Оцените материал

Просмотров: 34740

Ирина Нахова. Комнаты

07/06/2011
Выставка художницы, которая сделала одну из первых инсталляций в русском искусстве

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Выставка Ирины Наховой «Комнаты»

Выставка Ирины Наховой «Комнаты»

В рамках рубрики «Своими глазами» OPENSPACE.RU представляет выставки мая:
Учебная тревога
В поисках альтернативы
Никита Алексеев. Выставка в чебуречной «Дружба»
Перформанс «Чайная роза»
Фестиваль «Длинные истории» в Перми


Из текста Елены Петровской в каталоге выставки
В холодную зиму 1983 года, когда жизнь казалась прожитой, а время — завершенным, в разгар унылого застоя Нахова решает изменить свою частную жизнь, до неузнаваемости преобразовав одну из комнат своей двухкомнатной квартиры, как можно было бы подумать — мастерскую. Для этого были использованы листы белой бумаги, галогенные лампы и откуда-то взявшаяся подборка журнала Elle шестидесятых. Постепенно комната преображалась. Нет сомнений в том, что ее подготовка — обустройство пространства — играла не менее существенную роль, чем то, что получилось в результате: белый объем, обклеенный вырезками из журналов так, что терялись — расплывались — его геометрические очертания. Этот принцип — принцип столкновения разнородных пространств — станет, на мой взгляд, определяющим для всего творчества Ирины Наховой. В той первой пространственной работе, названной «Комната № 1» (художница несколько раз резко меняла облик своего жилища), столкнулись архитектурное пространство, или куб оголенной комнаты, пространство изобразительное, созданное журнальными вырезками, организованными в прерывистые круги и линии, и пространство перцептивное, превосходящее то и другое своим принципиально новым качеством. Чтобы оценить это последнее, в комнату нужно было войти и какое-то время пробыть в ней.

Комната не была изолирована от пространства жизни, то есть она не выставлялась, и в этом ее кардинальное отличие от любой инсталляции более поздних времен. Она сама образовывала некое перцептивное искажение вполне реального пространства и в этом смысле повторяла тот живописный иллюзионизм, который всегда был Наховой так интересен. Более того, у этой комнаты есть еще одно измерение — измерение социальное. Она была создана в эпоху подполья, когда неофициальные художники практически не выставлялись. Квартирные выставки и обсуждения стали той благодатной (хотя и ограниченной) средой, в которой только и существовало данное искусство. Следовательно, «Комната» Наховой является естественным расширением этой среды, маркером внутрисоциальных отношений. Именно поэтому показанная на ретроспективной выставке, такая работа (и это признает сама художница) теряет свою былую остроту.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›