Оцените материал

Просмотров: 63585

Брюс Науман и его поиски (взаимо)понимания

Ксения Гурштейн · 23/06/2009
Страницы:
Тексты о Брюсе Наумане

Слова, причем зачастую в форме вполне самостоятельных поэтических и прозаических текстов, являются неотъемлемой и ключевой частью творчества Наумана. Куски из книги интервью и текстов, которые он использовал в своих работах до середины 80-х, можно прочитать здесь.

Когда в 2004 году в Лондоне показывалась инсталляция «Сырьевой материал» (Raw Materials), журналистка Роуз Дженнингс опубликовала в газете The Observer интервью с видными современными художниками, которые описали свое личное отношение к творчеству Наумана. Три отклика:

Джон Балдессари, соратник Наумана по концептуальному движению, отмечает: «В работах Брюса всегда есть серьезные намерения. Я думаю, что любого великого художника отличает то, что он продолжает подпитывать более молодых художников. Это Брюс, несомненно, всегда делал».

Для молодой Дженни Хольцер был фигурой ключевой: «Науман понятен и внутри художественного сообщества, и за его пределами — в этом он схож с Бойсом и очень немногими другими. Я думаю об этих художниках каждый раз, когда начинаю новую работу. Я была студенткой-гуманитарием, когда впервые увидела его работы, и они так меня заинтриговали, насмешили и растревожили, что привели в лоно визуального искусства. Я усвоила у него, что у языка есть свое место в искусстве. Я бы не стала называть Наумана только американским художником... Но американское в нем то, что его работы с языком доступны и умны, а это старая добрая традиция американской культуры: с людьми нельзя разговаривать свысока».

Ричард Уилсон (британский скульптор, наиболее знаменит как создатель монументальной перманентной инсталляции «20:50» — озера отстойного машинного масла в лондонской галерее Чарльза Саатчи, см фото здесь) говорит: «Когда я только начинаю заигрывать с идеей, то достаю с полки альбомы Наумана — так люди тянутся за поваренной книгой или руководством по эксплуатации автомобиля. Эти книги дают мне уверенность в себе и открывают глаза на то, что вещи, сделанные грубо или на скорую руку, могут также казаться живыми и прекрасными».

Признание колоссального влияния Наумана на творчество других художников особенно интересно сравнить с подходом самого Наумана к процессу создания искусства. В интервью 1987 года он описал его так: «Я помню, что в какой-то момент времени думал, что настанет день, когда я пойму, как это делается, как делают искусство. Типа, «как это у вас ребята, принято?». И тогда не надо будет так сильно мучиться. Позднее я осознал... что мучиться надо будет всегда, я осознал, что у меня никогда не будет конкретной процедуры. Мне надо будет раз за разом заново ее изобретать. Это меня очень удручило... Но с другой стороны, это и есть то, из-за чего создавать искусство интересно, из-за чего это стоит делать: ничто никогда не повторится, метода нет». (См. здесь.)

Посмотреть всю галерею

Брюс Науман в интернете

Статья в «Википедии»


Интервью, сделанные для телепередачи Art:21


Видеоинтервью, в котором Науман описывает создание «Карты мастерской»


Информация о нем на странице его галереи


Подробная информация о ретроспективе Bruce Nauman: Make Me Think Me в музее Tate Liverpool

Подробное описание выставки ранних работ Наумана «У розы нет зубов» (А Rose Has No Teeth)


Подробная библиография текстов о Наумане на сайте Левой матрицы
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›