Увлечение американского общества статистикой прочитывается как форма насилия.

Оцените материал

Просмотров: 45563

Марта Рослер и ее политический анализ повседневности

Екатерина Лазарева · 16/09/2010
Она анализировала дикость и глупость патриархальной Америки 70-х. Именно такой художник нужен современной России

Имена:  Марта Рослер

©  Gabinete de Comunicación de la Diputación de Granada

Марта Рослер

Марта Рослер

Кто она такая

Американская художница Марта Рослер — чрезвычайно важная и влиятельная фигура в современном искусстве, феминистка и интеллектуал, одна из пионеров видеоарта и коллаборативных исследовательских арт-проектов. Проникнутые убежденной социально-политической ангажированностью и подрывной деконструкцией доминирующих систем репрезентации, ее работы сохраняют мощный заряд 1968-го, эпохи начала ее художественной карьеры.

Она родилась в 1943 году в Бруклине и практически всю жизнь живет и работает в Нью-Йорке. В 1965 году окончила Бруклинский колледж, а в 1974-м — Калифорнийский университет в Сан-Диего. Относится к тому типу художников, которые еще и писатели: издала пятнадцать книг, ее статьи публиковались в Artforum, Afterimage, Quaderns и других журналах, а эссе о документальной фотографии «Внутри, вокруг и после» (1981) стало важным этапом в развенчании мифа о фотографической объективности и породило дискуссию о важности институционального и дискурсивного обрамления для фотографии. Марта Рослер много выступает с лекциями и преподает в Университете Ратгерс в Нью-Джерси. Она награждена многими премиями, в том числе международной фотопремией «Спектрум» (2005), главной австрийской премией им. Оскара Кокошки (2006) и премией «Аноним был женщиной» (2007).

Что она делает

Марта Рослер одинаково успешно работает с образами и текстом. Первые работы конца 1960-х представляли собой фотоколлажи; в 1970-е она начала комбинировать фотографии и текст, сделала первые видеоработы, скорее повествуя об актуальных политических проблемах, нежели анализируя сам медиум. Во многих своих видео она либо сама появляется в кадре, либо озвучивает видеоряд с очень характерной интонацией. На рубеже 1980—1990-х она переключилась на большие мультимедийные инсталляции, включающие видео и прочие жанры, — серьезные документальные исследования, посвященные транспортным системам, градостроительству и т.п.

О чем все это

Марта Рослер занимается острым социальным и политическим анализом мифов и фактов современной культуры. Ясно сформулированные, невозмутимо остроумные, ее видеоработы являются своеобразными расследованиями того, как социально-экономические факты и политические идеологии властвуют в повседневности. Представляя сложные критические исследования в доступной форме, Рослер работает через соединение перформанса, повествования, документации и медийных образов. Наряду с феминистскими проектами, посвященными репрезентации женщин, диктатуре глянца и патриархальной культуры, ее внимание постоянно привлекают более общие гражданские проблемы — приватизация политики, власть капитала. Одна из главных тем Марты Рослер — город: общественная сфера, городское строительство, права собственности, дороги и транспорт, а также средства массовой информации и их отношение к войне, геополитике и сокрытию информации. Надо сказать, что эта практически неизвестная в России художница сегодня кажется крайне актуальной именно на нашей почве.

Главные проекты

«Красивое тело, или Красота не знает боли» (1966—1972)

©  Martha Rosler / Courtesy MOCA / Photo by Brian Forrest

Красивое тело, или Красота не знает боли. 1966-1972

Красивое тело, или Красота не знает боли. 1966-1972

В одной из своих первых фотомонтажных серий Марта Рослер использует фотографии из глянцевых журналов, располагая части женского тела на предметах бытовой техники — холодильнике, плите, посудомоечной машине. С одной стороны, она представляет стереотипный образ женской красоты, с другой — указывает на распространенное представление о том, что место женщины дома. В других монтажах она приклеивает обнаженные части тела поверх одежды, затрагивая одну из главных феминистских тем — фетишизации и объектификации женского тела.

«Война с доставкой на дом: дом, милый дом» (1967—1972)

©  Martha Rosler

Война с доставкой на дом: дом, милый дом. 1967-1972

Война с доставкой на дом: дом, милый дом. 1967-1972

Здесь тот же фотомонтаж уже заряжен мощным антивоенным протестом в духе Джона Хартфилда. Страшные сцены, взятые из репортажных снимков Вьетнамской войны, Рослер вставляет в благополучные интерьеры американских коттеджей. Прежде изолированные в телевизионном ящике кошмары как бы вторгаются в мирный американский быт. Эти работы были напечатаны в начале 70-х в альтернативных художественных журналах, в то время как официальная пресса представляла войну как событие, никак не связанное с американской повседневностью. В 2004 году Марта Рослер сделала новую серию фотомонтажей, посвященную войне в Ираке, соединив образы войны со счастливыми и благополучными портретами с рекламных щитов и модных показов.

«Бауэри в двух неравнозначных системах описания» (1974)

©  Martha Rosler / Courtesy Ikon Gallery, Birmingham, England

Бауэри в двух неравнозначных системах описания. 1974

Бауэри в двух неравнозначных системах описания. 1974

Эта очень известная концептуальная работа Марты Рослер представляет собой фотографии в сопровождении отпечатанных на машинке текстов. Снимки одной из легендарных и в те годы неблагополучных улиц Нью-Йорка — Бауэри — соединены с отдельными словами и сленговыми выражениями, обозначающими пьянство (художница нашла их около 170). Все это демонстрировалось в виде таблицы или блока в определенном порядке, и в нижних рядах инсталляции слова становятся все более грубыми, а образы — все более приземленными. В серии «Бауэри» Рослер использует популярный тогда метод структуралистского анализа Клода Леви-Стросса, смещая внимание зрителя с изображения на саму систему репрезентации. Показывая неадекватность обеих систем описания — и вербальной, и визуальной, Рослер переносит проблему социальной обездоленности в рамки собственно политики изображения.

«Семиотика кухни» (1975)

©  Martha Rosler

Семиотика кухни. 1975

Семиотика кухни. 1975

Это шестиминутное видео без монтажа — одна из первых и, пожалуй, самая известная видеоработа Рослер. В ней сама художница демонстрирует и называет типичные предметы кухонной утвари в алфавитном порядке. Apron, bowl, chopper и так далее. Показывая их в действии, она совершает агрессивные жесты, будто доведенная до остервенения домохозяйка. Прочертив вместо несуществующей утвари на Z знак Зорро, она иронично выходит из образа, обнаруживая дистанцию между персонажем и автором. В этой работе Марта Рослер как бы учится говорить, чтобы в следующих обрести голос.

Об этой работе мы два года назад писали здесь.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • kustokusto· 2010-09-20 12:03:09
    Катя - какой хмырь вам насвистел, что фотожурнализм 1920—1930-х годов "уходит от эстетической автономии в область политической ангажированности "? С каких пор одно убивает другое? Но самое смешное - это "постмодернистское сопротивление таким типично модернистским и патриархальным медиа, как живопись или скульптура". Зачем вы повторяете эту глупость за не очень умным человеком. Это всё равно , что сказать : "ученики 9го класса "Б" устроили сопротивление урокам алгебры, купили пива и закатились к Ленке Р. слушать Эминема". Бросьте вы воспевать феминизм - лучше следите за мужчинами в искусстве - больше пользы будет.
  • oleo· 2010-09-25 01:21:10
    катя, спасибо за материал. к росслер можно относиться как угодно,конечно, но вот комментарий кусто (особенно последняя фраза) - показатель того, что она стремится на место Ленки Р., но что-то всё никак не срастается... ждем материалов про вали экспорт, как минимум, а вообще и про варвару степанову, про луиз буржуа, про хито штайер, про ФНО, про чернышеву (хотя про чернышеву было уже). удачи!
  • kate· 2010-09-25 16:56:25
    спасибо, но по-моему последняя фраза кусто это мужской шовинизм и показатель того, что бы там не срасталось у марты рослер нам к ней еще стремиться и стремиться)
    про варвару степанову вообще стыдно писать, потому что стыдно не знать; вали экспорт - недавно привозили, про чернышеву должен вроде быть отличный текст В.Мизиано в новом "ХЖ"; с ФНО интересно бы сделать интервью, а буржуа и штайер, конечно, в эту рубрику)
  • kustokusto· 2010-09-26 01:36:08
    Так феминизм - это женский шовинизм - как соляная кислота - куда ни капни - везде дыра. И этих шкафов с книгами - сколько уже по выставкам таскают? Помню в начале 90х - Авдей всё хотел какую-нибудь галерею загрузить. Наверно загрузил.
Все новости ›