Оцените материал

Просмотров: 210151

Где учиться современному искусству в Европе

05/05/2009
Куда и зачем ехать, если вы уже выучились на художника в России, но вам этого мало

©  Multitude / flickr.com

Студенты Академии художеств. Вена

Студенты Академии художеств. Вена

Обо всем, что изложено ниже, мы узнали, поговорив с людьми, прошедшими через разные стадии процесса учебы искусству за границей. Но сведения эти неполны и могут быть неточны, так что просим комментировать и поправлять.

Зачем учиться

Если художник хочет профессионально утвердиться в поле современного искусства, то есть не просто выживать на свое ремесло, но добиться участия в важных групповых выставках, приобрести серьезную галерею, получить известность, начать преподавать и так далее, то ему лучше в начале пути засветиться в каком-то учебном заведении. Легенда о самородках, которые, ничего и никого не зная, обретали известность (в основном после смерти), относится к временам Пиросмани, в настоящее время такое невозможно.

Далее. Для современного художника, даже не только из России, учиться за границей на каком-то этапе не только желательно, но часто и необходимо. Современное искусство есть принципиально глобальная область, тут не существует такой вещи, как «местный рынок» или художники «местной сборки» не ценятся. Попасть в поле зрения международных кураторов и галерей в миллион раз проще, учась в хорошем учебном заведении за границей, нежели оставаясь все время в России.

Ниже речь идет только о Европе, а не о США, так как в Европу легче получить студенческую визу. Однако в Нью-Йорке тоже, разумеется, существуют хорошие арт-школы — прежде всего это Cooper Union, которая считается на данный момент едва ли не лучшей в мире. Преимущества европейских школ также в том, что многие из них бесплатны.

Когда поступать

Молодой человек или девушка из России может поступать в художественный вуз за границей (будем называть их художественными школами, как там принято):

1) сразу после средней школы — на нулевой уровень;

2) уже получив художественное образование в России — на нулевой уровень (перевестись из российского художественного вуза в западный, насколько нам известно, невозможно);

3) уже получив художественное образование в России — на постдипломный уровень (postgraduate), по-нашему это аспирантура. Там можно получить PhD, а можно этого и не делать, и не все школы это предлагают.

Вариант 1 — не слишком реалистический. Во многих странах российский сертификат о среднем образовании не годится. Кроме того, в России современному искусству не учат, а на Западе никого не интересует академическая подготовка. Портфолио с рисунками с гипсов и с натуры скорее сработает как красная тряпка для быка. Наконец, западная школа базируется на других педагогических принципах, чем русская, — на огромной самостоятельности (и ответственности) учащихся. Школьники из России к этому не готовы и тратят годы учебы на какое-то якобы полагающееся молодежи веселье, то есть зря.

Вариант 2 — удачный. Если вы научились в России рисовать с натуры и смешивать краски на палитре, вы найдете этим умениям применение в западной школе, но там, наконец, поймете, для чего это может быть нужно. То, что вы поступаете на нулевой уровень, не имеет большого значения, так как во многих школах все ученики одного преподавателя, разных лет обучения, работают вместе. Длительность обучения зависит от вас — вы должны сдать определенное количество предметов («кредитов»), но какие-то, возможно, вам могут зачесть по вашим российским документам, хотя рассчитывать на это нельзя.

Вариант 3 (аспирантура) — наиболее перспективный в карьерном отношении, но подходит для тех, кто уже начал участвовать в выставках и вполне ощущает себя художником, но при этом чувствует, что не хватает контактов и среды. Postgraduate-программы существуют не в каждой школе, но на этом уровне студент, конечно, гораздо более заметен и у него больше возможностей сделать карьеру. Там, где такие программы есть, они всегда проходят на английском языке, даже во Франции. У студента там полная свобода, нет никакого контроля.

Наконец, существует и вариант 4: получив образование в России или не получив его, начать участвовать в групповых выставках, создать себе какое-никакое CV и затем подавать на всяческие гранты, резиденции, летние школы, которые, строго говоря, учебными заведениями не всегда являются и существуют при каких-то арт-центрах и т.п. Некоторые из них требуют MA (master's dеgree, степень магистра, то есть, по-нашему, законченное высшее), а другие нет, достаточно CV. Это уже своего рода образ жизни, и о таких заведениях мы как-нибудь напишем отдельно. Но вообще граница между 3-м и 4-м вариантом достаточно размытая.

Чему учат

Искусство в современном мире (по крайней мере в стенах школы) — это исследовательская деятельность, а не создание красивых вещей.

Поэтому большинство художественных школ на Западе находится в системе университетов, чего никогда не бывает в России, и предлагает стандартные BA (bachelor’s degree, степень бакалавра) и MA, а также — некоторые из них — PhD, по-нашему кандидатскую степень. Это означает, что профессия художника считается не ремеслом, а интеллектуальным производством, и соответственно теоретические дисциплины являются ключевыми — без владения ими студент просто не сможет учиться.

В конкретном плане это значит, что во время обучения необходимо уметь говорить о своем проекте, а для получения степени магистра нужно написать теоретическую работу объемом страниц в двадцать, с цитатами, ссылками, со знанием источников и самостоятельными выводами. Эта работа должна затрагивать какие-то общественно-эстетические проблемы и выходить на творчество самого студента. Например: «Гендерные аспекты современного видеоискусства», в конце автор описывает собственные проекты. Само собой, это должно быть написано на правильном языке — и в буквальном смысле (английском, немецком — каком положено), и в переносном (языке современной теории и cultural studies, которым в России никто не владеет, в том числе университетские преподаватели культурологии). Это сложно, и это еще один довод в пользу того, чтобы получить какое-никакое высшее образование в России «для справки» и затем поехать «поучиться» в Германию или куда-то еще, не ставя перед собой задачу обязательно получить степень магистра. Для художественной карьеры не очень важно, закончили вы арт-школу или нет — важно, что вы там учились и у кого (факт наличия диплома будет важен, если вы соберетесь преподавать).

Список предлагаемых курсов может вызвать затруднения, так как применяются слова, порой непонятные человеку из России. Под time-based media подразумеваются видео и кино, которые также могут быть обозначены словом film, а частично и перформанс и инсталляция (все, что тянется во времени). Рerformative sculpture — это инсталляция, но как бы включающая в себя процесс ее создания и тесно связанная с перформансом. Инсталляции учат также на других курсах, в название которых входит слово «скульптура».

Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий. Однако это не относится к Великобритании, где образование в принципе дорого.

Следует иметь в виду, что, помимо описанных ниже лучших школ, на Западе существуют тысячи учебных заведений коммерческого толка, при этом они могут называться «художественными академиями» или как угодно. Учеба там никуда вас не приведет. Если на сайте академии фигурируют только живопись, скульптура и графика, это дурной знак.

Как поступить

Первый этап зачисления — просмотр портфолио. Главный критерий — самостоятельность работ и оригинальность мышления. Свидетельства чисто ремесленных навыков (рисование с гипсов, этюды с натуры, владение сложными приемами фотопечати и т.п.) подавать ни в коем случае не надо, это произведет негативное впечатление. Всегда хорошо выглядят какие-то концептуальные рисунки, визуальный анализ массовой культуры, фотографии, видео, коллажи, фотомонтажи, документация перформансов и, конечно, проекты, проекты, проекты — нереализованных инсталляций, моста между Марсом и Луной и т.п. Впрочем, и живопись тоже, только самостоятельная и «мыслящая». Владение различными медиа приветствуется.

Потом иногда бывает экзамен, когда нужно сделать работу в течение нескольких дней, причем в любой технике. И всегда — собеседование и (или) мотивационное письмо. В нем следует честно и без лести объяснить, почему вы хотите учиться именно здесь. Список имен преподавателей в качестве ответа не подходит. Важно понимание того, что может дать именно эта школа и к какому типу она относится. От вас ждут сознательного решения.

{-page-}

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (BA + MA или аналог)

Академия художеств, Вена

Одно из наиболее престижных и действительно лучших учебных заведений по современному искусству. Здесь некоторое время был ректором Борис Гройс.

По воспоминаниям Ирины Кориной, учившейся в классе Петера Коглера, студенты художественного отделения располагают необычайной свободой. Обязательным является лишь посещение класса выбранного преподавателя один раз в неделю. В классе бывает около 50 человек со всех курсов. В какой год обучения изучать и сдавать остальные предметы, студент волен выбирать сам. Среди предметов есть обязательные и необязательные, междисциплинарные практические и теоретические курсы, а также лекции и воркшопы приглашенных художников. Студенты много ходят и ездят на выставки группой вместе со своим преподавателем.

Место либеральное настолько, что здесь даже могут посмотреть сквозь пальцы на незаконченное среднее образование или на то, что российское среднее образование по какой-то причине не удается сертифицировать за границей (такое бывает).

На художественном отделении (Fine Arts) есть самые разнообразные классы, включая абстрактную и фигуративную живопись. Выделяются как более продвинутые классы скульптуры в разных ее видах, концептуального искусства (здесь преподает Марина Гржинич из Любляны, художник и теоретик, здесь сильное восточноевропейское влияние, что очень хорошо), искусства и фотографии, видеоинсталляции, искусства в публичном пространстве. Как и везде, больше, чем название курса, важно имя и индивидуальность преподавателя. На скульптуре (скорее инсталляции в нашем понимании) преподают такие известные художники, как Моника Бонвичини, Хеймо Зоберниг и Манфред Пернис. «Искусство и кино» ведет выдающийся документалист Харун Фароки. Для тех, кто мыслит себя социально-политическим художником, вероятно, сейчас нет лучшего места, чем эта мастерская.

В академии очень продвинутое отделение Cultural Studies с постколониальным уклоном, на лекции и семинары которого студенты-художники тоже, разумеется, ходят. Здесь работает известнейший немецкий теоретик Дитрих Дидерихсен.

5 лет обучения. Сертификат знания немецкого на художественном отделении не требуется, а занятия часто проходят на английском ввиду большого количества иностранных студентов.
Студенты художественного отделения поступают в классы к определенному преподавателю, пообщаться с которым необходимо до поступления. Студенты, чьи портфолио выдержали конкурс, допускаются к трехдневному экзамену, все вместе работают в одном помещении. К ним подходят профессора и делают выводы. На третий день происходит собеседование, на котором задают уже чисто формальные вопросы. К этому моменту, как правило, имена поступивших определены.
Стоимость обучения для иностранных студентов около 700 евро в семестр. Можно получить стипендию, об этом см. на сайте академии.


Университет прикладного искусства, Вена

Академия с более строгим расписанием и требованиями, с несколько архитектурным уклоном и очень широкими возможностями прикладных специальностей (дизайн самого разного рода, фотография, керамика). Некоторые считают, что именно эта школа сейчас на подъеме в Вене. Там преподает (в классе скульптуры и мультимедиа), в частности, выставлявшийся в Москве Эрвин Вурм.

Академия находится в том же здании, что и музей прикладного искусства МАК, чей директор Петер Нёвер (который тоже там преподает) хорошо известен в России.

Диплом МА: 4 или 5 лет. Постдипломное обучение здесь скорее для менеджеров и кураторов. Стоимость обучения см. здесь.

Университет искусств (UDK), Берлин

Есть магистратура, есть и postgrаduate-программа. Как это принято в Германии со времен Баухауса, учеба начинается с подготовительного года, когда студенты получают базовые знания в области художественной формы и техники, работают все вместе и ходят на выставки, а в конце сдают экзамен. Со второго года студенты занимаются в классах различных преподавателей. Есть также свободные классы, организованные и поддерживаемые самими студентами. Выпускной экзамен сдают после четвертого курса, за чем может последовать еще один, пятый год обучения в качестве Meisterschüler, куда берут только лучших студентов.

Школа имеет сейчас репутацию умеренно консервативной и хороша прежде всего тем, что находится в Берлине, где легко быть в центре событий в области современного искусства. По свидетельству Елены Ковылиной, учившейся здесь в классе Ребекки Хорн, интеграция в художественную жизнь города происходит довольно легко. На промежуточные и выпускные выставки приходят кураторы, галеристы, арт-критики, а также известные художники, подыскивающие себе ассистентов.

Среди преподавателей такие знаменитые фигуры, как Ребекка Хорн, Олафур Элиассон, Лотар Баумгартен, среди приглашенных преподавателей — Хито Штейерль.

4 или 5 лет. Можно учиться меньше, но только в рамках официального обмена с партнерскими институциями или для тех, у кого есть индивидуальная стипендия (DAAD, Fulbright). Преподавание только на немецком, знание которого должно быть подтверждено сертификатом.
Для поступления надо отправить заполненный формуляр (на сайте) и портфолио. Те, кто пройдет конкурс, допускаются к экзамену, который длится несколько дней. На первой стадии абитуриенты выполняют работу на заданную тему в течение нескольких дней, на второй — пишут мотивационное сочинение, на третьей проходят собеседование. Обучение бесплатное, социальные, административные взносы и медстраховка составляют около 300 евро в семестр. Информацию о возможных грантах и стипендиях можно посмотреть здесь.
Высшая государственная школа изобразительных искусств (Штедель), Франкфурт



В настоящий момент, очевидно, наиболее модная школа в Европе, что отчасти связано с тем, что ее директор Даниэль Бирнбаум стал сейчас куратором Венецианской биеннале и, как ожидают многие студенты, потянет их за собой. Идеальный вариант для галерейных художников, которые хотят сразу войти в рынок, в том числе и «рынок» больших выставок и биеннале.

Школа маленькая, в ней всего 200 студентов. Обучение достаточно бессистемное, хотя, как и везде, курсы по истории и теории искусства и философии обязательны для всех. Есть странные курсы, например «искусство и кулинария», который преподает специалист в этом вопросе Рикрит Тираванья. В целом делается упор на личном общении с преподавателем и индивидуальной работе в мастерских.

В школе необычайно интернациональный состав преподавателей и студентов (около 60% всех студентов иностранцы). Начальный этап обучения, который может длиться от одного до двух лет, заканчивается промежуточным экзаменом. Студенты продолжают обучение лишь в случае успешной сдачи этого экзамена, пересдать который можно только один раз. Для желающих продолжить основное обучение на шестой год в качестве Meisterschüler требуется рекомендация преподавателя.

Среди преподавателей школы много известных художников — обладатель приза Тернера 2008 года Марк Лики, Тобиас Ребергер (Tobias Rehberger), Уильям де Руй (Willem de Rooij), Симон Старлинг, а также Марта Рослер, Вольфганг Тиллмас и Люк Тюиманс.

Школе принадлежит выставочный зал «Портикус» — известная и весьма динамичная площадка современного искусства Германии.

Обучение (5 или 6 лет) на немецком и английском языках.
Для поступления нужно отправить портфолио с описанием максимум 20 своих работ, указав имя преподавателя, в мастерской которого хотелось бы учиться. Есть возможность поступить в качестве «гостя» на три семестра максимум, без гарантии получить место в мастерской.
Обучение бесплатное, не считая оплаты страховки размером 1,5 евро и транспортной карты в 143,5 евро каждый семестр.


Университет искусства и дизайна, Карлсруэ

©  Klaus Heid, HfG Karlsruhe

Где учиться современному искусству в Европе
Школа знаменита прежде всего тем, что находится в одном (огромном) здании с Центром коммуникационных и медиатехнологий ZKM — продвинутым музеем, архивом и исследовательским центром современного искусства. Здесь учат искусству новых медиа, в том числе 3D-анимации, кино, фотографии, видео, аудио, дизайну и медиатеории. Теорию здесь преподают Борис Гройс и Питер Слотердайк, а медиаискусство — молодая российская художница Анна Ермолаева, интервью с которой см. здесь. Место перспективное — здесь множество возможностей для тех, кто знает, чего хочет. Но обучение на немецком, и требуется справка о его знании.

Диплом и (или) степень магистра (4,5 года). После обучения на магистра возможна докторантура, но на теоретических курсах (искусствоведение, теория медиа, философия и эстетика). Художники учатся в основном на отделении медиаискусства. Стоимость: 500 евро в семестр + 60 евро студенческих взносов и 40 евро административных издержек каждый семестр.

Высшая художественная школа, Гамбург

Школа имеет сейчас хорошую репутацию среди негалерейных, некоммерческих художников. Здесь преподают выдающийся скульптор Андреас Сломински, известный художник Матт Малликен, на кино и дигитальных медиа — Вим Вендерс, на теории — Флориан Вальдфогель, известный куратор. Только BA + MA.

Университет Голдсмит, Лондон

Это большой университет, где Arts — один из множества факультетов. В основном Голдсмит известен курсами по теории, postcolonial studies и curatorial studies, где до недавнего времени преподавал один из сокураторов «Документы-11» Сарат Махарадж. Тем не менее художники тоже могут здесь учиться, на уровнях BA, MA и PhD. Особенность обучения состоит в упоре на критическое осмысление современного искусства и собственной работы студента, и важной задачей является выработка интерпретативных, критических и аналитических навыков. Практикуются междисциплинарные занятия для общения студентов разных отделений университета.

Среди бывших учеников — многие известные британские художники вроде Дэмиена Хёрста, Марка Уоллинджера, Стива Маккуина, Энтони Гормли.

3 года бакалавриат, 2 или 3 года магистратура и постдипломное образование (Mphil и PhD). Программа visiting stidents позволяет учиться в течение года или нескольких семестров. Для поступления надо заполнить анкету на сайте, заплатив небольшие деньги, а также отправить досье с документацей примерно двенадцати работ. После этого могут пригласить на собеседование, которое также может состояться по телефону. Решающими при отборе являются умение свободно обращаться с концептуальным и визуальным материалом, серьезный подход к обучению, способность критического осмысления своих работ, хорошее знание современного искусства и интерес к его теории. Для поступления на уровень МА требуется также опыт профессиональной деятельности. Стоимость обучения высокая: около £14 тысяч в год на уровне ВА. Есть возможность получения грантов и стипендий.

Художественная школа Слейд, Лондон

©  www.ucl.ac.uk

Slade

Slade

Более консервативная художественная школа, где учат достаточно традиционным видам искусства. Имеет репутацию «школы для золотой молодежи». Три отделения — живописи, скульптуры и других медиа (цифровые медиа, фотография, кино и видео). Однако здесь тоже постоянно обсуждают свои и чужие работы и учатся теории и истории искусства.

3—4 года на уровне ВА, 18—24 месяца на уровне МА и постдипломном. Для поступления необходимо заполнить анкету на сайте, а также отправить портфолио. Затем, как всегда, собеседование. Всем поступающим рекомендуется навестить школу осенью в день открытых дверей в рамках организованных экскурсий. Стоимость обучения высокая — от £16 тысяч в год.

Художественная школа Валанд (Valand School of Fine Arts), Гетеборг

©  royrobotiks / flickr.com

Мастерская одного из художников

Мастерская одного из художников



Эта не самая известная в Европе школа хорошо знакома многим студентам из России по причине ее партнерских отношений с московским Институтом проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна. В рамках совместной программы пять русских студентов проходят обучение в Гетеборге на уровне МА, а шведские студенты и преподаватели приезжают в Москву для участия в летних школах, воркшопах и выставках. Согласно сайту Валанда, эта программа осмысляет понятие зрителя в двух разных контекстах — рыночной экономики Москвы и шведской традиции искусства как средства для социального прогресса. Стас Шурипа преподает одновременно в Валанде и в ИПСИ. Об этой школе см. также интервью Юхана Эберга.

Это совсем небольшая школа, около ста студентов. У каждого студента индивидуальная программа обучения, в том числе по истории и теории искусства. Студент работает сам, и его мастерскую иногда посещает преподаватель. В распоряжении студентов все классические мастерские — дерево- и металлообработки, скульптуры, графической печати, видеопроизводства и монтажа, компьютерные лаборатории, звуковая студия, лаборатория цифровой и аналоговой фотографии.

3 года на уровне ВА, 2 года на уровне МА. Есть аспирантура (PhD), а также летние курсы. Открыто для всех желающих и по обмену для российских студентов школы московского Института проблем современного искусства. Школа является частью Университета Гетеборга, художественно-прикладного факультета. Больше половины всех курсов проходят на английском языке, остальное — на шведском. Для поступления документация 6—8 работ должны быть отправлены по почте. Высшее образование в Швеции бесплатно, но нужно платить профсоюзные взносы размером 150—400 шведских крон в семестр. Информацию о возможных стипендиях можно посмотреть здесь.

{-page-}

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Во многих упомянутых школах тоже есть postgraduate programms. А вот здесь — только они. Как уже говорилось, это наиболее перспективный путь, но, чтобы сюда поступить, нужно уже что-то собой представлять, иметь высшее образование и опыт участия в выставках или аналогичных проектах.

Рейксакадемия, Амстердам

©  constantdullaart / flickr.com

Мастерская в Райксакадемии

Мастерская в Райксакадемии

Оптимальный вариант для «уже начавшего» художника. Рейксакадемия — идеальное место быть замеченным: сюда приезжают директора музеев со всего мира.

Это не классическое образование, а «резиденции» — место для работы молодых художников со всего мира, только половина из которых голландцы. В их распоряжении — мастерская, техническое оборудование, небольшой бюджет на производство работ и технические специалисты в области видео, звука, дерево- и металлообработки, стекла, инженерного дела, графической печати и т.п., которые дают рекомендации и могут научить разным премудростям. Кроме того, творчество художников в мастерских наблюдает группа «советников» из 30 человек, состоящая из известных художников, кураторов, арт-критиков и теоретиков. Среди «советников» 2009 года — мексиканский художник Карлос Аморалес, известнейший куратор и директор музея Ван Аббе в Эйндховене Чарльз Эше (Charles Esche), сокуратор последней Берлинской биеннале Елена Филипович (Elena Filipovic), кубинский художник и участник 1-й Московской биеннале Карлос Гарайкоа и другие.

Общение с официальными «советниками», как и с другими периодически заглядывающими профессионалами, проходит в режиме studio visits, когда художники представляют свое творчество у себя в мастерской. Таким образом завязываются связи в профессиональном мире.

Среди известных российских художников, побывавших в Рейксакадемии, Ольга Чернышева.

Продолжительность «резиденции» 1—2 года. Рассчитано на молодых художников с высшим образованием или опытом профессиональной деятельности от 3 до 5 лет. Общение проходит на английском языке.
Для участия в программе «резиденций» необходимо заполнить заявку на сайте Рейксакадемии до 1 февраля. На первом этапе конкурс проходят отправленные заявки и визуальные материалы. На втором — кандидаты приглашаются на собеседование. Определяющими являются художественное качество работ, мотивация и потенциал развития. Примерно из тысячи поступающих отбирают 25 молодых художников. Средний возраст участников — тридцать лет.
Прошедшие отбор художники вносят 2000 евро за год при поступлении, но при этом получают стипендию на расходы, связанные с проживанием (в 2008 году она составила 11 тысяч евро в год). Получив подтверждение о зачислении, студент содействует администрации академии в поиске гранта, как правило, из страны своего проживания; в идеале он должен достигать 12 500 евро в год. При нахождении соответствующего гранта студенту возмещают 2000 евро, уплаченные при поступлении.


Королевский колледж искусств, Лондон

©  Alys Tomlinson

Где учиться современному искусству в Европе
По части современного искусства (помимо дизайна, моды и т.п., которым тоже тут можно учиться), есть отделения живописи, фотографии, печати, скульптуры и междисциплинарная студия рисования. Кроме того, здесь есть междисциплинарное отделение критики (Critical & Historical Studies) и кураторское отделение.

Отделение живописи закончили Трэйси Эмин, Крис Офили и другие суперизвестные британские художники включая Дэвида Хокни. Скульптуру — Гэвин Турк, Динос Чепмен. На отделении фотографии учились нынешние молодые звезды Руна Ислам, Морин Палей, Маргарет Солмон — в общем, ясно, что место очень «карьерогенное», хотя и очень и очень дорогое.

Постдипломное образование в области современного искусства и дизайна (MA — 2 года, MPhil — от 2 до 4 лет, PhD — от 4 до 6 лет). Зачисление по портфолио и (если пригласят) собеседованию, причем на собеседование можно принести сами работы, даже большую живопись. Стоимость: около £22 850 в год.

Академия Яна ван Эйка, Маастрихт

©  likenoone.egloos.com

Где учиться современному искусству в Европе
Очень важное место. Художники, дизайнеры и теоретики с уже законченным высшим образованием (MA) занимаются здесь исследованиями — которые могут принять и форму произведения искусства. Они подают аппликацию на собственное исследование или могут включиться в исследования, инициированные самой академией. Например, в этом году (прием аппликаций уже закончен) выдвинуты среди прочих такие темы: «После 1968-го. Что такое «политическое»?», «Отрицание дизайна», «Воображаемая собственность», «Мультикультурное и антимодернистское».

Тут ежедневно происходят дебаты, дискуссии, лекции и открываются различные выставки. Это не учебное заведение, здесь нет профессоров и преподавателей, здесь все — исследователи. Однако есть «советники по исследованиям», с которыми можно заниматься. В этом году, например, это британская художница Имоджен Стидуорси, которая сделала очень запоминающуюся инсталляцию на последней «Документе».

Здесь принимают на год, два или на срок проекта, и поэтому количество мест каждый год разное, но примерно это по восемь на каждом из трех отделений (искусство, дизайн, теория). Для производства различных исследовательских продуктов — книг, фильмов, инсталляций, серий фотографий и так далее — есть все технические возможности, мастерские и ассистенты. Академия выступает продюсером и дистрибьютором этих продуктов.

В списке тех, кто здесь побывал, есть целый ряд художников из Восточной Европы, а из русских засветился Виктор Алимпиев. Дедлайн в этом году был 13 апреля.

Высший институт изобразительных искусств Фландрии, Гент

Очень престижное место. Постдипломное образование в области визуальных искусств продолжительностью в 2 года. Нечто среднее между классическим обучением и «резиденцией» для молодых художников с упором на индивидуальной практике. Учебные курсы сочетаются с лекциями и посещением мастерских (studio visits) приглашенными художниками, кураторами, критиками и теоретиками.

Среди настоящих и прошлых приглашенных преподавателей — куратор Ярослава Бубнова, французский художник Пьер Бисмут, куратор и критик Елена Филипович, художница, философ и теоретик Марина Гржинич, художник Кенделл Гирс и другие.

Стоимость: регистрационная плата 1000 евро в год + однократный взнос 300 евро.

Павильон при Пале-де-Токио, Париж

Эта учебная программа лабораторного типа основана на общении и взаимодействии между ее участниками — молодыми художниками со всего мира, что должно расширить их опыт и обогатить личную практику. Индивидуальное творчество происходит параллельно коллективной работе над групповой выставкой — это итог обучения. Программа предусматривает путешествия и серию воркшопов во Франции и других странах, а также встречи с художниками, кураторами и критиками, в основном французами. Минусы подобной программы — неизбежность конфронтаций в среде участников, а также необходимость подстраиваться под политику институции, хотя прошли те времена, когда участников программы принуждали участвовать в рекламных выставках (например, «Ультракожа» под спонсорством Nivea в апреле 2006 года).

Продолжительность обучения — 8 месяцев. Рассчитано на молодых художников и арт-критиков с высшим образованием (эквивалент Master, т.е. 5 лет обучения) или опытом профессиональной деятельности. Знание французского и (или) английского языка обязательно. Руководитель программы — французский художник Анж Леччиа.
Около десяти участников программы выбираются из более чем трехсот кандидатов на основе рассмотрения портфолио и проекта на заранее объявленную тему (к примеру, в этом году темой проекта стала память). На заключительной стадии происходит собеседование. Стоимость — около 300 евро при зачислении, около 190 евро за студенческую страховку. Затраты на визы и поездки, предусмотренные программой, за свой счет. Зато участники программы получают ежемесячную стипендию, которая в 2008/09 учебном году составляла 1000 евро.


Национальная школа изобразительных искусств, Лион

Постдипломное образование продолжительностью в 1 год, рассчитанное всего на пять студентов. Нечто среднее между классическим обучением и «резиденцией» для молодых художников. Учебные курсы сочетаются с лекциями приглашенных преподавателей и индивидуальными встречами с ними студентов, а также учебными поездками в другие страны. Среди приглашенных лекторов — философ Ален Бадью, художница Елена Ковылина, художники Васко Арауджо, Оливье Моссет (Olivier Mosset) и др.

Стоимость: бесплатно, студенты получают стипендию в 4000 евро. Дата аппликации — 15 мая.Материал подготовлен при участии Елены Яичниковой


Еще по теме:
Художник как исследователь: как, где, зачем, 04.05.2009
Елена Яичникова. Студент не должен быть «глуп, как живописец», 04.05.2009
Диана Мачулина. Где учиться современному искусству в России, 22.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • king_of_the_pirates· 2009-05-05 20:36:30
    спасибо вам огромное за материал, поистине бесценный. я бы мечтал об аналогичном материале, но для других сфер. потому что, например, не очень понятно, где и как лучше получить за границей искусствоведческое или культурологическое образование, т.е. просто хорошее гуманитарное образование, которое и даст необходимый кругозор, и позволит остаться дальше жить и работать в Европе.
  • degot· 2009-05-05 21:54:13
    Все будет! Разберемся и напишем. Дайте время
  • sanchezo· 2009-05-07 14:03:36
    Отличный материал! Хотелось бы что-то подобное прочитать но про кинематографическое образование. А так как вы написали "все будет!", то безоговорочно верю и жду =)
Читать все комментарии ›
Все новости ›