Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы.

Оцените материал

Просмотров: 30615

Недко Солаков и его одиннадцать историй

Екатерина Лазарева · 09/11/2010
Страницы:
      

«На крыле» (On the Wing). 1999

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. На крыле. 1999

Недко Солаков. На крыле. 1999

На крыльях шести самолетов «Боинг-737» из парка люксембургской авиакомпании LUXAIR художник разместил 14 текстовых посланий, обращенных к случайному пассажиру, смотрящему в иллюминатор. Например: «Под этим самым крылом одна маленькая дождевая капля повисла на серебре металла… где-то рядом с колесом… Она счастлива. Почему? Потому что она хочет поскорее упасть на ту снежную гору, где живет ее дорогая кузина. Это одни из лучших снежинок в мире». Устанавливая интимный контакт со зрителем, Солаков как бы преодолевает отчуждение публичного пространства, осуществляя психологическую помощь в субъективно травматичной ситуации. Сам художник терпеть не может самолеты и старается летать как можно реже. Свою сублимацию страха он продолжил в 2003 году в проекте «Страх», когда летал с зажатыми в ладонях кусочками глины, чтобы потом выставить их как своеобразную археологию современности в сопровождении посадочных талонов.

«Эль Булгаро» (El Bulgaro). 2000

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Эль Булгаро. 2000

Недко Солаков. Эль Булгаро. 2000

Если какие-то сравнения Солакова с Ильей Кабаковым (которые иногда делают) и оправданны, то как раз в случае данного проекта, где Солаков тоже придумал художника-персонажа. Загадочный Эль Булгаро, работы которого современный зритель якобы знает лишь по грубым поздним копиям, — современник Эль Греко, но на самом деле он оказывается альтер эго знаменитого грека, поскольку тот был болгарином по бабушке. Кроме того, выясняется, что Эль Греко страдал лунатизмом и в полнолуние Эль Булгаро в нем побеждал и вместо вытянутых и извивающихся фигур изображал полнотелых, сплющенных и угрюмых людей. Это один из тот редких случаев, когда Солаков говорит о своих национальных корнях и делает это с неизменным чувством юмора в отношении истории искусства.

«Наглое искусство» (Insolent Art). 2000
В Москве, где художник бывал неоднократно, был дан старт его серии проектов «Наглое искусство». Накануне Нового года на стене московской галереи «Риджина» Солаков написал черным фломастером по-английски: «Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы». Утверждение из серии «врать только правду», ведь, строго говоря, новогодний зритель московской галереи действительно не так важен для карьеры. Однако будь это в самом деле так, художник мог бы и не приезжать, чтобы написать эту фразу. В интервью он признался, что особенно нагло эта фраза выглядит в Москве в устах болгарина, ведь его страна в советские годы воспринималась скорее как шестнадцатая республика. Впоследствии этот проект демонстрировался в Касселе, Базеле и других городах, всегда с одним и тем же текстом, за исключением уточнения в скобках, которое варьировалось. Обезоруживает здесь скорее не наглость, а лаконизм, способность одной фразой так много сказать о современной арт-системе.

«Сделка» (The Deal). 2002

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Сделка. 2002

Недко Солаков. Сделка. 2002

Этот проект был сделан по инструкции художника для выставки «Пьедестал мира», организованной в партнерстве с датским Институтом бизнеса и технологий. Своим датским коллегам Солаков поручил разменять 1000 датских крон на доллары и обратно на кроны, потом снова на доллары и обратно, и так далее, пока вся сумма не будет растрачена на комиссионные сборы и разницу в курсах. Абсурдная трата наглядно показывает, куда исчезают деньги в современном мире, и это особенно понятно восточным европейцам (художникам, интеллектуалам и не только), которые часто вынуждены зарабатывать деньги вдали от дома. Вместе с тем это еще и метафора так называемого культурного обмена, который обречен на ощутимую утрату смысла при переводе. Видеодокументация этого перформанса была показана в Москве на прошлогодней московской выставке «От идеологии к экономике. Современное болгарское искусство 20 лет спустя», о которой рассказывал OPENSPACE. RU

«Переговоры» (Negotiations). 2003

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Переговоры. 2003

Недко Солаков. Переговоры. 2003

Как явствует из рукописного текста на стене Dvir, эта престижная галерея предложила художнику сделать выставку в Тель-Авиве, но, будучи довольно трусливым, он опасался ехать из-за напряженной обстановки в регионе. Как болгарский гражданин, он решил обратиться к представителям израильского государства и Палестинской Автономии в Болгарии с просьбой о двустороннем прекращении огня на время проведения его выставки в Израиле осенью 2003 года. Солаков задокументировал соответствующие переговоры с израильским и палестинским дипломатами и показал их на выставке на двух мониторах, расположенных друг против друга. Так что искусство иногда может то, на что не способна дипломатия.

«Искусство и жизнь (в моей части мира)» / Art and Life (in my part of the world). 2005

©  Nedko Solakov

Искусство и жизнь (в моей части мира). 2005

Искусство и жизнь (в моей части мира). 2005

Иногда непросто понять, как художнику удается соблазнить серьезных международных кураторов историями каких-то будто бы одушевленных и по-человечески уязвимых вещей. Например, на Стамбульской биеннале, посвященной городскому пространству, Солаков разместил в руинированном Denis Palais инсталляцию, неотъемлемой частью которой снова стал рассказ на стене. Это была история одной работы, которая решила предстать на выставке наилучшим образом и, желая затмить остальные, устроила ремонт и взгромоздилась на вершину специально для нее выстроенной конструкции. Однако жизнь распорядилась иначе: на самом деле шесть из семи посетителей сразу проходят к окну, чтобы оценить вид на Золотой Рог, потом с секунду осматривают комнату и выходят, и тогда все обиженные картины испытывают счастье. Немногим художникам хватает самоиронии тематизировать свою неспособность конкурировать с отличным видом из окна!

«Дискуссия (собственность)» / Discussion (Property). 2007

©  Nedko Solakov

Недко Солаков. Дискуссия (Собственность). 2007

Недко Солаков. Дискуссия (Собственность). 2007

Выставленный в основном проекте 52-й Венецианской биеннале и удостоенный «Почетного упоминания» проект представил в виде инсталляции историю многолетней русско-болгарской полемики по поводу незаконного производства в современной Болгарии автомата Калашникова (АК-47). Если раньше болгарский завод «Арсенал» производил «калашниковых» по лицензии, выданной СССР для вооружения Восточного блока, то теперь производство и экспорт оружия в страны НАТО вызывает беспокойство России об «упущенной выгоде». Чем на самом деле закончится эта конфликтная ситуация, неизвестно, но Солаков предположил, что болгары могли бы указать России на бесплатно заимствованную у них кириллицу. Сам Недко в своих работах кириллицей почти не пользуется, вот и в этой инсталляции видеоинтервью с представителем болгарского оружейного завода, гиперреалистичные рисунки современного болгарского оружия и старенький АК-47 соседствуют с трафаретными Ж, З, Щ, Ц, Ъ, Ы, Э, Ю, Я и рукописным рассказом по-английски.

Выставки
Недко Солаков участвовал в Венецианских биеннале в 1993, 1995, 1999, 2001, 2003 и 2007 годах, в Стамбульской биеннале в 1992, 1995, 2005 годах, в биеннале в Сан-Паулу (1994), «Манифесте-1» (1996), биеннале в Кванджу (1997, 2002), Лионской биеннале (2000), Севильской биеннале (2006), Московской биеннале (2007), «Документе-12» (2007), Сиднейской биеннале (2008), Новоорлеанской биеннале (2008) и многих других крупных международных выставках. Внушительный список!

В последние годы он провел персональные выставки в лиссабонском Chiado Museum, мадридском Reina Sofia Museum, амстердамской De Appel Foundation, цюрихском Kunsthaus, туринском Castello di Rivoli. Большая ретроспектива Солакова Nedko Solakov. A 12 1/3 (and even more) Year Survey в 2003—2005 годах была показана в Rooseum Center в шведском Мальмо, в люксембургском Forum d’art Contemporain и O.K. Centrum für Gegenwartskunst в австрийском Линце. А его проект _motions в 2008—2009 годах был представлен в Kunstmuseum в Бонне, Kunstmuseum в Сент-Галлене и Mathildenhoehe в Дармштадте.

В прошлом, 2009 году у Солакова прошла первая за последние двадцать лет большая персональная выставка в Софии. Ретроспектива в Софийской городской художественной галерее, размещенная на площади 1000 квадратных метров, включила все знаковые работы Солакова от «Совершенно секретно» до серии рисунков, показанных на «Документе-12», «99 страхов». Ее кураторы Мария Василева и Яра Бубнова показали все главные проекты Солакова в сопровождении документальных материалов, эскизов художника, фотографий из разных выставочных версий одного проекта, создав некую тотальную инсталляцию, посвященную Солакову и его творчеству.

Недко Солаков в интернете

Официальный или неофициальный сайт художника
На сайте художника большая кнопка ведет на официальный сайт, маленькая — на неофициальный. Нажимая на большую, оказываешься в разделе UNDER CONSTRUCTION, подробно перечислены организации, которые могли бы сделать этот сайт — Министерство культуры, Институт искусствознания при Болгарской академии наук, Национальная художественная галерея, Музей современного искусства, Национальная академия изящных искусств и т.д. В итоге сам сайт художника, конечно, содержится под «неофициальной» кнопкой — это весьма остроумный комментарий о самом понятии официального, которое для художника из бывшего Советского блока неизбежно содержит критическое отношение и неоправданные надежды.


Итальянская галерея Continua с филиалом в Пекине


Берлинская галерея Arndt


Галерея Dvir


Галерея Минини в Брешии

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • andreason· 2010-11-09 14:25:23
    Большое спасибо за материал. Еще один достойный представитель современного искусства не останется без внимания начинающих искусстволюбителей.
  • serge· 2010-11-09 22:57:18
    Отличная статья. Во-первых, четко структурированная. Во-вторых, очень информативная. В-третьих, аффтар умер в своем персонаже, что, к сожалению, бывает так редко. Обычно арт-критики используют художника, о котором пишут, как фон для рассказа о себе, любимых. Здесь этого нет. Ну и персонаж достойный - работы Солакова на любой мегавыставке выделяются своей "вещностью", продуманностью, уважением к зрителю.
Все новости ›