Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, – вот его творческий метод.

Оцените материал

Просмотров: 43217

Карстен Хёллер и его инструменты сомнения

Наталия Приходько · 28/01/2010



ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ


Дом для свиней и людей (Ein Haus für Schweine und Menschen). В соавторстве с Розмари Трокель (Rosemarie Trockel). 1997

©  Ein Haus für Schweine und Menschen

Карстен Хеллер. Дом для свиней и людей. 1997

Карстен Хеллер. Дом для свиней и людей. 1997

Инсталляция впервые была представлена на «Документе-10». В бетонной постройке зрителю открывается вид на загон для свиней. Животные едят, пьют и делают все то, что полагается делать свиньям в привычных для них условиях. Люди же могут наблюдать за ними сквозь стекло. Но если они выйдут на открытую площадку, находящуюся напротив, то увидят, что с этой стороны стекло имеет не прозрачную, а зеркальную поверхность. Человек может видеть свиней, но свиньи видят только собственное отражение.

Превращая эту семью свиней в чисто визуальный образ, так как стекло блокирует все остальные органы восприятия, Хёллер обращается к проблеме видения. Однако если в последующих работах его будет интересовать «смотрение» как чисто физическое действие, здесь он ставит этот процесс в политический и социальный контексты. Наблюдаемые и наблюдатели, естественная и искусственная среда (загон для свиней настоящий, но человек-то, естественно, осознает, что это инсталляция художника), человек и животное. В качестве предисловия к книге 2000 года «Дом для свиней и людей» Хёллер и Трокель ставят целый ряд вопросов: «Народы, соблюдающие вегетарианство, — ведут ли они себя иначе, нежели те, которые употребляют мясо, когда дело касается захвата территорий? Есть ли связь между вегетарианством Гитлера и тем, что он делал? Как это было бы, если бы мы должны были сами убивать животных, которых мы едим, а не передавать эти не столь приятные полномочия кому-то другому?»

Здесь сайт этого произведения с планами, схемами, техническими параметрами, ремарками и сопутствующими текстами, относящимися к «Дому», свиньям или людям.

Лаборатория сомнения (The Laboratory of Doubt). 1999

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin (Foto: Nick Ash) www.estherschipper.com

Карстен Хеллер. Лаборатория сомнения (Mercedes-Benz Kombiwagen, Lautsprecher, Mikro, Verstärker, Aufkleber, drehbares Podest). 1999

Карстен Хеллер. Лаборатория сомнения (Mercedes-Benz Kombiwagen, Lautsprecher, Mikro, Verstärker, Aufkleber, drehbares Podest). 1999

Создавая эту работу для выставки Laboratorium в Антверпене, Хёллер, по его словам, стремился построить не изображение в той или иной технике, а ситуацию. Он разъезжал на сером «мерседесе», снабженном громкоговорителями, и оглашал собственные различные сомнения. Иногда он просил прохожих сделать то же самое, а также пытался выяснить у них, как вообще можно вызвать сомнение и заставить человека чувствовать себя неопределенно. В одном из интервью художник рассказал, как однажды он почувствовал, что не знает, что делать дальше и зачем продолжать делать что бы то ни было, и тогда решил просто работать с этим состоянием. Эпизод, как он ездит кругами вокруг перекрестка, в то время как остальные машины поворачивают в каком-либо из направлений, был заснят на видео. Этот фильм под названием «Минута сомнения» (One Minute of Doubt), который, как видно из названия, длится одну минуту, а также дневник «Дни сомнений», охватывающий период с 31 июля по 17 сентября 1999 года, сопровождают проект и остаются его материальными свидетельствами.

Экспедиционное оборудование для самоисследования (Expeditionsausrüstung zur Erforschung des Selbst). 1995

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin

Карстен Хеллер. Экспедиционное оборудование для самоисследования. 1995

Карстен Хеллер. Экспедиционное оборудование для самоисследования. 1995

Этот набор разнообразных очков и более сложных приспособлений трансформирует обычное видение окружающего мира. Зритель, например, может надеть на спину своеобразное крепление с зеркалами, система отражений которых абсолютно дезориентирует в пространстве. Эффект усиливается при передвижении. Есть еще пара очков с разноцветными стеклами, причем для каждого глаза можно выбрать свой цвет. Но моделью, получившей наибольшее распространение, стали очки, сквозь которые человек видит окружающие предметы перевернутыми.

В действительности именно таким образом глаз и воспринимает мир, это наш мозг переворачивает «картинку». В 1897 году американский психолог Джордж М. Страттон написал статью о своих экспериментах в области подобного видения — без естественного переворачивания зрительного образа. Вдохновленный экспериментами Страттона, Хёллер предлагает желающим продлить и собственный опыт. Если носить его очки несколько дней подряд, то уже без их посредства человек сможет видеть окружающий мир непосредственно таким, каким его воспринимает сетчатка глаза без вмешательства мозга, то есть перевернутым.

Комната с перевернутыми грибами (Upside-Down Mushroom Room). 2000

©  Museum of Contemporary Art Los Angeles / Collection of Fondazione Prada

Карстен Хеллер. Комната с перевернутыми грибами. 2000

Карстен Хеллер. Комната с перевернутыми грибами. 2000

Гигантские мухоморы свисают с потолка вверх ногами и крутятся вокруг собственной оси. На сей раз Хёллер переворачивает мир не в иллюзорной, а непосредственно в физической реальности. Это видение, порожденное не то детскими сказками, не то приемом галлюциногенных веществ, сбивает зрителя с толку и призывает его забыть о привычных ожиданиях от мира, чтобы погрузиться в фантазию. Безусловно, художник выбрал мухоморы не только за декоративные свойства, но и за способность усиливать работу воображения.

Световая стена (Light Wall). 2000

©  Courtesy Esther Schipper, Berlin / Photo NGC

Карстен Хеллер. Световая стена. 2000

Карстен Хеллер. Световая стена. 2000

Существует также в варианте «Световой угол» (Light Corner) и «Световая комната» (Light Room). Стена (или несколько стен) покрыта множеством лампочек, мигающих с частотой, которая соотносится с активностью человеческого мозга. Миганию света соответствует пульсация звука. Эта крайне агрессивная светозвуковая среда выявляет пределы человеческого восприятия и порождает различные визуальные феномены, которые зависят от индивидуальной чувствительности каждого зрителя. Эта работа вписывается в традицию оптического и кинетического искусства, обращаясь к работе зрения и предлагая некий динамичный опыт.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • soroka· 2010-02-01 18:56:47
    "Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма." - не наоборот ли?
  • arist· 2010-02-06 11:55:46
    Клевый арток.
Все новости ›