Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, – вот его творческий метод.

Оцените материал

Просмотров: 43195

Карстен Хёллер и его инструменты сомнения

Наталия Приходько · 28/01/2010
Его инсталляции заставляют зрителя колебаться — душевно, умственно и физически

Имена:  Карстен Хёллер

©  Rex Features / Fotobank

Карстен Хеллер. Полигон, деталь инсталляции. 2006

Карстен Хеллер. Полигон, деталь инсталляции. 2006

Кто он такой

Карстен Хёллер (Carsten Höller) вступил на художественную сцену в 1990-е годы и является одним из главных представителей искусства этого десятилетия — так называемой «эстетики отношений» (relational aesthetics; термин изобретен куратором и теоретиком Никола Буррио). В рамках «эстетики отношений» материальное воплощение проекта не так важно, как система коммуникаций, в которую оно вовлекает зрителя. Причем эти коммуникации не столько сообщают некую информацию, сколько говорят о невозможности или трудности ее получить. Первые работы Хёллера были посвящены теме «безопасности» (security) и, конечно же, представляли опасность, прежде всего для маленьких детей: качели на краю обрыва («Нелегко быть малышом») или электрическая розетка с разложенными вокруг нее конфетами в качестве приманки («220 вольт»), — некая игра с инсталляциями Феликса Гонзалеса-Торреса. До этого он изучал фитопатологию, агрономическую энтомологию и прочие биологические дисциплины, специализируясь на поведении насекомых (диссертацию он написал о воздействии на них запахов). На него повлияли работы британского биолога Ричарда Докинза, который пишет о генах и эволюции. Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма. Научный опыт Хёллера, увенчанный докторской степенью, определил и направление его художественного творчества. Исследовательский интерес к теме восприятия и механизмов воздействия на перцептивную систему человека является основой его произведений.

Хёллер, немец по происхождению, родился в Брюсселе в 1961 году. Учился он в Германии, сейчас живет и работает в Стокгольме. Представлял Швецию вместе с Мириам Бекстрём (Miriam Bäckström) на 51-й Венецианской биеннале. В 2008 году Хёллер открыл собственный клуб в Лондоне, который тоже был своеобразным арт-проектом и просуществовал восемь месяцев. Ежегодно он принимает участие более чем в десятке выставок.

©  REUTERS / Toby Melville

Карстен Хеллер

Карстен Хеллер

Что он делает

Инсталляции Карстена Хёллера представляют собой всевозможные устройства и механизмы, требующие участия зрителя. Сами по себе они еще не являются законченным произведением, но, вступая в контакт с человеком, производят различные эффекты, провоцирующие иллюзии, видения, головокружение и прочие не всегда предсказуемые реакции тела. Он сам называет их «инструментами сомнения», или замешательства (confusion machines).

Хёллер создает световые инсталляции, варьируя форму, расположение, частоту и способ мерцания световых элементов. Он строил «Дома» (в соавторстве с Розмари Трокель) для совместного обитания людей и различных представителей фауны. Увлеченный образами парка аттракционов, он конструирует собственные карусели, манежи и спиралевидные спусковые горки. В числе других самых разнообразных его работ — цветные скульптуры животных, комнаты с зеркалами, «психо»-резервуар с соленой водой, позволяющий почувствовать невесомость тела, а также несколько фильмов, в том числе созданных в сотрудничестве с Филиппом Паррено, Риркритом Тираваньей и некоторыми другими художниками.

О чем все это

Искусство для Карстена Хёллера — это сфера эксперимента с чувственным восприятием человека. Трансформируя его посредством своих инсталляций, художник позволяет по-новому взглянуть на мир и почувствовать самого себя. Он не создает образы, которые можно созерцать на расстоянии, но внедряется непосредственно в тело зрителя.

Инсталляция выстраивает определенные физические ощущения, но каждый человек, в силу индивидуальности организма, переживает их по-своему. Работы художника дестабилизируют взгляд, отнимают равновесие и заставляют потеряться в пространстве. Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, — вот его творческий метод. Однако полученный опыт в лучших работах Хёллера — не просто аттракцион, но и способ поставить те или иные вопросы, вдохновить зрителя на определенные размышления.

{-page-}




ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ


Дом для свиней и людей (Ein Haus für Schweine und Menschen). В соавторстве с Розмари Трокель (Rosemarie Trockel). 1997

©  Ein Haus für Schweine und Menschen

Карстен Хеллер. Дом для свиней и людей. 1997

Карстен Хеллер. Дом для свиней и людей. 1997

Инсталляция впервые была представлена на «Документе-10». В бетонной постройке зрителю открывается вид на загон для свиней. Животные едят, пьют и делают все то, что полагается делать свиньям в привычных для них условиях. Люди же могут наблюдать за ними сквозь стекло. Но если они выйдут на открытую площадку, находящуюся напротив, то увидят, что с этой стороны стекло имеет не прозрачную, а зеркальную поверхность. Человек может видеть свиней, но свиньи видят только собственное отражение.

Превращая эту семью свиней в чисто визуальный образ, так как стекло блокирует все остальные органы восприятия, Хёллер обращается к проблеме видения. Однако если в последующих работах его будет интересовать «смотрение» как чисто физическое действие, здесь он ставит этот процесс в политический и социальный контексты. Наблюдаемые и наблюдатели, естественная и искусственная среда (загон для свиней настоящий, но человек-то, естественно, осознает, что это инсталляция художника), человек и животное. В качестве предисловия к книге 2000 года «Дом для свиней и людей» Хёллер и Трокель ставят целый ряд вопросов: «Народы, соблюдающие вегетарианство, — ведут ли они себя иначе, нежели те, которые употребляют мясо, когда дело касается захвата территорий? Есть ли связь между вегетарианством Гитлера и тем, что он делал? Как это было бы, если бы мы должны были сами убивать животных, которых мы едим, а не передавать эти не столь приятные полномочия кому-то другому?»

Здесь сайт этого произведения с планами, схемами, техническими параметрами, ремарками и сопутствующими текстами, относящимися к «Дому», свиньям или людям.

Лаборатория сомнения (The Laboratory of Doubt). 1999

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin (Foto: Nick Ash) www.estherschipper.com

Карстен Хеллер. Лаборатория сомнения (Mercedes-Benz Kombiwagen, Lautsprecher, Mikro, Verstärker, Aufkleber, drehbares Podest). 1999

Карстен Хеллер. Лаборатория сомнения (Mercedes-Benz Kombiwagen, Lautsprecher, Mikro, Verstärker, Aufkleber, drehbares Podest). 1999

Создавая эту работу для выставки Laboratorium в Антверпене, Хёллер, по его словам, стремился построить не изображение в той или иной технике, а ситуацию. Он разъезжал на сером «мерседесе», снабженном громкоговорителями, и оглашал собственные различные сомнения. Иногда он просил прохожих сделать то же самое, а также пытался выяснить у них, как вообще можно вызвать сомнение и заставить человека чувствовать себя неопределенно. В одном из интервью художник рассказал, как однажды он почувствовал, что не знает, что делать дальше и зачем продолжать делать что бы то ни было, и тогда решил просто работать с этим состоянием. Эпизод, как он ездит кругами вокруг перекрестка, в то время как остальные машины поворачивают в каком-либо из направлений, был заснят на видео. Этот фильм под названием «Минута сомнения» (One Minute of Doubt), который, как видно из названия, длится одну минуту, а также дневник «Дни сомнений», охватывающий период с 31 июля по 17 сентября 1999 года, сопровождают проект и остаются его материальными свидетельствами.

Экспедиционное оборудование для самоисследования (Expeditionsausrüstung zur Erforschung des Selbst). 1995

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin

Карстен Хеллер. Экспедиционное оборудование для самоисследования. 1995

Карстен Хеллер. Экспедиционное оборудование для самоисследования. 1995

Этот набор разнообразных очков и более сложных приспособлений трансформирует обычное видение окружающего мира. Зритель, например, может надеть на спину своеобразное крепление с зеркалами, система отражений которых абсолютно дезориентирует в пространстве. Эффект усиливается при передвижении. Есть еще пара очков с разноцветными стеклами, причем для каждого глаза можно выбрать свой цвет. Но моделью, получившей наибольшее распространение, стали очки, сквозь которые человек видит окружающие предметы перевернутыми.

В действительности именно таким образом глаз и воспринимает мир, это наш мозг переворачивает «картинку». В 1897 году американский психолог Джордж М. Страттон написал статью о своих экспериментах в области подобного видения — без естественного переворачивания зрительного образа. Вдохновленный экспериментами Страттона, Хёллер предлагает желающим продлить и собственный опыт. Если носить его очки несколько дней подряд, то уже без их посредства человек сможет видеть окружающий мир непосредственно таким, каким его воспринимает сетчатка глаза без вмешательства мозга, то есть перевернутым.

Комната с перевернутыми грибами (Upside-Down Mushroom Room). 2000

©  Museum of Contemporary Art Los Angeles / Collection of Fondazione Prada

Карстен Хеллер. Комната с перевернутыми грибами. 2000

Карстен Хеллер. Комната с перевернутыми грибами. 2000

Гигантские мухоморы свисают с потолка вверх ногами и крутятся вокруг собственной оси. На сей раз Хёллер переворачивает мир не в иллюзорной, а непосредственно в физической реальности. Это видение, порожденное не то детскими сказками, не то приемом галлюциногенных веществ, сбивает зрителя с толку и призывает его забыть о привычных ожиданиях от мира, чтобы погрузиться в фантазию. Безусловно, художник выбрал мухоморы не только за декоративные свойства, но и за способность усиливать работу воображения.

Световая стена (Light Wall). 2000

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin / Photo NGC

Карстен Хеллер. Световая стена. 2000

Карстен Хеллер. Световая стена. 2000

Существует также в варианте «Световой угол» (Light Corner) и «Световая комната» (Light Room). Стена (или несколько стен) покрыта множеством лампочек, мигающих с частотой, которая соотносится с активностью человеческого мозга. Миганию света соответствует пульсация звука. Эта крайне агрессивная светозвуковая среда выявляет пределы человеческого восприятия и порождает различные визуальные феномены, которые зависят от индивидуальной чувствительности каждого зрителя. Эта работа вписывается в традицию оптического и кинетического искусства, обращаясь к работе зрения и предлагая некий динамичный опыт.

{-page-}


Полигон (Test Site). 2006


Огромная горка, построенная специально для Турбинного зала галереи Тate Modern в рамках ежегодного сотрудничества галереи с приглашенным художником. Этот грандиозный пятиуровневый спуск продолжает серию горок, начатую художником еще в 1998 году (одна из таких горок до сих пор спускается со второго этажа Института современного искусства Kunstwerke в Берлине, и по ней можно съехать — «под вашу личную ответственность», как гласит табличка). Потеря контроля, предание себя во власть скорости и непредсказуемых виражей, спонтанные реакции, непосредственная радость — вот что является истинным содержанием произведения. Хёллер полагает, что если ежедневно практиковать спуск с подобной горки, то это изменит поведение человека в целом. Поэтому сам автор понимает свою работу не только как монументальную скульптуру и интерактивную инсталляцию, но и как практическое средство передвижения. Он даже создал несколько проектов, включающих спуски в жилые и общественные архитектурные постройки и ландшафт. Художник провел целое исследование на тему горок и катания по ним и объединил все материалы: собственные идеи и эскизы, чертежи и схемы с математическими расчетами, цитаты из литературы и философии — в один том, изданный в «Тейт».

Страница этой выставки на сайте «Тейт»

Зеркальная карусель (Mirror Carousel). 2005

©  Courtesy Gagosian Gallery, London

Карстен Хеллер. Зеркальная карусель. 2005

Карстен Хеллер. Зеркальная карусель. 2005

Манеж, конструкция которого полностью покрыта зеркалами, вращается с исключительно медленной скоростью. Вместо головокружительного вихря этот «аттракцион» предлагает созерцательный и в чем-то меланхоличный опыт. Трансформируя восприятие времени и пространства, медленное перемещение по кругу подчеркивает каждый проходящий момент и каждый вновь открывающийся вид. Образы перемещаются из реального пространства в зеркальное отражение и обратно, превращаясь в подвижную картину. Существуют и другие карусели, созданные Хёллером. Сохраняя декорацию традиционных каруселей, они напоминают монументальные реди-мейды. Этой серии каруселей была посвящена выставка «Парк развлечений» (Amusement Park), прошедшая в 2006 году в MASS MoCA в США.

Вращающийся гостиничный номер (Revolving Hotel Room). 2008

©  Courtesy Guggenheim

Карстен Хеллер.  Вращающийся гостиничный номер. 2008

Карстен Хеллер. Вращающийся гостиничный номер. 2008

Эту инсталляцию можно было не только увидеть днем в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке, но и переночевать в ней, предварительно зарезервировав свой визит. Типичная меблировка гостиничного номера — кровать, стол со стулом, комод с мини-баром — расположена на трех стеклянных дисках, которые в свою очередь установлены на четвертый, большой диск. Каждый диск медленно вращается, так что расположение предметов постоянно меняется. Засыпая в этой вращающейся комнате, просыпаешься в той же кровати, но уже в иной, непредвиденной обстановке. О работе на сайте Музея Гуггенхайм.


Выставки

©  Courtesy Gagosian Gallery

Карстен Хеллер. Carsten Höller & Karsten Höller. Вид экспозиции

Карстен Хеллер. Carsten Höller & Karsten Höller. Вид экспозиции

Из собственных выставок Хёллер порой тоже устраивает сбивающие с толку акции. Например, для экспозиции в нью-йоркской галерее Casey Kaplan в 2004 году было сделано два анонса: один сообщал о показе работ художника Карстена Хёллера (Carsten Höller), другой — художника Карстена Хёллера (Karsten Höller), но обе выставки были назначены на одно и то же время. Ту же игру с двумя возможными вариантами написания своего имени Хёллер продолжил в галерее Гагосяна в Лондоне (2007), выставку в которой он озаглавил «Carsten Höller & Karsten Höller». Выставка One Day One Day в Fargfabriken (Швеция, 2003 год) была объявлена как одно мероприятие. Однако к ней было издано два пресс-релиза, два разных приглашения, проведено два открытия, на которых были показаны две разные работы. На первом вернисаже публике представили «Световую стену» (Light Wall), которая на следующий день была заменена на «Фи-Стену» (Phi Wall) — другое произведение художника. А на персональной выставке в Музее современного искусства в Марселе (2004) Хёллер построил экспозицию так, что две ее части зеркально повторяли друг друга и соединялись 72-метровым темным коридором. Поэтому, когда зритель в конце коридора видел то же произведение, что и несколько минут назад в его начале, то был в полной растерянности: где же он в итоге оказался?


Критики о Хёллере

Те, кто пишет о Карстене Хёллере, часто вспоминают историю европейской и американской науки — например, уже упомянутого психолога Джорджа Страттона. Однако его также ставят в контекст сюрреализма, например Роже Кайуа, с его интересом к насекомым, к категории игры, к перцептуальной нестабильности. Обращение к мотиву игры и развлечения заставляет выдающегося американского теоретика Хала Фостера видеть в инсталляциях Хёллера продолжение традиции Эдуарда Мане, Сёра и в конечной перспективе Уорхола — художников, которые не убегали от капиталистического мира в нетронутый мир Таити, но тематизировали «пространства современности» — ярмарки, бары, карусели и цирковые арены. Фостер при этом понимает, что такой путь чреват и опасностью впасть в прославление этого развлекательного мира.


Карстен Хёллер в интернете

Карстен Хёллер в «Википедии».
Страница Карстена Хёллера на сайте галереи Air de Paris с изображениями, биографией и статьями о нем.
Страница художника на сайте галереи Гагосяна и на сайте бельгийской Galerie Micheline Szwajcer.
Выставка Карстена Хёллера «Synchro System» в Фонде Прада (Fondazione Prada), 2000.
Также немного об этой выставке и представленных на ней произведениях.
Интервью по случаю выставки в Фонде Прада.
Интервью
по случаю выставки в «Тейт Модерн» .
Сайт клуба Карстена Хёллера в Лондоне.
Статья о клубе.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • soroka· 2010-02-01 18:56:47
    "Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма." - не наоборот ли?
  • arist· 2010-02-06 11:55:46
    Клевый арток.
Все новости ›