в тайниках, устроенных в укромных местах, они сидят на автомобильных покрышках вокруг импровизированных очагов, где разогревается банка клея Evostick.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. Фрагмент работы. 1981

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. Фрагмент работы. 1981

Пэт Перди предложила вместо фотографирования объектов, документирующих попытки людей убежать от удушающего детерминизма окружающей среды, использовать сами найденные объекты, а текст она могла бы вписать сама. После нескольких месяцев совместных усилий работа «Пэт Перди и тайник токсикоманов» была готова. Это четыре триптиха-фотоколлажа, которые повторяют путь из комнаты Пэт, через дырки в заборе, на пустырь к «тайнику», который Пэт называла «тайным местом» (Lurky Place).

Банка Evostick в мире плановой застройки окраин была функциональным предметом, связанным с ремонтом и восстановлением вещей, но, как только банку переносили через забор, она становилась центром дисфункционального ритуала. Так же молодые жители многоэтажек, пересекая границу-забор, бегали на пустыри в поисках какого-то другого, отличного от душной рутины будней в бетонных «коробках для обуви» смысла, наполняющего их время, меняющего контекст восприятия окружающей среды и самих себя.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. 1981

Стивен Уиллатс. Пэт Перди и тайник токсикоманов. 1981

Это не первый проект, в котором Уиллатс обращает свое внимание на эскапизм, находящий выражение в бегстве от мира на неразмеченные, свободные от социального кодирования территории урбанистических окраин, обустройство там «тайников», стоянок. Тремя годами раньше, в 1978-м, Стивен Уиллатс издал The Lurky Place Book.

«Ча-Ча-Ча-клуб» (Cha Cha Cha, 1982)

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Ча-Ча-Ча-клуб. Образцы обложки и некоторых страниц. 1982

Стивен Уиллатс. Ча-Ча-Ча-клуб. Образцы обложки и некоторых страниц. 1982

В конце 70-х — начале 80-х Уиллатс интересуется феноменом лондонских закрытых ночных клубов. Его привлекает инкапсулированность этих мест, их потенциал создания собственных культур и контекстов. Манифест «Ча-Ча-Ча-клуба» (одного из таких клубов) — «экстремальный отказ от общественных ценностей, отчужденность от идеалов существующего общества, нонконформизм и агрессивные отклоняющиеся коды одежды и поведения» — подтолкнул Уиллатса к созданию проекта Cha Cha Cha. Впервые эта работа была показана на выставке Insight the Night в галерее Лиссон в 1983 году. Существует также текст Уиллатса Insight the Night, впервые изданный на английском в 1982 году.

Cha Cha Cha формально представляет собой книгу. На обложке захудалый вход в клуб, расположенный в арке под старой железной дорогой, в конце узкого переулка под вокзалом. Уиллатс пишет: «...здесь тебе не нужно притворяться. Ты можешь использовать ночь в качестве прикрытия, как плащ, чтобы быть тем, кем ты хочешь… Ча-Ча-Ча-клуб схватил дух нового поколения. Здесь было возможно все...».

На каждом развороте слева белая страница символизирует скучный мир дня, справа — черная сторона книги — свободный мир ночи. Уиллатс интервьюировал двух основателей «Ча-Ча-Ча-клуба», Скарлет и Майкла. Цитаты из бесед зафиксированы в книге. Слева их рассуждения о мире рутины в сопровождении фотографий объектов из их дневной жизни. Справа — фотографии, сделанные в клубе, и цитаты, связанные с ночной жизнью там.

В результате взаимодействия как с основателями, так и с посетителями клуба была создана еще одна работа, под названием «Достаточно ли ты хорош для Ча-Ча-Ча?» (Are you good enough for Cha Cha Cha?, 1982). Она была также показана на выставке Insight the Night в 1983 году. В 2002-м был опубликован текст Уиллатса «Are you good enough for Cha Cha Cha?».

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Ча-Ча-Ча-клуб. Образцы обложки и некоторых страниц. 1982

Стивен Уиллатс. Ча-Ча-Ча-клуб. Образцы обложки и некоторых страниц. 1982

Cha Cha Cha Club
— один из немногих частных клубов, зафиксировавших собой чувственность и коды постпанк-движения начала 80-х. Его открывали на одну ночь в неделю. Здесь была строгая политика фейс-контроля. Скарлет задавала вопрос пришедшим: «Достаточно ли ты хорош для Ча-Ча-Ча?» Уиллатс вспоминает это как особенно тонкий момент в создании культурных границ панк-движения. Уиллатс исследовал клуб несколько месяцев. Он начал с того, что сидел в углу и наблюдал, потом фотографировал приходящих, предварительно объяснив, для чего он это делает, а затем собирал с пола все то, что оставалось после клубной ночи, и забирал к себе в мастерскую. Работая с клубными тусовщиками, Уиллатс относился к ним как к создателям конкретной ситуации. Он использовал свои обычные методы аудиозаписи, обсуждения, совместный отбор материалов, которые затем выкладывал на специальные панели, названные им «демократическими поверхностями», где нет представления о главном и второстепенном. Разнообразие материалов (рукописный текст, объекты и фотографии) отражает, по мнению Уиллатса, более «естественную реальность». Участники коллаборации, работавшие над проектом, имели право вето. На стендах была показана как клубная, так и повседневная жизнь субъектов, на триптихе изображены три разных аспекта клубной организации.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Are you good enough for Cha Cha Cha? 1982

Стивен Уиллатс. Are you good enough for Cha Cha Cha? 1982

Одно из важных значений этой работы в том, что она дала Уиллатсу возможность найти отражение своей концепции социальной самоорганизации в современной молодежной культуре, которая целенаправленно интересовала его почти десять лет.

В эссе Capsules out of Control. Stephen Willats and the Heuristics of the Margins Том Холерт рассматривая манифесты контркультур и то, как они инкорпорированы в работы Уиллатса, пишет: «Уиллатс находит формы самоорганизации, которые сопротивляются господствующему миру вещей и детерминизму самоотчуждения, и утверждает свои собственные коды в побеге от рутины повседневной жизни современных районов, организовывая кемпинги на пустырях окраин городов, или в субкультурной атмосфере лондонской постпанк-сцены в ранние 80-е. Опять же, Уиллатс работает здесь очень тесно с аборигенами этого “параллельного мира”».

«Составная одежда» (Project Multiple Clothing, 1965—2008)

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Составная одежда. Creative noise. 1997

Стивен Уиллатс. Составная одежда. Creative noise. 1997

С середины 60-х Уиллатс фокусируется на одежде, которая, по его мнению, имеет огромное значение при межличностной коммуникации. Во время работы над этим проектом Уиллатс не называл себя художником, тогда ему ближе была идентичность концептуального дизайнера. Проект Multiple Clothing представляет собой индивидуальные модули одежды, в которых имеются прозрачные пластиковые карманы со вставленными в них «посланиями» на карточках; «послания» состоят из букв, слов и словосочетаний. Так одежда содействует установлению коммуникации и напрямую вовлечена в художественный процесс.

В своем эссе Multiple Clothing — art and clothing as Social Experiment Уте Мета Бауэр отмечает, что в «Одежде» Уиллатса можно постоянно переопределять свою идентичность. Уиллатс пытается создать интерактивное искусство в формате платья или пиджака и одновременно совершенствует предмет повседневной носки до состояния витрины, которая выражает наши мысли, настроение и отношение к окружающей действительности.

За долгую жизнь этого проекта Уиллатс изобрел огромное количество разнообразных моделей. Многочастные модульные наборы создавались вручную и продавались потом по цене обычной одежды. Многие идеи остались лишь в стадии эскиза.

Variable sheets (1965) — первый clothing kit, позволяющий человеку собрать его специально для себя. Здесь опять интересно было бы сослаться на Уте Мета Бауэр: «Противостоя авангардной моде того времени (платье “Мондриан” Ива Сен-Лорана или летняя коллекция того же года Пьера Кардена), чьей целью было маркировать новое общество, Уиллатс видит одежду постоянно меняющейся, в качестве проводника интерактивной коммуникации, который призван доносить ваше внутреннее состояние до незнакомых людей». Идея базируется на альтернативной социальной сети между людьми, организуемой посредством специально разработанной художником одежды. В проекте Multiple Clothing каждый носящий эти объекты может стать частью художественного процесса и активным участником перформативной коммуникации.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Составная одежда. Костюм Двойника. 1985

Стивен Уиллатс. Составная одежда. Костюм Двойника. 1985

Коллекция одежды Уиллатса также включает в себя сумку и шлем (1998). Такая одежда представляет собой в формальном смысле знамена, несомые демонстрантами, или же флагштоки, в которые предложенный вариант знамен можно вставить. Однако эта одежда ничего не утверждает, она лишь создает условия для коммуникации. И носители одежды, и зрители могут вставлять карточки со словами «дикий», «открытый», «богатый», «пустой», «сексуальный» в предметы одежды Multiple Clothing, менять их или писать на белых табло, прикрепленных к одежде. В итоге получается активная тройственная коммуникация между художником, носителем одежды и зрителем.

В наборе New Direction (1991) карточки со словами могут быть вставлены в прозрачные карманы. В платье Open System (1991) слова составляются из набора карточек с буквами. В With personal display (1997) карточки со словами извлекались из нагрудного кармана и закреплялись в специальных секциях на одежде. В работе Kinetic Modules (1991) Уиллатс добавляет карманы, наполненные масляной краской, которая постепенно нагревается, пока одежда носится, и прикрывает слова, как вуаль. В Creative Noise (1997) он даже добавил акустические эффекты для дополнительных коммуникационных возможностей.

Здесь можно посмотреть большую подборку фотографий и видеодокументаций этого проекта, а также дополнительную информацию о нем. Есть целая книга, написанная Уиллатсом, посвященная этому проекту. Издана она в Германии в 2000 году и называется Multiple clothing: designs 1965—1999.


Стивен Уиллатс в интернете
Официальный сайт художника, неплохая подборка как произведений автора, так и его текстов

Статья о Стивене Уиллатсе в английской «Википедии»

Сайт журнала Control, редактором и издателем которого Стивен Уиллатс является с 1965 года. Журнал издается как альманах один или два раза в год. Здесь печатаются художники, теоретики, критики.

Фильм A State of Agreement, основанный на материалах беседы с профессором Эндрю Вилсоном, позволяет многое прояснить в позициях и методах Стивена Уиллатса (2007)

Интервью Ханса Ульриха Обриста со Стивеном Уиллатсом

Любопытное интервью с Уиллатсом, взятое в 1975 году. Наибольшее внимание здесь уделено работе «Метафильтр»

Если вы не знаете, что такое Behavioural Art, тогда вам сюда

Статьи на русском языке, где так или иначе упоминается имя Стивена Уиллатса​
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›