Оцените материал

Просмотров: 51022

Джереми Деллер и его художественные разговоры с людьми

Елена Яичникова · 14/07/2009
О чем все это

Деллер не принадлежит к политизированным художникам в том смысле, в котором политическим считается автор, чьи произведения выражают определенную политическую позицию. При этом его работы на удивление политичны, потому что демонстрируют политическую основу окружающей реальности, обнаруживают политические, социальные и экономические корни составляющих ее явлений. Не продвигая в своих произведениях никакую конкретную идеологию, Деллер затрагивает такие ключевые понятия, как свобода, участие, протест, являющиеся основой политического вообще, что представляется даже более важным, чем подчинять искусство иллюстрации какой-либо политической линии. Его интересует проявление коллективного духа, будь то в рамках отдельных сообществ и субкультур или в более глобальном историческом контексте.

Работы Деллера демонстрируют взаимосвязь явлений окружающей жизни при помощи неожиданных сопоставлений, и в этом своеобразное ноу-хау художника. Так, британская волна рок-музыки оказывается связанной с промышленной революцией, а рейв-культура — с рабочим движением. Подобный монтаж обнаруживает связь далеких на первый взгляд явлений и воссоздает общий контекст истории, который обычно бывает скрыт за частностями. При подобном сопоставлении открывается политическое измерение явлений. В складывающемся повествовании на первый план выступает глобальная проблема видения и осмысления истории.

Работы Деллера далеки от дидактизма или милитантизма и не пытаются никого ни в чем убеждать. Они всегда содержат в себе тонкий юмор, остроумие, элемент бунтарства и неповиновения — традиции, условностям, классической истории искусств и т.п. В итоге они звучат жизнеутверждающе.

Главные работы


1. Духовой эйсид (Acid Brass). 1997

©  Courtesy of the artist and The Modern Institute, Glasgow

Джереми Деллер. История мира / Духовой эйсид. 1997–2004. Рисунок на стене / CD

Джереми Деллер. История мира / Духовой эйсид. 1997–2004. Рисунок на стене / CD

Одна из первых работ Джереми Деллера, в которой по приглашению художника традиционный британский духовой оркестр Williams Fairey Brass Band исполнил мелодии эйсид-хауса. Это выступление, в разное время представленное в галерее Tate Modern, в Лувре и на многочисленных музыкальных фестивалях, сопровождает составленная Деллером схема под названием «История мира». Она поясняет идею, стоящую за сопоставлением двух разных музыкальных явлений, и демонстрирует их общие генеалогические, а по сути промышленные, корни.

Любительские духовые оркестры появились в Британии в XIX веке в период индустриализации, их поддерживали сами владельцы предприятий в качестве способа организации досуга рабочих. Но очень скоро они сыграли важную роль в складывании рабочего самосознания и становлении синдикализма. В конце ХХ века промышленная экономика уступила место информационной, духовые трубы — синтезаторам и компьютерам, и в заброшенных заводских помещениях бывших промышленных районов на севере Англии стал звучать эйсид-хаус. Два на первый взгляд далеких музыкальных явления оказываются дальними родственниками, связанными событиями социальной, экономической, политической и культурной истории.

Посмотреть выступление, разглядеть схему в деталях и ознакомиться с историческими справками о некоторых событиях и явлениях можно здесь. Компакт-диск с записью десяти гимнов эйсид-хауса в исполнении Williams Fairey Brass Band был выпущен звукозаписывающей компанией Mute в 1998 году; см. здесь.


2. Битва при Оргриве (The Battle of Orgreave). 2001

©  Martin Jenkinson  ⁄  Courtesy of the artist / www.artangel.org.uk

Джереми Деллер. Битва при Оргриве. 2001  - Martin Jenkinson

Джереми Деллер. Битва при Оргриве. 2001

Пожалуй, самая известная работа Деллера посвящена воссозданию одного из самых напряженных в истории Британии ХХ века столкновений бастующих шахтеров с полицией в районе деревни Оргрив в июне 1984 года. Это событие, в котором участвовало около 15 тысяч человек, стало следствием жесткой политики правительства Маргарет Тэтчер, вознамерившейся закрыть двадцать шахт по всей Британии. Деллер пригласил жителей Оргрива и соседних районов, работников исторических обществ, а также бывших шахтеров и полицейских, участвовавших в столкновении, принять участие в исторической реконструкции и инсценировке этого события (по-английски этот жанр обозначают как re-enactment). Само действие, осуществленное при поддержке Artangel, было заснято режиссером Майком Фиггисом (Mike Figgis) для британского телеканала Channel 4.

Как бы ни воспринималась акция, устроенная Деллером, его участниками — как веселый деревенский праздник, как воспоминание о драматичных моментах жизни, как участие в съемке фильма или игра в духе толкинистов, — они не остались равнодушны к его политическому содержанию. По словам художника, постановка стала «отрывком живой истории» и заставила его участников и зрителей осмыслить свою позицию и обсуждать свое отношение к этому событию, чего и добивался Деллер. Называние этого столкновения битвой уподобило ее знаменитым историческим баталиям по значимости и масштабу.

Ознакомиться с разными материалами о проекте можно здесь; посмотреть 60-минутный фильм — здесь.


3. Корзина памяти (Memory Bucket). 2003

©  Courtesy of the artist

Джереми Деллер. Корзина памяти. 2003

Джереми Деллер. Корзина памяти. 2003

Эта видеоработа, принесшая Деллеру премию Тернера, была показана в основном проекте 1-й Московской биеннале, но почему-то прошла особо незамеченной. Созданная во время «резиденции» художника в Сан-Антонио в Техасе, она посвящена путешествию Деллера по Техасу и близка скорее жанру путеводного эссе, чем документалистике. Центральных эпизодов оказывается два: визит в родной город Джорджа Буша Кроуфорд и история соседнего городка Уэйко, где в 1993 году полицией была разгромлена резиденция религиозной секты «Колено Давидово». Кадры с видами окрестностей чередуются с отснятыми Деллером фотографиями и интервью с жителями, среди которых владелец закусочной, куда время от времени заходит подкрепиться семья Буш, и бывший участник секты, оставшийся в живых после устроенного во время осады пожара. Несмотря на политическую актуальность момента (во время подготовки фильма Буш готовился к своему переизбранию), Деллер не стремится поделиться своими симпатиями или антипатиями, оставаясь нейтральным. Он дает слово как сторонникам, так и противникам Буша и перемежает политические речи с поэтическими наблюдениями. Видео заканчивается восьмиминутной сценой, запечатлевший полет трех миллионов летучих мышей. Представляя это видео на выставках, Деллер обычно включает в экспозицию фотографии, сувенирные футболки, наклейки на автомобильные бамперы и другие вещи, способные рассказать о реальной жизни и мифологии Техаса.

 

 

 

 

 

Все новости ›