Оцените материал

Просмотров: 33221

Цао Фэй и ее компьютерные утопии

Валерий Леденёв · 02/09/2009
Страницы:
4. «Отец». 2005

©  www.caofei.com

Цао Фэй. Кадр из фильма «Отец». 2005

Цао Фэй. Кадр из фильма «Отец». 2005

Главный герой этого видео — отец художницы, скульптор-соцреалист, еще в начале 2000-х продолжавший лепить многочисленные фигуры государственных вождей. В фильме запечатлен процесс создания скульптуры Дэн Сяопина в молодости. Скульптура была заказана в 2004 году властями провинции Гуанси и должна была служить объектом привлечения в нее туристов в рамках проекта «Красное путешествие по Китаю». Впоследствии памятник был установлен в городе Байсэ, провинции Гуанси, напротив Музея Восстания.

В России фильм был показан в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства в Музее Ленина. Рядом с видеопроекцией были расставлены копии скульптуры, которую в фильме делал ее отец, и в таком контексте работа прочитывалась скорее как соц-артовский критический жест. Между тем, по мнению ряда критиков, произведение глубже и тоньше: молодая художница размышляет о месте социалистического реализма в новом капиталистическом Китае.

5. «Чья это утопия?» 2006

©  www.caofei.com

Цао Фэй. Кадры из фильма «Чья это утопия?». 2006

Цао Фэй. Кадры из фильма «Чья это утопия?». 2006

Одна из наиболее впечатляющих работ Цао Фэй. Двадцатиминутное видео, снятое на стыке различных жанров. Работа была выполнена по заказу компании Siemens в рамках проекта Siemens Art Project, в котором также принимали участие другие известные китайские художники (Ян Фудун, Инь Сючжен и др.).

Видео снималось на фабрике OSRAM — крупнейшем в провинции Гуанчжоу комбинате по производству электрических лампочек. Ежегодно в поисках заработка туда стекаются многочисленные потоки мигрантов со всех уголков страны. В рамках проекта с каждым из рабочих фабрики было проведено специально разработанное интервью, по результатам которого отбирались будущие авторы инсталляций и перформансов на территории фабрики. Интервью и документация публиковались в специальной газете Utopia Daily, выходившей на фабрике и ставшей своеобразным корпоративным информационным бюллетенем.

В общей сложности на фабрике в окружении рабочих Цао Фэй провела около шести месяцев. Она находилась в постоянном взаимодействии с собственным окружением, и статус ее при этом оставался неоднозначным. «Меня не воспринимали как художника. Я была скорее эвент-менеджером или соцработником», — говорит Цао в одном из интервью.

Видео состоит из трех частей. Первая — «Воображение продукта» — документирует процесс конвейерного производства, идеально отлаженную и монотонную работу машин, где люди выступают лишь вспомогательным элементом. Вторая часть — «Фабричная сказка» — содержит записи «творческих работ» участников проекта. Эта часть, по мнению художницы, взрывает повсеместную нормальность и однообразие фабричной жизни, позволяя рабочим срежиссировать личную сказку, которая так и не стала реальностью (этой фразой и заканчивается ролик). Заключительный эпизод — «Мое будущее не сон» — серия видеопортретов обитателей фабрики в обычной производственной обстановке. Они неподвижно смотрят в камеру, не произнося ни слова.

Работа демонстрировалась на Сиднейской биеннале (2006), биеннале в Пусане (Корея, 2006), а также на выставке китайского искусства в лондонской галерее Serpentine. Ее также можно было увидеть в «Гараже», на выставке коллекции Франсуа Пино. Во всех случаях экспонирования работы в дополнение к видеопроекции создавалась инсталляция, имитирующая условия жизни рабочих на фабрике. Рядом лежала стопка номеров вышеупомянутой газеты Utopia Daily, которую зрителям предлагалось забрать с собой.

Месседж работы представляется амбивалентным. На первый взгляд кажется, что Цао Фэй работает на корпорацию, привнося дух всеобщего творчества в серую реальность. Однако именно по контрасту с этими творческими выплесками героев проекта их повседневность выглядит особенно серой и дегуманизированной. В то же время сопровождающая инсталляция характерным образом эстетически неоднозначна, балансирует на грани травестии. Газеты, которые можно забрать, и натуралистическое воспроизведение «типичной» обстановки на фабрике отсылают к узнаваемой стилистике агитационно-пропагандистских материалов. Но интервью с рабочими до того печальны и рассказывают так много об истинных условиях их жизни, что эта аляповатая театрализованная конструкция, агитка, обнаруживает в себе зерно правды.

Фотографии работы есть на персональном сайте художницы.

6. i.Mirror. 2007

©  www.artnet.com

Цао Фэй. i.Mirror (кадр из видео). 2007

Цао Фэй. i.Mirror (кадр из видео). 2007

Этой работой начинается серия произведений Цао Фэй, платформой для которых послужила многопользовательская онлайн-игра Second Life. Создаваемая в ней всеми желающими виртуальная реальность становится для художницы исследовательским инструментом, с помощью которого рефлексируется все тот же поиск новой идентичности взамен утраченной или не удовлетворяющей, все та же прозрачность границы между подлинным и вымышленным.

Любой участник игры Second Life создает собственный трехмерный виртуальный мир с удобным для себя образом жизни. Сформировав по своему усмотрению внешний облик, одежду, жилище своего вымышленного альтер эго (аватара), игрок получает возможность общаться с другими участниками, организовывать ролевые сообщества, осуществлять виртуальный товарообмен и создавать произведения искусства. Среди известных прецедентов — проект Second Life Dumpster дуэта eteam (Франциска Лампрехт и Хайю Модереггер), тандем Евы и Франко Маттеса, при помощи своих аватар воссоздающих известные перформансы (см. здесь).

Ежедневно сотни пользователей присоединяются к Second Life и проводят там значительную часть времени. В 2007 году ряды участников игры пополнила и Цао Фэй, от лица своей аватары China Tracy посвятив полгода освоению виртуального пространства и его превращению в художественное средство. Первой крупной работой, задействующей эстетику Second Life, стал фильм i.Mirror, построенный на личном опыте странствий художницы по виртуальным просторам. В фильме она встречается с одним из участников игры — молодым светловолосым юношей. Они путешествуют по мирам друг друга, много обсуждают причины, заставившие их обратиться к иной реальности. В финале выясняется, что светловолосый юноша на самом деле седой американец, по возрасту не годящийся Цао даже в отцы.

Этим проектом Цао Фэй представляла Китай на 52-й Венецианской биеннале. Его можно посмотреть здесь (часть 1, часть 2, часть 3)

7. RMB City. 2007-2009

©  Courtesy Serpentine Gallery

Цао Фэй. RMB City. 2007-2009

Цао Фэй. RMB City. 2007-2009

Увлечение виртуальной реальностью привело Цао к созданию, пожалуй, самого масштабного и самого коммерчески успешного ее проекта. RMB City (RMB — сокр. от renminbi — национальная валюта Китая, также известная как юань) — виртуальный город, средствами Second Life создававшийся в течение практически двух лет. Проект был задуман художницей как портрет современного Китая, отражающий все характерные его черты и изменения, произошедшие в период «реформ и открытости». Трехмерные анимированные строения фантастичны, но при этом напоминают общий архитектурный облик сверхсовременного китайского города. Здесь, ко всему прочему, нашли место и некоторые конкретные реалии, например Национальный стадион, построенный в Пекине специально для Олимпийских игр в 2008 году. По всему виртуальному пространству рассеяны символы, прочно ассоциирующиеся с этой страной: над городом парит гигантская панда, из воды возвышается затонувшая по пояс, но гордо смотрящая вверх статуя Мао.

Город Цао Фэй — интерактивный: оказаться в нем может каждый участник Second Life. Во время показа работы на Триеннале современного искусства в Йокогаме любой желающий мог стать автором собственного проекта в рамках RMB City.

Еще до окончательного завершения проект неоднократно демонстрировался на всемирных выставках: дебютная презентация прошла в 2007 году на ярмарке Art Basel Miami Beach, в 2008 году работу показали на 10-й Стамбульской биеннале. На выставке в Майами произведение нашло и первого покупателя: часть виртуальной недвижимости RMB City была приобретена европейским коллекционером за $100 тысяч. С этого момента торговля 3D-зданиями была поставлена на поток. По словам критика Бенджамина Геноччио, в 2008 году, во время нью-йоркской выставки Цао Фэй, представлявшая ее галерея Lombard-Freid (ставшая почти постоянным дилером художницы в США) «превратилась практически в офис по торговле недвижимостью» (средняя цена составляла $80 000—120 000 за здание, что соответствует высокой стоимости произведения видеоарта; продавались не только 3D-постройки, но и настоящие фотографии, сделанные на основе работы, а также уменьшенные макеты города).

Участие коллекционеров и галеристов задумывалось как часть проекта: им предлагалась не только собственность, но возможность активного вмешательства в работу. В день официального запуска проекта в январе 2009 года в Пекине швейцарский коллекционер современного китайского искусства Ули Зигг стал первым мэром города (полномочия были выданы ему на три месяца), а ряду галерей предложили открыть в RMB City виртуальные выставки. Впрочем, еще в 2007 году пекинский Центр современного искусства Ги и Мириам Улленс (UCCA) учредил в RMB City виртуальный филиал, открывшийся выставкой Christian Dior and Chinese Artists.
(Впрочем, виртуальные выставки и галереи не такая уж редкость для современного арт-процесса. Так, в том же пространстве Second Life работает The Tech Virtual — филиал калифорнийского The Tech Museum of Innovation.)

Проекту RMB City посвящен отдельный сайт с большим количеством фотографий, видео и подробным гидом по городу: см. здесь.

Основные выставки

Цао Фэй — участник множества групповых выставок, среди которых Alors, La Chine? («Итак, Китай?». Париж, Центр Помпиду, 2003), Follow Me! Contemporary Chinese Art at the Threshold of the Millennium («Следуй за мной! Китайское искусство на переломе тысячелетий». Токио, 2005), China Contemporary exhibition (Фотомузей Нидерландов. Роттердам, 2006) и др. Она также выставлялась в рамках различных биеннале современного искусства в Сеуле (2002), Шанхае (2004), Тайбэе (2006), Сиднее (2006), а также в Москве (2005). В 2007 году она представляла Китай на 52-й Венецианской биеннале. Крупные персональные выставки Цао Фэй прошли в 2008 году в Le Plateau в Париже и в 2009 году в Kunsthalle в Нюрнберге.

Ссылки

Персональный сайт Цао Фэй. Судя по всему, не обновлялся с 2006 года, но там можно найти описания и фотографии работ, сделанных в предыдущие периоды ее творчества.

Curriculum Vitae на сайте китайской галереи Vitamin Creative Space.

Страница художницы с биографией и подробным пресс-досье на сайте галереи Lombard-Freid, с которой Цао Фэй имеет богатый опыт сотрудничества (в частности, в 2005 и 2006 годах в галерее прошли ее первые персональные выставки).

Персональная страница на YouTube с видео последних лет.

Основные работы художницы можно также посмотреть на сайте Pekin Fine Arts.

Интервью в журнале Fillip.

«Театр жизни». Эссе критика Ху Фана о Цао Фэй.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • adeptys· 2009-09-02 14:34:32
    Хороший обзор, сразу все ясно. Только вот желания посмотреть её работы не возникло, арт-акции это вообще такой недолговечный жанр, для тех кто не претендует на вечность.
  • yasha_kazhdan· 2009-09-03 11:40:19
    to adeptys: претензии к вечности есть у всех.
Все новости ›