Оцените материал

Просмотров: 96162

Где учиться современному искусству в России

Диана Мачулина · 22/04/2009
Страницы:


ПОСТВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курс «Новые художественные стратегии» в Институте проблем современного искусства (ИПСИ)

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
В народе кратко называется «институт Бакштейна» (И.М. Бакштейн является директором института и одним из его основателей). В 2006 году среди малознакомых с русской арт-сценой людей ходили слухи, что Иосиф Маркович организовал школу современного искусства для подготовки художников к участию в Московской биеннале, что неверно: институт был создан группой художников, историков и теоретиков искусства в 1991 году, а образовательная программа «Новые художественные стратегии» стартовала в 1999 году, задолго до появления Московской биеннале. Такие слухи могли появиться из-за того, что почти все самые яркие молодые художники 2000-х годов прослушали курс в ИПСИ. И то, что они стали участниками крупных российских и зарубежных выставок и биеннале, сотрудничают с ведущими галереями в Росиии и за рубежом — естественное следствие действенной системы обучения. Среди выпускников института — широко известный ныне Виктор Алимпиев, который проходил стажировку в Швеции, Ольга Божко, номинант премии Кандинского Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Наталья Зурабова, Наталья Зинцова, Максим Илюхин, Яков Каждан, Елена Ковылина, лауреат «Инновации» Ирина Корина, Таисия Короткова, участник 2-й Московской биеннале Михаил Косолапов, участник русского павильона в Венеции (в составе программы Escape) Антон Литвин, еще один колумнист OPENSPACE.RU Лиза Морозова, номинант Кандинского Георгий Первов, еще одна номинантка Ксения Перетрухина, Александр Погоржельский, Злата Понировская, вошедший в шорт-лист «Инновации» этого года Хаим Сокол, успешная художница галереи «Риджина» Наталья Стручкова, участник 1-й Московской биеннале Ростан Тавасиев, номинант Кандинского Анна Титова, участник всех возможных проектов Илья Трушевский, широко известный Сергей Шеховцов, Стас Шурипа, который сейчас там преподает, и многие другие. (Мы могли забыть какие-то звания, так как почти у каждого они есть.)

До 2000 года школа существовала при поддержке фонда Сороса, сейчас — при содействии «Общества поощрения художеств». Курс «Новые художественные стратегии» представляет собой годичную программу лекций, мастер-классов и семинаров, которые посвящены анализу современной художественной практики и теории; философии, истории современного искусства, устройству интернационального художественного сообщества. Теоретические курсы читают известные философы: Олег Аронсон, Алексей Пензин, Елена Петровская, Михаил Рыклин, Оксана Тимофеева, Кэти Чухров.

Лекции проходят без скидки на возможную неподготовленность студента, ведь сильное интеллектуальное напряжение необходимо. Александр Иванов как-то сказал, что подвиг, подобный прочтению юным Монастырским «Критики чистого разума» Канта, стоило бы совершить каждому современному художнику.

Еще одна составляющая курса — мастер-классы деятелей российского современного искусства и иностранцев. Если в Москве, даже с тайным визитом, появляется кто-то из зарубежных «великих», ИПСИ, как правило, удается заполучить эту персону к себе на мастер-класс.

Кроме того, есть практический мастер-класс художника, который в течение года проводит обсуждение работ студентов и формирует по итогам года выставку. На эту итоговую выставку в качестве зрителей ИПСИ приглашает критиков и галеристов. В первые годы работы института каждый курс вели разные мастера. Алимпиев вспоминает выставку, которую для их курса в галерее «Спайдер & Маус» сделал Олег Кулик: «К работам было одно требование — чтобы это были не плоские работы, не рисунки и не картины, потому что каждая из них стояла на постаменте, спрессованном из снега. Они постепенно таяли, работы падали в грязь — «вот как мы тут живем в России»… Кто-то делал работу, связанную с таянием этого параллелепипеда, а кто-то делал керамическую скульптуру и был готов, что она разобьется. Хороший педагогический урок — ты отдаешь свою работу на заклание, но при этом все устроено так, что ты не можешь просто отмазаться, потому что на эту выставку придут критики и кураторы, то есть нельзя сделать плохую вещь». Во время моего обучения мастер-классы вели Дмитрий Гутов и Владимир Куприянов, последние три года ведет Станислав Шурипа.

Помимо представления студентов российским критикам и кураторам и социализации в отечественном арт-пространстве, институт помогает тем, кто хочет продолжать образование за границей: пишет рекомендательные письма, объясняет, как поступить. Бакштейн рассказал о перспективах зарубежного обучения после ИПСИ: «Миссия института — объяснять принципы, на которых устроена международная художественная сцена, уходить от замкнутости и провинциальности. Мы поддерживаем отношения с нашими коллегами, зарубежными академиями — это Академия искусств «Валанд» в шведском Гетеборге; Государственная школа искусств «Штедель» во Франкфурте-на-Майне, Университет искусств и Королевский колледж искусств в Лондоне. Институт является членом ELIA (Европейская лига художественных институтов). Обучение в ИПСИ может быть учтено как credits в европейских университетах, то есть когда часы, прослушанные здесь, засчитываются там. Сейчас мы на постоянной основе вводим ежегодную стажировку пяти-шести студентов в Швеции, кандидатуры отбираются совместно со шведской стороной. В этом году вместе с Марком Нэшем, профессором из Королевского колледжа в Лондоне, мы планируем возобновить практику совместной летней школы английских, шведских и русских художников на Академической даче в Вышнем Волочке».

Занятия в институте проходят примерно три раза в неделю: два в рабочие дни по вечерам, и одно в выходные в дневное время. Таким образом, есть возможность совмещать обучение с работой или учиться где-то параллельно. В отличие от Школы Родченко, где есть практические занятия, для поступления в ИПСИ желательно иметь какие-то навыки и умения.

Эти навыки оценивают во время вступительного собеседования по портфолио. Также на собеседовании нужно убедительно рассказать о своих планах в искусстве и круге интересов. Собеседование с желающими поступить на 2009/10 учебный год будет проводиться во второй половине октября, записаться на него и узнать о точной дате проведения можно по адресу ica.moscow@gmail.com.

Школа современной фотографии и мультимедиа им. Родченко

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
Срок обучения в школе — два года, в этом году будет первый выпуск. Пока школа не дает официального диплома, но обеспечивает как очень хорошую техническую базу (для традиционной фотографии, дигитальной, видео), так и главное — связи и знакомства. Школа находится в системе Московского Дома фотографии, то есть ученики имеют непосредственный доступ к мероприятиям Ольги Свибловой — легко участвуют в конкурсе «Серебряная камера» (и даже получают призы, как это было в этом году), в Фотобиеннале, фестивале «Мода и стиль в фотографии» и т.п. Это не совсем среда современного искусства, но она близка к ней, и перетечь из одной сферы в другую легко, тем более что среди преподавателей есть люди, непосредственно связанные с современным искусством.

Из множества фотошкол Москвы только эта ориентирована не на коммерческую и рекламную фотографию, а на современных художников, работающих с фотографией, видео и новыми медиа. Впрочем, делать что-то другое не запрещено. Развито также направление документальной фотографии, тоже востребованное на международных выставках современного искусства.

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
Свои группы ведут Владимир Куприянов, Татьяна Либерман (художественная фотография), Ирина Меглинская и Олег Климов (постановочная и документальная фотография), Кирилл Преображенский (видео), Алексей Шульгин (новые медиа). Семинар по современному искусству ведет Екатерина Дёготь, для ведения мастер-классов на семинар приходят известные художники (в этом году Дмитрий Гутов, Сергей Братков и другие); студенты учатся формулировать свои теоретические позиции, задачу своего проекта, без чего в системе contemporary art продвигаться они не смогут. Давид Рифф читает лекции по истории искусства.

Обучение в школе бесплатное и занимает практически все время студента (занятия дневные, почти всю неделю), так что совмещать учебу с другим вузом сложно. Большинство студентов уже где-то отучились (не обязательно в художественном вузе) или учатся на последнем курсе.

Зачисление происходит на основе просмотра портфолио и дальнейшего собеседования. Портфолио должно включать в себя мотивационное письмо и несколько серий фотографий, причем оценивается отнюдь не уровень технических умений (слишком «подкованных» в этом плане как раз не берут, так как их уже нечему учить), а глаз и мозги — умение видеть и думать. Любительское фотографирование отсеивается: для любителей, желающих повысить свой уровень, тут существуют платные курсы. Можно (и желательно) представить также видео и вообще любые творческие (не прикладные) работы, будь то коллаж, эскизы композиций, инсталляций и так далее. Ключевым является собеседование, в ходе которого выясняется, по адресу ли пришел будущий студент. Знакомство с тем, что такое современное искусство, необходимо; человек, который в своих знаниях не продвинулся дальше Сальвадора Дали и никогда не был на «Винзаводе», сюда вряд ли поступит.

Прием портфолио производится с 1 июня по 2 сентября, собеседование для прошедших первый тур — 8—10 сентября. С этого года можно будет поступать сразу на отделение видео и новых медиа.

Читайте вскоре: Где учиться современному искусству в Европе


Другие материалы раздела:
Ярослава Бубнова: «Не могу слышать аргумент “Для России это хороший уровень”», 21.04.2009
Давид Рифф. «Понимание приходит с опытом», 20.04.2009 Вернисажи недели. 20–26 апреля, 20.04.2009
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • miah_lokos· 2009-04-23 11:08:38
    Диана, добавь, пожалуйста, что меня пригласил не только Игорь Макаревич, но и Елена Елагина. Меня и Леонида Сохранского.
  • Art_gav· 2009-04-23 12:45:27
    Все отлично. Но вот ВГИК, например, как всегда забыли.
    А между прочим, там учился Игорь Макаревич. И очень неплохая подготовка, близкая к ГИТИСу.

    Ну и про мастеров в традиционных вузах. Все-таки, многие поступают именно к определенному художнику. К Назаренко, Никонову, Алимову, Диодорову. И уровень этих художников очень высок, они действительно "рукополагают" своих учеников.
  • irakorina· 2009-04-23 15:43:45
    оля божко художник выпускник мастерской морозова в гитисе и оля божко сотрудник опенспэйс -это не одна и та же оля божко, а два совершенно разных человека
Читать все комментарии ›
Все новости ›