Рот на Кубе, в России, Китае, США зажимают по-разному, но результат не меняется.

Оцените материал

Просмотров: 50244

Таня Бругера и ее политическая провокация

Анна Пантуева · 12/10/2010
Страницы:
 

3. «Шепот Татлина №5» (Tatlin’s Whisper №5). 2008

©  Tania Bruguera, Photo: Tate Photograph

Таня Бругера. Шепот Татлина №5 (Tatlin’s Whisper #5). 2008

Таня Бругера. Шепот Татлина №5 (Tatlin’s Whisper #5). 2008

Чтобы избежать невольного влияния на молодых художников, после открытия своей школы Arte de conducta в 2000 году Бругера перестала делать перформансы на Кубе и полностью переключилась на международную аудиторию. Она начала серию работ, которым дала политически авангардное название, El Sussuro de Tatlin, или «Шепот Татлина». В них она создавала знакомые по новостям или бытовому опыту ситуации, участником которых становилась публика. Например, El Sussuro de Tatlin №3 (2006) в Мадридской галерее Galería Juana de Aizpuru представлял собой практический кружок по созданию бомбы в домашних условиях (см. здесь). Для Tatlin’s Whisper №5 в лондонском музее Tate Modern Бругера пригласила конную полицию. Двое полицейских въезжали в большой Турбинный зал музея и начинали стандартные маневры по контролю толпы – те, что применяются на политических демонстрациях. Они оттесняли публику, разбивали ее на группы, блокировали выходы, отдавали приказы, куда отойти и где встать. Посетители, видя человека в форме и опасаясь попасть под копыта, пассивно подчинялись. Жалоб на то, что в музее самовольничает полиция, в администрацию не поступило. Посетителям не было объявлено, что это художественный проект: целью автора было инсценировать бытовое взаимодействие с силовой властью, знакомое многим по теленовостям о протестах против войны в Ираке или действий ВТО, и зафиксировать результат.

4. «Шепот Татлина №6» (Tatliln’s Whisper №6; El Sussuro de Tatlin №6). Гаванский вариант, 2009

©  Courtesy of Studio Tania Bruguera and Harrison Edwards

Таня Бругера. Шепот Татлина №6 (Гаванский вариант) (Tatliln’s Whisper #6 (Havana Version); El Sussuro de Tatlin #6). 2009

Таня Бругера. Шепот Татлина №6 (Гаванский вариант) (Tatliln’s Whisper #6 (Havana Version); El Sussuro de Tatlin #6). 2009

В 2009 году Бругера нарушила установленное ранее правило не делать перформансов на Кубе (в связи с тем, что закрывала свою школу Arte de conducta). По приглашению художника Гильермо Гомеса-Пеньи (Guillermo Gomez-Peña) она организовала «Шепот Татлина №6». В Центре Вифредо Лама художница установила трибуну с подиумом, поставила двух революционных гвардейцев в военной форме и микрофон. Заранее приглашенной аудитории было предложено выступить с трибуны и воспользоваться правом свободы слова. Зрителям раздали дешевые фотоаппараты со вспышками и предложили снимать происходящее. Гвардейцы сажали белого голубя на плечо каждого выступающего, а по истечении ровно одной минуты уверенно забирали микрофон и уводили с трибуны. Декорация воспроизводила сцену знаменитой революционной речи Фиделя Кастро.

Выступления почти сорока человек находились в диапазоне от четко спланированной речи в защиту политических реформ до смущенной попытки вообще что-то сказать. Политический эмигрант и критик Лупе Альварес просто расплакалась, а известный в городе блогер Джоанни Санчес потребовала снятия цензуры и доступа к интернету. Как заметила присутствовавшая там критик Клер Бишоп, обстановка была эмоционально взведенная. Ровно через час Бругера поблагодарила кубинский народ и закрыла мероприятие. На следующий день оргкомитет биеннале (но не правительственный орган) выпустил официальное осуждение перформанса: Бругера и ее коллеги, с их точки зрения, дискредитировали идеалы кубинской революции. Сама Таня говорит, что целью мероприятия было следовать всем официальным инструкциям и требованиям вышестоящих инстанций. Она заранее подала заявки и конкретный сценарий, и все было одобрено. Бругера считает, что в данной ситуации она выиграла – кубинскому правительству просто нечего было сказать. Хотя говорит, что этим закрыла себе вход на участие в Гаванской биеннале в будущем.

5. «Самосаботаж» (Self-Sabotage). 2009

©  Courtesy of Studio Tania Bruguera and Harrison Edwards

Таня Бругера. Самосаботаж (Self-Sabotage). 2009

Таня Бругера. Самосаботаж (Self-Sabotage). 2009

Бругеру пригласили выступить на 53-й Венецианской биеннале, на выставке «Павильон срочной необходимости» (Pabellón de la Urgencia), с лекцией на тему «Политическое искусство». Задавшись вопросом, как говорить на такую тему на самой крупной арт-тусовке в мире, Бругера решила применить стратегию, которую она называет «самосаботажем». Она решила, что выступит с речью не в день официального открытия, прибытия художественных звезд и большой фиесты, а во второй и более спокойный день. Художница появилась перед расслабленной публикой биеннале и стала читать свой текст. Рядом с собой на стол она положила пистолет. Бругера прервала свое выступление, раскрутила барабан, поднесла пистолет к виску и спустила курок. Осечка. Публика начала роптать, а Бругера продолжила читать по бумажке. Затем она опять прервала выступление, раскрутила барабан и спустила курок во второй раз – опять осечка. Публика начала нервничать не на шутку, кто-то зарыдал, ее стали просить прекратить игры с револьвером. Она окончила выступление фразой: «Политическому искусству пора прекратить комментировать политические поводы и начать их создавать» – и спустила курок в третий раз. Опять осечка. Затем она нацелилась в потолок, спустила курок в четвертый раз – пистолет выстрелил, пуля попала в деревянную балку. Художница говорит, что решила доказать серьезность своих слов о политическом искусстве. Эта «русская рулетка» настолько потрясла ее саму эмоционально, что в тот же день она избавилась от пистолета и поклялась самой себе, что более такой сумасшедшей выходки с испытанием судьбы не повторится. А стратегия появления на второй день и не в центральном павильоне биеннале сработала: ее выступление потонуло в потоке новостей об открытии биеннале, о крупных национальных проектах и светской хронике, а в интернете и обычной прессе практически нет комментариев и статей на эту тему. Что и требовалось доказать.

6. Без названия (Untitled). Богота, 2009

©  Courtesy of Studio Tania Bruguera and Harrison Edwards

Таня Бругера. Без названия (Богота) (Untitled (Bogotá)). Кадр из видеодокументации. 2009

Таня Бругера. Без названия (Богота) (Untitled (Bogotá)). Кадр из видеодокументации. 2009

В настоящий момент это самый громкий и скандальный проект Тани – на сайте YouTube выложены десятки видео, в которых разгневанные и огорченные участники выражают свою эмоциональную реакцию. Бругера прибыла в кампус Национального колумбийского университета в Боготе по приглашению института Hemispheric в Нью-Йорке, который занимается изучением политического перформанса и театра. На факультете искусств Бругера организовала мероприятие, где три нанятых участника представляли три типажа колумбийских граждан – главных участников военного и гражданского конфликта последних тридцати лет: партизана-герилью, офицера-силовика и женщину-переселенку. Все трое одновременно говорили в микрофон на тему, возможен ли и каким должен быть современный герой. Во время их выступления появились официантки с подносами – они предлагали гостям бесплатные дорожки кокаина. Кто-то начал шутить, что это и не кокаин вовсе, кто-то попробовал и заявил, что порошок «самого высокого качества». В результате стало расти бурное возмущение. Бругера вышла на сцену, поблагодарила гостей и удалилась до прибытия вызванной кем-то полиции. Ее предварительную заявку проекта институт отклонил, но она решила все же провести его. Многие кураторы и работники галереи, которые помогли в организации ее перформанса, отвернулись и жестко критиковали ее в прессе. Сама она заявляет, что хотела поднять проблему героя в современной колумбийской политике. Однако трое участников не фигурируют в обсуждениях перформанса или блогах – все сосредоточились на раздаче кокаина. Бругера также говорит, что неофициальной целью ее перформанса был ее протест против политического лицемерия левых. Это довольно жестокое обращение с публикой в стране, где десятки тысяч людей пропали без вести и погибли в результате «кокаиновой войны», насилия со стороны государства и наркомафии. Проект резко отличается от предыдущих работ художницы.

7. «На грани политического воображения» (Tania Bruguera: On the Political Imaginary). Выставка в Музее Нойбергер в штате Нью-Йорк. 2010
В январе – феврале 2010 года в Музее Нойбергер колледжа Перчейз, штат Нью-Йорк, прошла персональная выставка Тани Бругеры, для которой кураторы выбрали работы с 1990-х по сегодняшний день. Экспозиция была ответом Бругеры на сложный вопрос о том, что происходит с перформансом, временными формами искусства и проектами, предполагающими спонтанное участие аудитории в стационарных условиях музея. За плату она наняла исполнителей ее перформансов и воссоздала инсталляции. Некоторые из них сделаны максимально близко к первоначальному варианту, другие – с едва заметными, но важными изменениями. Например, видеокамера на инсталляции «Шепот Татлина №6» не снимала происходящее, а крутила на маленьком экране запись этого события в Гаване. Идеей Бругеры было показать, что в перформансе нельзя войти в одну реку дважды, но политический смысл в повторении все же возможен. И заложен он не в декорациях или ее физическом присутствии, а во взаимодействии и атмосфере, которое создает та или иная временная или перформативная работа. Поэтому, например, «Шепот Татлина №6» или «Груз вины» в музее стали «памятниками прошлому», а «Без названия» (Untitled), Гавана, 2000 и «Без названия» (Untitled), Кассель, 2002 давили на публику так же, как и в первых показах.

Тексты о Тане Бругере
Несмотря на то что Бругера иногда довольно резко обращается с публикой и нажимает на болезненные точки того или иного общества, критика отзывается о ней довольно благосклонно. Джонатан Гриффин из журнала Frieze замечает, что иногда работы Бругеры слишком дидактичны, но оправдывает ее тем, что у нее политическая цель. В 2009 году в журнале Artforum развернулась полемика относительно Таниного перформанса на биеннале в Гаване «Шепот Татлина №6» (El Sussuro de Tatlin №6). Летом вышла статья Клер Бишоп с одобрительной оценкой перформанса и негативным отзывом о биеннале в целом. В октябрьском же выпуске появилось Письмо редактору, в котором американская художница кубинского происхождения Коко Фуско критиковала как Бишоп, так и Бругеру за игнорирование, по ее мнению, условий строжайшей цензуры, наложенных на кубинских художников. Один из главных критиков, который пишет о работах Бругеры, – Херардо Москера, однако его тексты публикуются в основном в печатных каталогах и изданиях и не существуют в сети.

Материалы и ссылки
Сайт Тани Бругеры. Если зайти просто на .com, без works, то он не работает. На нем можно найти библиографию, резюме и curriculum vitae художницы, однако не в самой последней редакции.
На сайте Mutual Art можно посмотреть далеко не полную, но довольно свежую по срокам библиографию материалов о Бругере в искусствоведческой и популярной прессе.
Джонатан Гриффин во Frieze.
На сайте Art Nexus выложены фотографии и данные о ее работах, включая те, о которых мало что написано в прессе или каталогах. Здесь же выложены ссылки на несколько текстов о ней, например текст Диноры Перес-Рементерии.
Видео из серии TateShots музея Tate Modern – комментарий Бругеры и сцены из перформанса «Шепот Татлина №5» (Tatliln’s Whisper №5), 2008. Чтобы посмотреть это видео именно на TateShots, надо подписаться на их службу загрузки видео, podcast.
Фотографии и текст в журнале Printed Project, 7 о перформансе Бругеры на 2-й Московской биеннале современного искусства, Untitled (Moscow), 2007, или «Без названия» (Москва).
Гильермо Гомес-Пенья о латиноамериканском и западном перформансе на сайте института Hemispheric.
Страницы:

КомментарииВсего:2

  • ebenstein· 2010-10-13 00:23:13
    великолепная статья. спасибо. просто, доказательно, интересно
  • dbshchelov· 2010-10-13 03:05:17
    присоединяюсь к вышесказанному
Все новости ›